Нововведения как объект инновационного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа является очень актуальной потому, что в настоящее время слабым звеном организационно – экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производстве, полностью удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновационная деятельность как объект управления 5
1.1. Особенности управления инновационной деятельностью 5
1.2. Функциональное управление инновационной деятельностью 8
1.3. Структура инновационного процесса 12
1.4. Инновационный потенциал организации 15
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности РА ООО «АДЕМ» 18
2.1. Краткая характеристика рынка рекламы г. Магадан 18
2.2. Организационная структура, анализ и рекомендации по совершенствованию организации ООО «АДЕМ» 21
Заключение 24

Файлы: 1 файл

Курсовая по социологии управления.docx

— 250.40 Кб (Скачать файл)

Возрастание роли инновационных  процессов в экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных  систем и всего воспроизводственного цикла. Это влечет за собой размывание межотраслевых границ, диверсификацию спроса и предложения и ориентирует инновационные фирмы  на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмента, новшества  не только заставляют менеджера искать новые формы рыночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента.

Принципиальные научные  и технологические новшества, формирующие  становление новой модели экономического роста, являются объектом стратегического  менеджмента, тогда как социально – организационные новшества и производственная среда, определяя пути  альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико – экономической парадигмы, составляют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономического развития и созданием новой модели экономического роста.

Центральное место в системе  инновационных преобразований  по праву занимают новые технологии. Технологические инновации определяются большинством авторов как сложная  система, с помощью которой идея или изобретение превращаются в  объект коммерческой деятельности.

Дисциплины, занимающиеся инновационными проблемами, вкладывают в понятие  «инновация» различное содержание. Так социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассматривает  инновацию в контексте научной и умственной деятельности. Инновация – это и мотивация трудовой деятельности, и способы поведения, которые качественно отличаются от имевших место ранее. Теоретическое системное определение представляет инновацию как активное или пассивное изменение данной системы в отношении к внешней среде.

Социальная инновация  возникла из первых попыток систематизации данных о внедрении нового и преодолении психологического сопротивления этому процессу. П. Дракер, внося свою лепту в понимание инновационной деятельности, писал, что она имеет социальную ценность, что социальная инновация – это изменение привычного типа мышления и стиля жизни. Внесение динамичности  в «устойчивый» экономический порядок, создание более высокого уровня неопределенности и риска – вот, по мысли П. Дракера, суть инновационной деятельности.

Инновационная деятельность, основанная на рациональности и полезности, не мыслится автором без вознаграждения индивидуальных усилий, умственной энергии и изобретательности. С этих позиций инновационная деятельность есть эффективное сочетаний технологии и организации с предпринимательской этикой.

Инновационные превращения  рассматриваются не только как результат  внешних воздействий, но и как  образование новых, до нее не существовавших внутренних факторов, появляющихся в  результате технико – технологических и социальных изменений. С этих позиций инновационная деятельность есть эффективное сочетаний освоение и наработку опытного образца изделия наряду с освоением продукции относят к стадии производства. И здесь и именно на этом этапе осуществляется первичное внедрение образца в производство. Предложенное биологами наименован «инвазия» (от англ., «invasion»), означающее первоначальное внедрение в какой-то процесс, точно подходит для названия инновационного акта.

Инвазия нововведения требует  новых технологических режимов  и нового типа оборудования; она  происходит лишь при взаимодействии старых и новых принципов и  структур. Инвазия приводит к возникновению  новых явлений, которые требуют передислокации персонала, переналадки технических систем. Это вызывает необходимое изменение организационных структур и подгонки всех прежде разрозненных факторов в стройную систему. Инвазия является импульсом к проведению системы инновационных мероприятий по материализации новшества. При этом все изменения, происходящие в производстве, являются последствием инвазии первоначального образца новшества.

Одновременно с подготовкой  и освоением новой продукции  решается задача подбора обучения персонала  и освоения новых видов оборудования, необходимого для материализации нововведений.

 Производственный процесс создания новшества составляют:

- инвестиционные мероприятия,  связанные с организацией производства  новой продукции или применением  новой технологии приобретением  и монтажом нового оборудования;

- переквалификация, подбор  и обучение персонала;

- выпуск опытных партий  продукции, серийное, а затем массовое  производство новой продукции;

- расширение масштабов производства и диффузии новшества;

- выход новшества на  рынок и его коммерциализация.

На производственной стадии осуществляется весь комплекс работ  по освоению новой продукции, изготовлению первых партий, а затем массовый выпуск нового продукта.

1.3. Структура инновационного процесса

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление  инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс – более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

- во – первых, его можно рассматривать как параллельно – последовательное осуществление научно – исследовательской, научно – технической, производственной деятельности и инноваций;

- во – вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения. В общем виде, инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Причем инновационный  процесс не заканчивается так  называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или  доведением до проектной мощности новой  технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике  нововведения совершенствуется, делается более эффективным, приобретает  новые потребительские свойства, что открывает для него новые  области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

Важное направление  в изучении инновационных процессов – выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению (см.  приложение 1).

Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения.

Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):

1. Стадия исследования

- фундаментальные исследования  и разработка теоретического  подхода к решению проблемы (фундаментальные  исследования – это теоретическая  или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых  знаний об основных закономерностях  и свойствах социальных и природный  явлений, о причинно – следственных связях относительно к их конкретному применению. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования – задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования – задачей, которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%);

- прикладные исследования и экспериментальные модели (прикладные / оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно – исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках);

- экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка (разработки  продукта – создание / модернизация  образцов новой техники, которые  могут быть переданы после  соответствующих испытаний в  серийное производство или непосредственно  потребителю. На этом этапе  производится окончательная проверка  результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая  техническая документация, изготавливается  и испытывается технический прототип  или опытный технологический  процесс. Технический прототип  – это реально действующий  образец продукта, системы или  процесса, демонстрирующий пригодность  и соответствие эксплуатационных  характеристик спецификациям и  производственным требованиям);

2. Стадия производства

- первичное освоение и  подготовка производства (на этом  этапе производится описание  возможных методов производства  с указанием основных материалов  и технологических процессов,  условий эксплуатационной и экологической  безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству – это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец – полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются  основой технико – экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам);

- запуск и управление  освоенным производством (полномасштабное  производство – это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);

3. Стадия потребления

- поставка продукции на  рынок и его потребление (на  этом этапе уточняется стратегия  продвижения нового продукта  на рынок, происходит непосредственное  потребление нового знания, овеществленного  в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности);

- устаревание продукта  и необходимая ликвидация устаревшего  производства (данный этап наступает  тогда, когда налицо не только  физический, но  в первую очередь  моральный износ техники, вызванный  быстрыми темпами разработок  новых высокоэффективных образцов).

1.4. Инновационный потенциал организации

Инновационный потенциал  организации – совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

- материально – технические  ресурсы;

- финансовые ресурсы;

- организационные ресурсы;

- кадровые ресурсы;

- социально – психологические.

Для проведения инновационных  процессов компания должна располагать:

- свободными денежными  средствами, достаточными для финансирования  разработок;

- соответствующей материально  – технической базой для создания  массового производства нового  продукта;

- сотрудниками, способными  генерировать неординарные решения.

Интеллектуальные ресурсы  компании обеспечивают возможность  выработки оригинальных идей, лежащих  в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».

Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной  активностью подразумевают интенсивность  проведения инновационных преобразований на предприятии.

Инновационная активность фирмы  зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная  культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается  и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента  на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления  инновационной деятельности.

Главным фактором, отражающим инновационную активность фирмы  и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей нововведению, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

Информация о работе Нововведения как объект инновационного управления