Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:50, реферат
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке. Данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня.
1.2. Общая характеристика
административной
Конституция РФ закрепила 4 вида ответственности: уголовная, гражданская, дисциплинарная и административная. Привлечение лица к ответственности предполагает нарушение им предписаний, установленных нормой права.
Административная
Говоря об административной
ответственности за правонарушения,
посягающие на общественный порядок
и общественную безопасность, следует
подчеркнуть следующее Козлов Ю.
М. Комментарий к Кодексу
1. Для административной
ответственности характерно, что
она наступает не за любое
правонарушение, совершенное в сфере
реализации исполнительной
2. Из общеобязательного
характера правил, нарушение которых
влечет административную
3. Меры административной
ответственности применяются в
случаях правонарушений не
4. Специфической особенностью
административной
5. Меры административной ответственности применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам, т.е. как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права.
6. Для применения мер
административной
7. Свое непосредственное
выражение административная
8. Основанием административной
ответственности является
В гл. 4 КоАП РФ закреплены основные правила привлечении к административной ответственности и назначения административных наказаний. Анализ санкций статей гл. 20 КоАП РФ показывает, что мерами административной ответственности за административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность, являются Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. - Система ГАРАНТ, 2010 г. - с. 373:
- предупреждение - мера административного
наказания, выраженная в
- административный штраф
- денежное взыскание, которое
выражается в рублях и
- возмездное изъятие орудия
совершения или предмета
- конфискация орудия совершения
или предмета
- административный арест
- содержание нарушителя в
- административное
Для усиления мер по обеспечению общественной безопасности предусмотрено взыскание в виде лишения специального права хранения и ношения огнестрельного оружия, специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств. В то же время исключены из числа административных взысканий исправительные работы, поскольку применяемые исключительно по месту работы, они по существу являются "штрафом в рассрочку" Студеникина М.С. К проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях // Журнал российского права. - 1998. - № 6. - с. 32 - 34. В соответствии с мировой практикой в целях усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина расширена исключительная компетенция судей за счет отнесения к их ведению наложения (помимо административного ареста) ряда других административных взысканий: лишения специального права, конфискации и возмездного изъятия предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения Борисов Б. А. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. - М.: Юстицинформ, 2006. - с. 3.
В качестве субъектов административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, КоАП РФ выделяет: физических лиц (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), достигших 16 лет и являющихся вменяемыми, юридических лиц и в качестве специальных субъектов выделяет должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, собственников (владельцев) транспортных средств, несовершеннолетних лиц в возрасте от 16 до 18 лет Носков Б. П. Административное право: Учебно-методический комплекс. Часть 1. - Орел: ОрелГТУ, 2007. - с. 258 - 260.
Таким образом, административная
ответственность за правонарушения,
посягающие на общественный порядок
и общественную безопасность, можно
позиционировать как часть
1.3. Система административных
правонарушений, посягающих на общественный
порядок и общественную
Законодатель использует каузальный подход не только при расположении глав в структуре КоАП РФ, но и при размещении статей в пределах глав. При этом важно уяснить основы систематизации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Под системой административных
правонарушений, посягающих на общественный
порядок и общественную безопасность,
понимается законодательно определенный
порядок расположения взаимодействующих
между собой административно-
Систему административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, можно представить следующим образом:
1) Административные
2) Административные
3) Административные
4) Административные
Можно представить и другую систему административных правонарушений в данной области, поскольку, как правило, одно и то же правонарушение, наряду с основным объектом, имеет и факультативный. Соответственно, отнесение конкретного административного правонарушения в ту или иную группу является весьма условным. Однако можно абсолютно точно сказать, что глава 20 КоАП РФ выделена именно по видовому объекту административного правонарушения Антонова В.П. Административная ответственность и проблемы административного права // Государство и право, 2000, № 10. - с. 45- 50.
Таким образом, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, представлены в КоАП РФ в определенной системе. Выделение этой системы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку выстроенная в определенной последовательности и логичности, она позволяет не только вывить виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, но и определить родовой и видовой объекты административного правонарушения, а в ряде случаев, даже и факультативный.
2. Составы административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности
2.1 Общие сведения о
составе административного
Состав административного
правонарушения представляет собой
совокупность (систему) установленных
нормами административного
Значение состава
В качестве обязательных признаков
состава административного
1.Объект административного
правонарушения - общественные отношения
в сфере государственного
В качестве факультативных признаков объекта выступают потерпевший (лицо, которому причиняется вред в результате совершенного правонарушение) и предмет (объект материального мира, который подвергается незаконному воздействию в результате посягательства правонарушителя).