Организационно-правовой статус Министерства Финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства. Его функции, полномочия и обязанности.

Содержание работы

Введение
1. Основные элементы организационного правового статуса Министерства Финансов РФ
1.1 Общие положения Министерства Финансов
1.2 Организация деятельности Министерства Финансов
2. Правовой статус Министерства финансов
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая Организационно-правовой статус Минфина.docx

— 79.37 Кб (Скачать файл)

- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

- порядок выдачи и приостановления действия разрешений на проведение лотерей и контроля за проведением лотерей;

- лицензионные требования при осуществлении деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции;

- нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв;

- методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;

- порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации;

- порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

- порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;

- нормативные правовые акты в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

- единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и созданными этими органами бюджетными учреждениями;

- порядок формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- порядок представления в Министерство финансов Российской Федерации отчетности в сфере аудиторской деятельности;

- нормативные правовые акты в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

- требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества;

3) осуществляет4:

- составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета;

- представление в Правительство Российской Федерации отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства Российской Федерации по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;

- введение в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, режима сокращения расходов федерального бюджета;

- введение в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, блокировки расходов и отмену блокировки расходов федерального бюджета, применение иных предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации санкций;

- управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

- функции эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

- ведение государственной долговой книги Российской Федерации и реестра государственных ценных бумаг Российской Федерации;

- государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, а также изменений, вносимых в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг;

- координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;

- участие от имени Правительства Российской Федерации в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.

 

1.2 Организация деятельности Министерства Финансов

 

Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Министр финансов Российской Федерации5:

1. распределяет обязанности между своими заместителями;

2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству;

3. в установленном порядке  назначает на должность и освобождает  от должности работников Министерства;

4. решает в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о государственной  службе вопросы, связанные с прохождением  федеральной 

5. утверждает структуру  и штатное расписание Министерства  в пределах установленных Правительством  Российской Федерации фонда оплаты  труда и численности работников, смету расходов на его содержание  в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

6. утверждает ежегодный  план работы и показатели деятельности  подведомственных Министерству  федеральных служб, а также отчет  об их исполнении;

7. вносит в Правительство  Российской Федерации по представлению  руководителей подведомственных  Министерству федеральных служб  проекты положений о федеральных  службах, предложения о предельной  численности федеральных служб  и фонде оплаты труда их  работников;

8. вносит в Правительство  Российской Федерации проекты  нормативных правовых актов и  другие документы, указанные в  пункте 5.1 настоящего Положения о Министерстве финансов Российской Федерации;

9. дает поручения подведомственным  Министерству федеральным службам  и контролирует их исполнение;

10. отменяет противоречащие  федеральному законодательству  решения подведомственных Министерству  федеральных служб, если иной  порядок отмены решений не  установлен федеральным законом;

11. назначает на должность  и освобождает от должности  по представлению руководителей  подведомственных Министерству  федеральных служб заместителей  руководителей федеральных служб, руководителей территориальных  органов федеральных служб, кроме  случаев, установленных указами  Президента Российской Федерации;

12. представляет в установленном  порядке работников Министерства  и находящихся в ведении Министерства  федеральных служб, других лиц, осуществляющих  деятельность в установленной  сфере, к присвоению почетных  званий и награждению государственными  наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента  Российской Федерации, к поощрению  в виде объявления им благодарности  Президента Российской Федерации;

13. издает приказы, имеющие  нормативный характер, а по оперативным  и другим текущим вопросам  организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.

Финансирование расходов на содержание Министерства финансов Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Министерство финансов Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

2. Правовой статус Министерства финансов

 

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлены три организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Основное различия указанных органов власти базируется на разграничении нормотворческих (министерства), контрольно-надзорных (службы), и организационно-хозяйственных (оказание государственных услуг, управление государственным имуществом – агентства) функций.

Рассматривая Министерство финансов можно обозначить 4 блока, дающие представления о данном субъекте права:

Первый блок – управленческий, относит Минфин к государственному управлению и субъектам, его исполняющим. В нынешних реалиях под государственным управлением понимается государственная деятельность органов исполнительной власти, исполняемая посредством осуществления государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера, а также государственная деятельность администрации государственных предприятий и учреждений, владеющих определенными полномочиями публичной власти. Данная деятельность выполняется с помощью механизма реализации властных полномочий государства по руководству, организации и целенаправленному государственно-властному воздействию на общество и его подсистемы.

Министерство финансов, как и любое другое федеральное министерство, является неотъемлемой частью государства, которое осуществляется государственное управление в своей сфере правового регулирования, обладает конкретными задачами, целями и полномочиями функционирования. Минфин – исполнительный орган специализированного управления, его деятельность основывается на отраслевых и программно-целевых принципах. Министерское звено дает возможность объединить во едино разрозненные институты, координируя их деятельность, и сорганизовать деятельность любой общественной сферы, закрепленной за министерством. Министерство всегда включается в механизм государственного управления по вертикали: правительство – министерство – объект управления.

Исходя из вышесказанного, Министерство финансов РФ, если рассматривать его как представителя государственной, является субъектом государственного управления в области публичных финансов.

Второй блок, которой рассматривает принадлежность Минфина к системе органов государственной власти - системный. Прежде всего он отражает первооснову, сущность Министерства финансов РФ, так как демонстрирует его принадлежность к существующей схеме органов государственной власти, построенной на системе разделения властей и системе сдержек и противовесов, которая позволяет обеспечить взаимодействие и сотрудничество органов власти. С данной позиции для Министерства финансов характерны вот такие особенности:

- Является субъектом публичного права;

- Является органом государственной власти, объединённым общностью целей и родом деятельности;

- Создаётся в соответствии с требованиями конституции, действующими законами или другими правовыми актами;

- Наличие утвержденной структуры государственного органа.

- Сам  по себе орган государственной власти имеет государственно-властные полномочия, которые позволяют выступать от своего имени или по поручению государства и максимально эффективно реализовывать творческую организаторскую деятельность.

- Государственно-властные полномочия исполняются только определенными органу власти способами, средствами и методами, в которых четко прослеживается созидательная роль и социальное назначение.

- Решения носят обязательный для всех характер и могут подкрепляться принудительной силой государства;

- Государство обеспечивает Минфин собственностью и материальными ресурсами. Финансовое обеспечение деятельности министерства осуществляется за счет средств бюджета государства. Этот основной признак, без которого представить работу любого исполнительного органа власти, его аппарата и кадрового состава невозможно.

При рассмотрении Министерства финансов как исполнителя, то есть, собственно, его принадлежность к системе органов исполнительной власти и на наличие атрибутов исполнительной власти можем выделить третий блок. Исполнительная власть является одной из ветвей государственной власти, с помощью которой реализуется политика государства и законы. Исполнительная власть осуществляет управление делами общества через реализацию государственно- властных полномочий исполнительно-распрядительного характера. Суть исполнительной власти заключается в реализации действующих законов и политики государства во всех сферах.

Исполнительная власть – разновидность государственной власти6. Министерство финансов, как орган исполнительной власти, является своего рода разновидность существующей, согласно законодательству, органов исполнительной власти. Поэтому характеристика субъекта права Минфина не возможно без упоминания о признаках, характеризующих его как орган исполнительной власти.

Минфин России – орган исполнительной власти, которому свойственный следующие черты:

- Наличие государственно-правовой природы, свойственной конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- Является разновидностью органов государственной власти;

- Является частью, так сказать разновидностью государственной исполнительной власти и автономной частью государственной администрации;

- Является юридическим лицом;

Информация о работе Организационно-правовой статус Министерства Финансов