Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:50, реферат

Описание работы

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке. Данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня.

Файлы: 1 файл

административное право реферат №5.docx

— 83.46 Кб (Скачать файл)

1) объявляется, кто рассматривает  дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого  закона привлекается к административной  ответственности; 2) устанавливается  факт явки физического лица, или  законного представителя физического  или юридического лица, в отношении  которых ведется дело; 3) проверяются  полномочия законных представителей  физических и юридических лиц,  защитника и представителя; 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки; 5) разъясняются лицам их права и обязанности; 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7) выносится определение об отложении рассмотрения дела; 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении; 9) выносится определение о передаче дела по подведомственности.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление (о назначении наказания либо о  прекращении производства по делу) и определение (о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания  иного вида или размера либо о  передаче дела на рассмотрение по подведомственности).

Стадия пересмотра постановлений  и решений по делам об административных правонарушениях регламентирована гл. 30 КоАП РФ. Она предполагает, что лицо, привлеченное к административной ответственности, потерпевший, их представители в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии постановления, а также прокурор могут обжаловать решение компетентного органа или должностного лица Бородин С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: Курс лекций. - Спб.: ГУАП, 2007 - с. 235.

Общие правила производства по исполнению постановлений о привлечении  к административной ответственности  и особенности исполнения каждого  из видов административных наказаний  определены в главе 31, 32 КоАП РФ Носков Б. П. Административное право: Учебно-методический комплекс. Часть 1. - Орел: ОрелГТУ, 2007. - с. 265.

      Стадия исполнения постановления по делу об административном правонарушении предполагает, что постановления по делам об административных правонарушениях обязательны для исполнения.

Следует иметь ввиду, что  судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного  наказания, прекращают исполнение постановления  в случае:

1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение  административного наказания;

2) отмены или признания  утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерти лица, привлеченного  к административной ответственности,  или объявления его в установленном  законом порядке умершим;

4) истечения сроков давности  исполнения постановления о назначении  административного наказания, установленных  статьей 31.9 КоАП РФ;

5) отмены постановления;

6) вынесения в случаях,  предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, рассмотренные  выше процессуальные требования, регламентированные КоАП РФ, позволяют привлекать к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Кроме того, законодательное определение порядка производства по делам об административных правонарушениях позволяет всесторонне, объективно и оперативно рассмотреть дело и исполнить по нему постановление.

3.2. Особенности производства  по делам об административных  правонарушениях в области общественного  порядка и общественной безопасности

Особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок  и общественную безопасность, зависят  от целого ряда факторов (полноты его  содержания, временных, территориальных  критериев, от применения отдельных  видов административных наказаний, различных категорий лиц, привлекаемых к административной ответственности и др.) Чекалдина Т. Ф. Производство по делам об административных правонарушениях в милиции общественной безопасности // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 12.- с. 34 - 39.

Особенность правонарушений, предусмотренных гл. 20 КоАП РФ состоит в том, что они не только сами по себе представляют значительную общественную опасность, но и способны стимулировать рост различных видов тяжких преступлений. Сопоставление норм УК РФ и КоАП РФ показывает, что имеются нормы-близнецы, ничем друг от друга не отличающиеся, которые за одно и то же правонарушение устанавливают как уголовную (например, ст. 222 УК РФ), так и административную ответственность (ст. 20.8 КоАП РФ). На практике единственным критерием их разграничения, как правило, служит личное правосознание правоприменителя Васильев Э.А. Общие черты административного правонарушения и преступления // Административное право и процесс. - 2007. - № 1. - с. 5-8. В 93% случаев до момента возбуждения уголовного дела по делам этой категории с целью установления фактических обстоятельств дела проводится экспертиза по правилам КоАП (ч. 2 ст. 26.2, ст. 26.4 КоАП РФ), результаты которой впоследствии используются в качестве доказательств по уголовному делу как документы (ст. 84 УПК РФ).

Так же к особенностям относится  то, что части некоторых статей гл. 20 КоАП РФ в соответствии с ч.2 ст.23.1 КоАП РФ включены в перечень дел об административных правонарушениях, которые рассматриваются судьями, если орган или должностное лицо, к которым оно первоначально поступило, передает его на рассмотрение судье Колоколов Н.А. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах. Научно-методическое пособие. - М.: Юрист, 2004. - с. 78.

Судье при рассмотрении дела об административном правонарушении, необходимо проверять полномочия должностного лица на составление протокола, следует  учитывать положения, содержащиеся в ст. 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ). В случае реорганизации федеральных органов исполнительной власти необходимо проверять, сохранено ли за соответствующими должностными лицами этих органов право на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении и не переданы ли эти функции должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти Макаров Ю. Я. Настольная книга мирового судьи. - М.: Проспект, 2010. - с. 104. Данное положение касается тех правонарушений, которые правомочны рассматривать милиция и другие органы исполнительной власти.

Не все административные наказания, которые предусмотрены  КоАП РФ для совершеннолетних правонарушителей, могут применяться к несовершеннолетним. Так, к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, не может применяться административный арест. Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав должна выяснить, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Анализ административной практики в отношении несовершеннолетних показывает, что, как правило, подростки привлекаются к административной ответственности по ст. 20.1 (мелкое хулиганство), 20.20 (употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных препаратов), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения) КоАП РФ Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод // Журнал российского права. - 2001. - N 12. - с. 43.

Таким образом, рассмотренные  выше особенности производства по делам  об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок  и общественную безопасность, не являются единственными. В литературе подчеркивается, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, необходимо иметь в виду, что неправомерные  действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного  правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности правонарушителей Долгополов А.А. Правовые аспекты построения юридических конструкций административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ // Российский следователь. - 2005. - № 11. - с. 31. Поэтому в процессе правоприменительной деятельности должностные лица и работники государственных органов, которые управомочены на рассмотрение данных правонарушений должны учитывать все особенности этих проступков и, соответственно, особенности производства по делам о них. Это будет способствовать не только соблюдению режима законности в данной области, но и поможет устранить определенные неточности и коллизии в административном и административно - процессуальном законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (ред. от 26.06.2008) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - N 15. - ст. 769

2. Закон РФ от 07.02.2011 N 3 –ФЗ "О полиции" .

3. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних  войсках Министерства внутренних  дел Российской Федерации" (ред. 25.11.2009) // СЗ РФ. - 1997. - № 6. - ст. 711

4. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. -- СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. -- 303 с.

5. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. -- М.: Норма, 2008. – 815с

6. Борисов Б. А. Комментарий  к Кодексу об административных  правонарушениях. - М.: Юстицинформ, 2006. - 651 с.

7. Бородин С. С. Административное  право. Общая и Особенная часть:  курс лекций. - СПб.: ГУАП, 2007 - 432 с.

8. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Экзамен, 2009. - 511 с.

9. Дмитриев Ю.А., Полянский  И.А., Трофимов Е.В. Административное  право Российской Федерации: Учебник  для юридических вузов. - Система  ГАРАНТ, 2008. - 468 с.

10. Душакова Л.А. Административное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 371 с.

11. Козлов Ю. М. Комментарий  к Кодексу Российской Федерации  об административных правонарушениях. - М.: Юрист, 2004. - 1116 с.

12. Н.А Колоколов Порядок  рассмотрения дел об административных  правонарушениях в судах. Научно-методическое  пособие. - М.: ИГ "Юрист", 2004. - 88с.

13. Макаров Ю. Я. Настольная  книга мирового судьи. - М.: Проспект, 2010. 246 с.

14. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации. - М.: МФПА, 2009. - 678 с.

15. Носков Б. П. Административное  право: Учебно-методический комплекс. Часть 1. - Орел: ОрелГТУ, 2007. - 355 с.

16. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. 667 с.

17. Макарейко Н. В. Административное право: Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2009. - 146 с.

18. Антонова В.П. Административная  ответственность и проблемы административного  права // Государство и право. - 2000. - № 10.

19. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод // Журнал российского права. - 2001. - № 12.

20. Васильев Э.А. Общие  черты административного правонарушения  и преступления // Административное  право и процесс. - 2007. - № 1.

21. Долгополов А.А. Правовые  аспекты построения юридических  конструкций административно-правовых  режимов в сфере оборота оружия  и взрывчатых веществ // Российский  следователь. - 2005. - № 11.

22. Колосов Р. Д. Административные  правонарушения // Государство и  право. - 2002. - № 12.

23. Мышляев Н.П. Предпосылки разработки концепции административной политики в Российской Федерации // Российский следователь. 2003. №3.

24. Студеникина М.С. К проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях // Журнал российского права. - 1998. - № 6.

25. Чекалдина Т. Ф. Производство по делам об административных правонарушениях в милиции общественной безопасности Административное и муниципальное право. - 2009. - № 12.

26.Гапонов О. Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок // Интернет ресурс: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1287186.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №1.

Перечень контрольных  вопросов

1. Понятие и основные черты государственного управления.

     Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность в литературе именуется исполнительно-распорядительной. Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.

      Государственное  управление призвано служить  в первую очередь интересам  личности, общества и государства  (именно в такой последовательности, если государство вправе называться  демократическим). Оно осуществляется  на основе и во исполнение  федеральных законов, законов  субъектов Российской Федерации  и иных актов представительной  власти России, т.е. государственное  управление носит подзаконный характер.

 

2. Основные признаки  государственного управления. 

       Государственное  управление как вид социального  управления характеризуется рядом  особенностей. Если рассматривать  государственное управление в  широком смысле слова (буквально  как управление делами государства), то его осуществляют все органы  государства. Это управление реализуется  в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая  представительными органами государственной  власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной  власти; правосудие, осуществляемое  системой судебной власти. Все  эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Ст. 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:

Информация о работе Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность