Организационно-правовой статус Министерства Финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства. Его функции, полномочия и обязанности.

Содержание работы

Введение
1. Основные элементы организационного правового статуса Министерства Финансов РФ
1.1 Общие положения Министерства Финансов
1.2 Организация деятельности Министерства Финансов
2. Правовой статус Министерства финансов
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая Организационно-правовой статус Минфина.docx

— 79.37 Кб (Скачать файл)

- Имеет регламентированную внутреннюю структуру и штат, действующий как самостоятельная часть госаппарата, и состоящий из государственных служащих, технических исполнителей и других работников, обеспечивающих функционирование данного органа власти;

- Основным элементом организационного механизма является собственная компетенция, представляющая собой совокупность властных полномочий по определенным предметам ведения;

- Имеет свое наименование, гербовую печать;

- Реализует отраслевое управление в своей сфере деятельности, проводит нормативно-правовое регулирование и  государственную политику;

- Работает на закрепленной за ним территории;

- Действует от имени и по поручению государства;

- Финансируется за счет средств федерального бюджета;

- Поскольку это федеральное министерство, постольку Минфин не вправе осуществлять функции по контролю и надзору (кроме внутриведомственного контроля и контроля за находящимися в его ведении службами и агентствами), а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг;

- Выполняет возложенные полномочия постоянно и непрерывно;

- Проводит подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность;

- Обладает правом самостоятельно принимать необходимые для исполнения управленческие решения в форме административно-правовых актов;

- Образование министерства, его подчинение и структура регулируются частично нормами конституционного права, а в основном – нормами административного права;

- Основная цель и главный принцип деятельности – эффективность.

При  рассмотрении последнего, субъектного блока, Министерства финансов в качестве субъекта права, нужно отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 329 от 30.06.2004 « О Министерстве финансов Российской федерации» Минфин – юридическое лицо. Что это значит, что его деятельность должна вестись в соответствии с гражданским кодексом РФ. Споры по вопросу данной ситуации длятся на всем протяжении его существования, так как категория юридическое лицо частного права есть, а юридическое лицо публичного  права – нет. В рамках административно-правового поля министерство представляется органом государственной власти и выполняет свою работу от имени государства. Так сказать выступает главенствующей стороной в административно правовых отношениях,  обладая властными полномочиями.

Министерство финансов, в масштабе гражданско-правовых взаимоотношений,  владеет статусом юридического образования, так как вступает в гражданские отношения от себя и имеет права и обязанности,  наравне с остальными юридическими лицами. Этим Минфин объединяет и хозяйственные  и управленческие функции.

Даная организационно-правовая форма общеизвестна и  достаточно широко применяется в ряде иностранных государств, где она получила название "государственная (или публичная) компания".

В государствах континентальной правовой системы нюанс похожих организаций состоит в том, что они считаются юридическими лицами публичного права.

Публичные юридические лица имеют специальный правовой статус и исполняют, как правило, в отличие от частных юридических лиц, в основном управленческие функции. При всем этом государственные компании, владея обособленным имуществом, наравне с другими юридическими лицами участвуют в хозяйственной жизни. Получается, что они влияют на экономику страны как снаружи - в качестве государственных органов, так и изнутри - в качестве полноправных участников рыночных отношений.

Однозначно, при закреплении за Министерством финансов статуса юридических лиц  ожидалось, что будут созданы своего рода государственные компании. Но действующее в РФ законодательство не готово реализовать задуманное. Основная загвоздка, прежде всего в том, что не создана правовая основа, которая бы регулировала понятие юридического лица публичного права, устанавливала его правовой статус, характеризовала признаки такого юридического лица, правила функционирования, отношения с государством, органами госвласти и частноправовыми субъектами.

Если смотреть с позиции, административного права, то любое федеральное министерство, в том числе и Минфин,  это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику по управлению деятельности в своей сфере, в соответствии с действующими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,  координирующий работу министерства и иных федеральных органов исполнительной власти7. Но данный указ, ничего не говорит о праве выступать любому федеральному министерству в качестве юридического лица.

На сегодняшний день, нормативно-правовая деятельность юридических лиц  регламентирована Гражданским кодексом РФ и другими актами частного права. Получается, если федеральное министерство, в том числе Министерство финансов, обладает статусом юридического лица, то и деятельность Минфина в качестве юрлица будет регулироваться нормами Гражданского кодекса.

По сему, возникает вопрос, правомерно ли использовать действующее законодательство, регламентирующее деятельность юридических лиц, по отношению к Министерству финансов, как к юридическому лицу. Гражданский кодекс РФ регламентирует деятельность федеральных министерств только с позиции представителей исполнительных органов власти и не рассматривает их, как самостоятельных субъектов гражданского права.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, юридическое лицо это организация,  которая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации),  либо не имеющая цель извлечение и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)8.  Рассматривая Министерство финансов, как юридическое лицо,  в соответствии с Положением № 329 от 30.06.2004, можно предположить, что Минфин, как ответственный и за бюджет и за госдолг, должен в своей деятельности преследовать получение прибыли, предположим, налогов, на то, чтобы государство могло реализовывать свои программы. Но любое юридическое лицо, в соответствии с ГК РФ должно:

1.  Проходить государственную регистрацию.  Министерство финансов РФ  не проходило никакой регистрации, оно было образовано указом президента9.

2. Должны иметь учредительные документы10.  Министерство финансов в своей деятельности  руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации11 .

3. Ответственность юридического лица12.  В соответствии с ГК РФ юридическое лицо отвечает всем своим имуществом. Сложно представить ситуацию, в которой Минфин действует от своего лица и лишается своего имущества.

4. Реорганизация юридического  лица13 и ликвидация юридического лица14, по отношению к любому федеральному министерству  не действует, так как упразднить Минфин может только президент РФ.

Соответственно большая часть норм содержащихся в Гражданском кодексе РФ не распространяется  по отношению к Министерству финансов.

Если рассматривать Министерство финансов, как не коммерческую организацию, но и тут возникает сложность. В пункте 3 статье 50 ГК РФ сказано, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым  относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников  недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных  в государственный реестр казачьих  обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных  народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым  относятся государственные учреждения (в том числе государственные  академии наук), муниципальные учреждения  и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих  организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний.

Из всего перечисленного мы  можем предположить , что любое федеральное министерство может либо автономной некоммерческой организацией, либо публично правовой компанией.

Разбираемся далее,  автономная некоммерческая организация это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности15. Исходя из данного определения, становится понятно, что речь идет не о федеральных министерствах.

Что касается публично- правовых компаний в Гражданской кодексе РФ не дается каких либо комментариев. На сегодняшний день не существует законодательства, которое регулировало бы деятельность публично правовых компаний. Существует законопроект № 252441-6 от 04.04.2013 О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, который бы при его принятии регулировал правовое положение публично-правовой компании, порядок ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, но до сегодняшнего дня он не утвержден. В упомянутом законопроекте раскрываются, такие понятия как: понятие публично-правовой компании, Публично-правовая компания, созданная на основании федерального закона, правовое положение публично-правовой компании, имущество публично-правовой компании, управление публично-правовой компанией, планирование деятельности публично-правовой компании, ее отчетность и аудит отчетности публично-правовой компании, временно свободные средства публично-правовой компании, реорганизация и ликвидация публично-правовой компании, в общем все то, о чем на текущий момент ведутся споры в правовой среде.

1. Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями, созданная Российской Федерацией в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. То есть, если данный законопроект будет принят станет ясно, что во-первых деятельность министерства направлена на исполнение интересов государства и не преследует получение финансовой выгоды, но не исключает ее.

2. Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или решения Правительства Российской Федерации.

3. Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.

На современном этапе развития российской правовой науки одним из первых ученых-правоведов, анализирующим вопрос о правовой природе органов государственной власти как юридического лица публичного права является проф. В.Е. Чиркин. Предпринимая попытки разработать понятие юридического лица публичного права В.Е. Чиркин выделяет следующие особенности, указывающие на существование юридического лица публичного права:

1) Это публично-правовое образование. Термин приятно понимаеть в широком смысле. К публично-правовым образованиям могут относяться, помимо государства, субъекта Федерации, муниципального образования, территориального публичного коллектива, органы и учреждения публичной власти, а также некоммерческие общественные объединения.

2) Правовой статус определяется  актами не частного, а публичного  права.

3) Главная цель деятельности - выполнение «общих дел» и  стремление к «общей пользе» (например, полномочие Министерства финансов  по организации исполнения федерального  бюджета в целях планомерного  расходования денежных средств страны).

4) Создание юридического лица публичного права - это объединение индивидов, их усилий.

5) Юридического лица публичного права действует в общественных интересах.

6) Воля юридического лица публичного права формируется на основе общественных интересов, социальных позиций определённых слоев общества (или всего общества в целом).

7) Наличие связи с публичной (государственной, муниципальной) властью.

8) Наличие различных форм  образования юридического лица публичного права (органы, учреждения и т.д.).

9) Различные способы создания  юридического лица публичного права (регистрация; посредством властных мер в виде принятия законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов министров; посредством проведения выборов (например, выборы в представительный орган муниципального образования).

10) Особый субъектный состав (в государственных и муниципальных  органах: штатный состав государственных  и муниципальных служащих, в отношениях  которых существует определённая  подчинённость).

Информация о работе Организационно-правовой статус Министерства Финансов