Организационно-правовой статус Министерства Финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства. Его функции, полномочия и обязанности.

Содержание работы

Введение
1. Основные элементы организационного правового статуса Министерства Финансов РФ
1.1 Общие положения Министерства Финансов
1.2 Организация деятельности Министерства Финансов
2. Правовой статус Министерства финансов
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая Организационно-правовой статус Минфина.docx

— 79.37 Кб (Скачать файл)

11) Наличие имущества в  условиях разных правовых режимов. Вопрос о правовом режиме имущества, закрепленного за органами государства, в ГК РФ не решён. Однако факт наличия у государственных и муниципальных органов права пользования государственной и муниципальной собственностью не отрицается.

12) Наличие документа, являющегося  основой деятельности юридического лица публичного права: конституция государства, устав, положения, приказы, правила внутреннего трудового распорядка.

13) Наличие своеобразной  системы органов, посредством которых  юридического лица публичного права осуществляет свою деятельность.

14) Автономия деятельности  со своим характером и степенью реализации.

15) Публично-правовой характер  ответственности юридического лица публичного права.

Используя данные признаки для анализа Министерства финансов РФ получаем:

1) Минфин создан указам Президента РФ;

2) Для организации его деятельности был принято Постановление ;

3) Министерство финансов осуществляет свои полномочия, в соответствии с действующими нормативно-правовым актам;

4)Обеспечивается за счет бюджетных средств РФ  и его субъектов;

5) Для реализации своих полномочий  обладает штатом государственных служащих с четким должностными инструкциями, особым порядком приема на работу и т.п.;

6) Владеет имуществом не для осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли, а для осуществления общественно и государственно значимых целей;

7) Наличие ответственности  как перед вышестоящими органами  власти в порядке подчинённости, так и перед другими субъектами  права (например, обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной  власти, государственных служащих  согласно гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК  РФ).

8) Цели и задачи Министерства финансов на прямую связаны с выполнением функций государственного, общественного значения (государственная регистрация юридических лиц, сделок с недвижимым имуществом, принятие проекта бюджета на текущий год и плановый период, представление интересов государства на международном уровне и т.п.).

Таким образом, органом государственной власти является юридическое лицо публичного права, созданное государством путём принятия нормативно-правового акта для осуществления функций публичного характера, имеющее внутреннее организационное единство, строго очерченную рамками закона компетенцию, функционирующее за счёт средств бюджета государства, а также несущее ответственность за свои действия (бездействие) в соответствии с нормами действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Очевидно, при закреплении за Министерством финансов статуса юридического лица предполагается реализовать подобие государственной компании. Однако действующее законодательство не позволяет реализовать данную норму на практике. С позиции действующего административного права Министерство финансов можно рассматривать только как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность в рамках своих полномочий, предусмотренных в федеральных законах,  указах Президента РФ, постановлениях Правительства и других нормативно-правовых актах. Но ни один их действующих актов не раскрывает права министерства, как юридического лица.

При попытках применить понятие юридическое лицо к любому министерству, в том числе и к Министерству финансов РФ,  мы сталкивается с тем, что сущность, понятие и особенности деятельности рассматриваемого органа исполнительной власти, противоречат действующему законодательству, именно в позиции гражданско-правовых норм.

Если в зарубежных странах, существует такое понятие, как Публичная организация или корпорация, деятельностью которых является выполнение  интересов общества и государства, то в российском законодательстве данного понятия нет. Проблема заключается в том, что не создана правовая база, которая регулировала бы понятие юридического лица публичного права, устанавливала его правовой статус, определяла его признаки, порядок деятельности, взаимоотношения с государством, органами государственной власти и частноправовыми субъектами. Предложенный, в апреле 2013 года, Правительство РФ федеральный законопроект,  о публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации принят не был.

Публичные юридические лица, министерства, федеральные агентства, департаменты, муниципальные организации и другие органы исполнительной власти, должны обладать специальным правовым статусом, отличным от статуса частных юридических лиц, так как они в основном осуществляют управленческие функции, направленные на исполнение интересов государства и общества. Но при этом государственная публичная компания, наравне с другими юридическими лицами должна участвовать в хозяйственном обороте, так как зачастую она обладает необходимым имуществом и штатом сотрудников. В таком случае, юридическое лицо публичного права, в том числе Министерство финансов, сможет участвовать в экономике государства и как государственный исполнительный орган и как равноценный участник.

И всего вышеизложенного можно сделать вывод, что все попытки самостоятельного участия в рыночных отношениях любого федерального министерства, в том числе и Министерства финансов, с позиции юридического лица противоречат действующему законодательству в теории права  частных юридических лиц, и реализация на практике практически не возможна. В связи с чем, нецелесообразно было придавать федеральному министерству статус юридического лица без готовой теоретической и правовой базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. № 11. 15.03.2004. Ст. 945.

2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Российская газета. № 162. 31.07.2004.

3. Приказ Минфина РФ от 15 июня 2012 г. N 82н "Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации"

5. Министерства и ведомства. Учебное пособие / под ред. А.Н. Козырина и Е.К. Глушко. М.: НОРМА, 2008. С. 11.

6. Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: НОРМА, 2008. С. 329-331.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М.: НОРМА, 2009. С. 409-410.

8. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998. С. 29, 31.

9. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы перспективы развития: к 80-летию ИГН РАН / ред. Хаманева Н.Ю. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 59.

10. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

11. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 182.

12. См.: Ячевская С.В. Правовой статус министерства в системе государственного управления России. Административно-правовые аспекты // Право и управление. ХХI век. 2009, № 4. С. 31.

13. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: НОРМА, 2007. С. 79.

14. Гражданский кодекс РФ (часть первая). СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

15. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: НОРМА, 2007. С. 86.

 

 

1 http://www.minfin.ru/ru/ministry/index.php

2 Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 739

 

3 Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 739

4 Постановление Правительства РФ от 31 января 2013 г. N 72

5 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"

6 ст. 10 Конституции РФ

7 Указ Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти

8 п.1 статья 50 ГК РФ

9 Статья 51. ГК РФ

10 Статья 52. ГК РФ

11 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

12 Статья 56 ГК РФ

 

13 Статья 57. ГК РФ

14 Статья 61. ГК РФ

15 П.1 Статья 123.24 ГК РФ


Информация о работе Организационно-правовой статус Министерства Финансов