Организационно-правовой статус Министерства Финансов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 13:10, курсовая работа
Описание работы
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства. Его функции, полномочия и обязанности.
Содержание работы
Введение 1. Основные элементы организационного правового статуса Министерства Финансов РФ 1.1 Общие положения Министерства Финансов 1.2 Организация деятельности Министерства Финансов 2. Правовой статус Министерства финансов Заключение Библиографический список
- формы налоговых деклараций,
расчетов по налогам, методические рекомендации
и другие нормативные правовые акты по
вопросам применения законодательства
о налогах и сборах;
- порядок выдачи и приостановления
действия разрешений на проведение лотерей
и контроля за проведением лотерей;
- лицензионные требования при
осуществлении деятельности по производству
и реализации защищенной от подделок полиграфической
продукции;
- нормативные правовые акты
по вопросам регулирования, контроля и
надзора в сфере формирования и инвестирования
средств пенсионных накоплений, в том
числе включенных в выплатной резерв;
- методологию эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных
бумаг, предоставления государственных
гарантий Российской Федерации;
- порядок ведения государственной
долговой книги Российской Федерации;
- порядок организации и осуществления
контроля и надзора в финансово-бюджетной
сфере;
- порядок осуществления контроля
за исполнением федерального бюджета
и реализации мер принуждения, применяемых
к участникам бюджетного процесса за нарушение
бюджетного законодательства;
- нормативные правовые акты
в области ведения бухгалтерского учета
и составления бухгалтерской отчетности;
- единый план счетов бюджетного
учета и инструкцию по его применению
органами государственной власти, органами
управления государственных внебюджетных
фондов, органами местного самоуправления
и созданными этими органами бюджетными
учреждениями;
- порядок формирования и представления
бюджетной отчетности об исполнении бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации;
- порядок представления в Министерство
финансов Российской Федерации отчетности
в сфере аудиторской деятельности;
- нормативные правовые акты
в области добычи, производства, переработки
и обращения драгоценных металлов и драгоценных
камней;
- требования к плану финансово-хозяйственной
деятельности государственного (муниципального)
учреждения, общие требования к порядку
составления и утверждения отчета о результатах
деятельности государственного (муниципального)
учреждения и об использовании закрепленного
за ним государственного (муниципального)
имущества;
3) осуществляет4:
- составление проекта федерального
бюджета на очередной финансовый год,
организацию исполнения федерального
бюджета;
- представление в Правительство
Российской Федерации отчетов об исполнении
федерального бюджета и консолидированного
бюджета Российской Федерации;
- экспертизу проектов финансово-экономических
обоснований к законопроектам и проектов
заключений Правительства Российской
Федерации по законопроектам о введении
или об отмене налогов, освобождении от
их уплаты, о выпуске государственных
займов, об изменении финансовых обязательств
государства, другим законопроектам, предусматривающим
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета;
- введение в порядке и случаях,
предусмотренных бюджетным законодательством
Российской Федерации, режима сокращения
расходов федерального бюджета;
- введение в порядке и случаях,
предусмотренных бюджетным законодательством
Российской Федерации, блокировки расходов
и отмену блокировки расходов федерального
бюджета, применение иных предусмотренных
бюджетным законодательством Российской
Федерации санкций;
- управление государственным
внутренним и внешним долгом Российской
Федерации;
- функции эмитента государственных
ценных бумаг Российской Федерации;
- ведение государственной долговой
книги Российской Федерации и реестра
государственных ценных бумаг Российской
Федерации;
- государственную регистрацию
условий эмиссии и обращения государственных
ценных бумаг субъектов Российской Федерации
или муниципальных ценных бумаг, а также
изменений, вносимых в условия эмиссии
и обращения этих ценных бумаг;
- координацию бюджетной и денежно-кредитной
политики в соответствии с задачами макроэкономической
политики;
- участие от имени Правительства
Российской Федерации в деятельности
Парижского клуба и других клубов и форумов,
подписание от имени Правительства Российской
Федерации многосторонних соглашений
с должниками в рамках указанных клубов
и форумов.
1.2 Организация деятельности
Министерства Финансов
Министерство финансов Российской
Федерации возглавляет Министр, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности
Президентом Российской Федерации по
представлению Председателя Правительства
Российской Федерации.
Министр финансов Российской
Федерации несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на Министерство
полномочий и реализацию государственной
политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей,
назначаемых на должность и освобождаемых
от должности Правительством Российской
Федерации.
Количество заместителей Министра
устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Структурными подразделениями
Министерства финансов Российской Федерации
являются департаменты по основным направлениям
деятельности Министерства. В состав департаментов
включаются отделы.
Министр финансов Российской
Федерации5:
1. распределяет обязанности
между своими заместителями;
2. утверждает положения о структурных
подразделениях Министерства, о территориальных
органах федеральных служб, подведомственных
Министерству;
3. в установленном порядке
назначает на должность и освобождает
от должности работников Министерства;
4. решает в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о государственной
службе вопросы, связанные с прохождением
федеральной
5. утверждает структуру
и штатное расписание Министерства
в пределах установленных Правительством
Российской Федерации фонда оплаты
труда и численности работников,
смету расходов на его содержание
в пределах утвержденных на соответствующий
период ассигнований, предусмотренных
в федеральном бюджете;
6. утверждает ежегодный
план работы и показатели деятельности
подведомственных Министерству
федеральных служб, а также отчет
об их исполнении;
7. вносит в Правительство
Российской Федерации по представлению
руководителей подведомственных
Министерству федеральных служб
проекты положений о федеральных
службах, предложения о предельной
численности федеральных служб
и фонде оплаты труда их
работников;
8. вносит в Правительство
Российской Федерации проекты
нормативных правовых актов и
другие документы, указанные в
пункте 5.1 настоящего Положения о Министерстве
финансов Российской Федерации;
9. дает поручения подведомственным
Министерству федеральным службам
и контролирует их исполнение;
10. отменяет противоречащие
федеральному законодательству
решения подведомственных Министерству
федеральных служб, если иной
порядок отмены решений не
установлен федеральным законом;
11. назначает на должность
и освобождает от должности
по представлению руководителей
подведомственных Министерству
федеральных служб заместителей
руководителей федеральных служб,
руководителей территориальных
органов федеральных служб, кроме
случаев, установленных указами
Президента Российской Федерации;
12. представляет в установленном
порядке работников Министерства
и находящихся в ведении Министерства
федеральных служб, других лиц, осуществляющих
деятельность в установленной
сфере, к присвоению почетных
званий и награждению государственными
наградами Российской Федерации,
Почетной грамотой Президента
Российской Федерации, к поощрению
в виде объявления им благодарности
Президента Российской Федерации;
13. издает приказы, имеющие
нормативный характер, а по оперативным
и другим текущим вопросам
организации деятельности Министерства
- приказы ненормативного характера.
Финансирование расходов на
содержание Министерства финансов Российской
Федерации осуществляется за счет средств,
предусмотренных в федеральном бюджете.
Министерство финансов Российской
Федерации является юридическим лицом,
имеет печать с изображением Государственного
герба Российской Федерации и со своим
наименованием, иные печати, штампы и бланки
установленного образца и счета, открываемые
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Министерство финансов Российской
Федерации вправе иметь геральдический
знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые
Министерством по согласованию с Геральдическим
советом при Президенте Российской Федерации.
2. Правовой статус Министерства
финансов
Указом Президента РФ от 9 марта
2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» установлены
три организационно-правовые формы федеральных
органов исполнительной власти: федеральные
министерства, федеральные службы и федеральные
агентства. Основное различия указанных
органов власти базируется на разграничении
нормотворческих (министерства), контрольно-надзорных
(службы), и организационно-хозяйственных
(оказание государственных услуг, управление
государственным имуществом – агентства)
функций.
Рассматривая Министерство
финансов можно обозначить 4 блока, дающие
представления о данном субъекте права:
Первый блок – управленческий,
относит Минфин к государственному управлению
и субъектам, его исполняющим. В нынешних
реалиях под государственным управлением
понимается государственная деятельность
органов исполнительной власти, исполняемая
посредством осуществления государственно-властных
полномочий исполнительно-распорядительного
характера, а также государственная деятельность
администрации государственных предприятий
и учреждений, владеющих определенными
полномочиями публичной власти. Данная
деятельность выполняется с помощью механизма
реализации властных полномочий государства
по руководству, организации и целенаправленному
государственно-властному воздействию
на общество и его подсистемы.
Министерство финансов, как
и любое другое федеральное министерство,
является неотъемлемой частью государства,
которое осуществляется государственное
управление в своей сфере правового регулирования,
обладает конкретными задачами, целями
и полномочиями функционирования. Минфин
– исполнительный орган специализированного
управления, его деятельность основывается
на отраслевых и программно-целевых принципах.
Министерское звено дает возможность
объединить во едино разрозненные институты,
координируя их деятельность, и сорганизовать
деятельность любой общественной сферы,
закрепленной за министерством. Министерство
всегда включается в механизм государственного
управления по вертикали: правительство
– министерство – объект управления.
Исходя из вышесказанного, Министерство
финансов РФ, если рассматривать его как
представителя государственной, является
субъектом государственного управления
в области публичных финансов.
Второй блок, которой рассматривает
принадлежность Минфина к системе органов
государственной власти - системный. Прежде
всего он отражает первооснову, сущность
Министерства финансов РФ, так как демонстрирует
его принадлежность к существующей схеме
органов государственной власти, построенной
на системе разделения властей и системе
сдержек и противовесов, которая позволяет
обеспечить взаимодействие и сотрудничество
органов власти. С данной позиции для Министерства
финансов характерны вот такие особенности:
- Является субъектом публичного
права;
- Является органом государственной
власти, объединённым общностью целей
и родом деятельности;
- Создаётся в соответствии
с требованиями конституции, действующими
законами или другими правовыми актами;
- Наличие утвержденной структуры
государственного органа.
- Сам по себе орган государственной
власти имеет государственно-властные
полномочия, которые позволяют выступать
от своего имени или по поручению государства
и максимально эффективно реализовывать
творческую организаторскую деятельность.
- Государственно-властные полномочия
исполняются только определенными органу
власти способами, средствами и методами,
в которых четко прослеживается созидательная
роль и социальное назначение.
- Решения носят обязательный
для всех характер и могут подкрепляться
принудительной силой государства;
- Государство обеспечивает
Минфин собственностью и материальными
ресурсами. Финансовое обеспечение деятельности
министерства осуществляется за счет
средств бюджета государства. Этот основной
признак, без которого представить работу
любого исполнительного органа власти,
его аппарата и кадрового состава невозможно.
При рассмотрении Министерства
финансов как исполнителя, то есть, собственно,
его принадлежность к системе органов
исполнительной власти и на наличие атрибутов
исполнительной власти можем выделить
третий блок. Исполнительная власть является
одной из ветвей государственной власти,
с помощью которой реализуется политика
государства и законы. Исполнительная
власть осуществляет управление делами
общества через реализацию государственно-
властных полномочий исполнительно-распрядительного
характера. Суть исполнительной власти
заключается в реализации действующих
законов и политики государства во всех
сферах.
Исполнительная власть – разновидность
государственной власти6. Министерство финансов, как
орган исполнительной власти, является
своего рода разновидность существующей,
согласно законодательству, органов исполнительной
власти. Поэтому характеристика субъекта
права Минфина не возможно без упоминания
о признаках, характеризующих его как
орган исполнительной власти.
Минфин России – орган исполнительной
власти, которому свойственный следующие
черты:
- Наличие государственно-правовой
природы, свойственной конституционным
разделением государственной власти на
законодательную, исполнительную и судебную;
- Является разновидностью органов
государственной власти;
- Является частью, так сказать
разновидностью государственной исполнительной
власти и автономной частью государственной
администрации;