Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:39, курсовая работа
Актуальность исследования системы обращений граждан не вызывает сомнений, приведем ее основные тезисы.
1. Общеизвестно, что в демократическом правовом государстве высшую значимость и ценность представляет человек. Поэтому обеспечение и защита человеческих прав и свобод считаются фундаментальными государственными предназначениями в Российской Федерации. Одним из конституционных прав человека в нашей стране является право на обращение в органы государственной власти, которое закреплено в ст. 33 Конституции Российской Федерации .
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Анализ содержания основных нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы приема, рассмотрения и реагирования на предложения, заявления и жалобы граждан. ………………………………… 7
2. Примеры определений и требований, обозначенных в действующем законодательстве о порядке рассмотрений обращений граждан………….. 13
2.1. Организация обработки обращений граждан в федеральных органах исполнительной власти……………………………………………………… 13
2.2. Регулирование процесса по рассмотрению обращений граждан в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации…………….. 16
2.3. Особенности технологии рассмотрения обращений граждан в органах Федеральной службы безопасности России………………………………. 20
2.4. Специальные нормы регламента рассмотрения обращений граждан в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ……………………….. 24
2.5. Прием обращений уполномоченными по правам человека Российской Федерации……………………………………………………………………. 28
3. Особенности организации делопроизводства при рассмотрении обращений на личном приеме граждан и обращении посредством информационных технологий……………………………………………………………………. 29
4. Порядок обработки обращений граждан в организациях, не являющихся органами государственной власти и не представляющих интересы органов государственной власти. …………………………………………………….. 32
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список литературы……...…………………………………………………… 39
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Введение………………………………………………………… | |
1. Анализ содержания
основных нормативно-правовых | |
2. Примеры определений и требований, обозначенных в действующем законодательстве о порядке рассмотрений обращений граждан………….. 13 | |
2.1. Организация обработки
обращений граждан в | |
2.2. Регулирование процесса по рассмотрению обращений граждан в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации…………….. 16 | |
2.3. Особенности технологии
рассмотрения обращений | |
2.4. Специальные нормы
регламента рассмотрения | |
2.5. Прием обращений
уполномоченными по правам | |
3. Особенности организации делопроизводства
при рассмотрении обращений на личном
приеме граждан и обращении посредством
информационных технологий…………………………………………………… | |
4. Порядок обработки
обращений граждан в | |
Заключение…………………………………………………… | |
Список литературы……...…………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования системы обращений граждан не вызывает сомнений, приведем ее основные тезисы.
1. Общеизвестно, что в демократическом правовом государстве высшую значимость и ценность представляет человек. Поэтому обеспечение и защита человеческих прав и свобод считаются фундаментальными государственными предназначениями в Российской Федерации. Одним из конституционных прав человека в нашей стране является право на обращение в органы государственной власти, которое закреплено в ст. 33 Конституции Российской Федерации1.
2. Конституции многих стран мира также провозглашают нормы международного права о защите прав и свобод человека. Развитие российского государства невозможно без соответствия внутреннего права общепринятым международным нормам. «При этом обращается серьезное внимание на обеспечение реальной возможности обжалования действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, нарушающих права граждан, как на национальном, так и на межгосударственном уровне.»2
3. Активное формирование и становление в России правового государства невозможно без достижения информационной открытости деятельности структур государства и совершенствования обратной связи-диалога между гражданином и государством. Обязательность рассмотрения обращений граждан с возможностью обжалования принятого по ним решения, а также организация личного приема должностными лицами государственных органов без сомнения способствуют этому направлению государственной политики.
4. В связи с формированием системы электронного правительства в России особую актуальность представляют вопросы организации работы с обращениями граждан, направляемых через информационные системы общего пользования.3
5. Последним аспектом важности рассматриваемого вопроса обозначим основные категории научных ценностей социально-правового института обращений граждан:
- историческую, которая позволяет наиболее полно отобразить реальное состояние государственных и общественных отношений4;
- статистическую, указывающую на тенденции динамического развития правовых отношений, по которым адресованы обращения граждан;
- юридическую ценность как важнейшего из источников совершенствования правовых норм российского государства.
При подготовке работы использован ряд источников, к основным следует отнести 3 категории.
Без сомнения эти документы
определяют основные направления правового
регулирования деятельности по обработке
обращений граждан и
2. Научные работы – авторефераты диссертаций М.А. Миронова, «Обращения граждан как конституционно-правовой институт: проблемы реализации» и Л.А. Жеребцовой, «Организация работы с обращениями граждан в органах государственной власти и их отбор на государственное хранение (начало 1990-х гг. – настоящее время)».
Назначением этих источников является рассмотрение и анализ рассматриваемых явлений с целью выявления проблем и выработки обоснованных предложений для эффективного развития деятельности по обработке обращений граждан. При этом организация работы с обращениями граждан в органах государственной власти в них рассматривается комплексно – с документоведческих и архивоведческих позиций.8
3. Другие нормативно-правовые акты:
– доклады Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и Уполномоченных в субъектах РФ, не являющихся частями исполнительной власти (омбудсмены выступают в роли независимого от государства социально-правового института, главной целью которого является защита прав и свобод человека);
- Правила делопроизводства
в федеральных органах
- Инструкция по работе
с обращениями граждан в
- Инструкция «Об организации
рассмотрения обращений
- Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской
Федерации от 15.06.2009 г. № 478 «О единой
системе информационно-справочной поддержки
граждан и организаций по вопросам взаимодействия
с органами исполнительной власти и органами
местного самоуправления с использованием
информационно-
Документальные и
Основными целями курсовой работы представляются:
1. Анализ содержания
основных нормативно-правовых
К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок рассмотрения обращений граждан относятся:
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»10
28 февраля 1996 г. согласно
распоряжению Президента
Обращения граждан по своей природе играют главным образом роль правовой самозащиты при нарушении личных прав и свобод, а также становятся инициативным документом для возникновения какого-либо правоотношения. Поэтому реализация права граждан на обращение обозначена в основополагающих документах российской государственности:
- ратифицированной Конвенции государств-участников Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее – Конвенция);
- Конституции Российской Федерации.
В ст. 34 Конвенции определяется, что жалобой от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц считается утверждение о том, что они «явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.»12
В тексте Конституции РФ нет определений предложений, заявлений и жалоб граждан, но обозначаются способы таких обращений. Так статья 33 основного закона гласит, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В содержание Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Гражданско-процессуального кодекса РФ законодатель ввел подробные определения (правовые дефиниции) терминов, применяемых в процессе рассмотрения обращений граждан.
Так согласно ст.4 вышеуказанного закона:
1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
2) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.13
Из текста ст. 3 Гражданско-процессуального
кодекса РФ (ГПК РФ) следует, что
заинтересованное лицо вправе в порядке,
установленном