11) Наличие имущества в
условиях разных правовых режимов.
Вопрос о правовом режиме имущества,
закрепленного за органами государства,
в ГК РФ не решён. Однако факт наличия
у государственных и муниципальных органов
права пользования государственной и
муниципальной собственностью не отрицается.
12) Наличие документа, являющегося
основой деятельности юридического
лица публичного права: конституция государства,
устав, положения, приказы, правила внутреннего
трудового распорядка.
13) Наличие своеобразной
системы органов, посредством которых
юридического лица публичного права осуществляет
свою деятельность.
14) Автономия деятельности
со своим характером и степенью реализации.
15) Публично-правовой характер
ответственности юридического лица
публичного права.
Используя данные признаки
для анализа Министерства финансов РФ
получаем:
1) Минфин создан указам Президента
РФ;
2) Для организации его деятельности
был принято Постановление ;
3) Министерство финансов осуществляет
свои полномочия, в соответствии с действующими
нормативно-правовым актам;
4)Обеспечивается за счет бюджетных
средств РФ и его субъектов;
5) Для реализации своих
полномочий обладает штатом государственных
служащих с четким должностными инструкциями,
особым порядком приема на работу и т.п.;
6) Владеет имуществом не для
осуществления предпринимательской деятельности
и получения прибыли, а для осуществления
общественно и государственно значимых
целей;
7) Наличие ответственности
как перед вышестоящими органами
власти в порядке подчинённости,
так и перед другими субъектами
права (например, обжалование решений,
действий (бездействия) органов государственной
власти, государственных служащих
согласно гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК
РФ).
8) Цели и задачи Министерства
финансов на прямую связаны с выполнением
функций государственного, общественного
значения (государственная регистрация
юридических лиц, сделок с недвижимым
имуществом, принятие проекта бюджета
на текущий год и плановый период, представление
интересов государства на международном
уровне и т.п.).
Таким образом, органом государственной
власти является юридическое лицо публичного
права, созданное государством путём принятия
нормативно-правового акта для осуществления
функций публичного характера, имеющее
внутреннее организационное единство,
строго очерченную рамками закона компетенцию,
функционирующее за счёт средств бюджета
государства, а также несущее ответственность
за свои действия (бездействие) в соответствии
с нормами действующего законодательства.
Заключение
Очевидно, при закреплении за
Министерством финансов статуса юридического
лица предполагается реализовать подобие
государственной компании. Однако действующее
законодательство не позволяет реализовать
данную норму на практике. С позиции действующего
административного права Министерство
финансов можно рассматривать
только как федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий деятельность
в рамках своих полномочий, предусмотренных
в федеральных законах, указах Президента
РФ, постановлениях Правительства и других
нормативно-правовых актах. Но ни один
их действующих актов не раскрывает права
министерства, как юридического лица.
При попытках применить понятие
юридическое лицо к любому министерству,
в том числе и к Министерству финансов
РФ, мы сталкивается с тем, что сущность,
понятие и особенности деятельности рассматриваемого
органа исполнительной власти, противоречат
действующему законодательству, именно
в позиции гражданско-правовых норм.
Если в зарубежных странах,
существует такое понятие, как Публичная
организация или корпорация, деятельностью
которых является выполнение интересов
общества и государства, то в российском
законодательстве данного понятия нет.
Проблема заключается в том, что не создана
правовая база, которая регулировала бы
понятие юридического лица публичного
права, устанавливала его правовой статус,
определяла его признаки, порядок деятельности,
взаимоотношения с государством, органами
государственной власти и частноправовыми
субъектами. Предложенный, в апреле 2013
года, Правительство РФ федеральный законопроект,
о публично-правовых компаниях в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
принят не был.
Публичные юридические лица,
министерства, федеральные агентства,
департаменты, муниципальные организации
и другие органы исполнительной власти,
должны обладать специальным правовым
статусом, отличным от статуса частных
юридических лиц, так как они в основном
осуществляют управленческие функции,
направленные на исполнение интересов
государства и общества. Но при этом государственная
публичная компания, наравне с другими
юридическими лицами должна участвовать
в хозяйственном обороте, так как зачастую
она обладает необходимым имуществом
и штатом сотрудников. В таком случае,
юридическое лицо публичного права, в
том числе Министерство финансов, сможет
участвовать в экономике государства
и как государственный исполнительный
орган и как равноценный участник.
И всего вышеизложенного можно
сделать вывод, что все попытки самостоятельного
участия в рыночных отношениях любого
федерального министерства, в том числе
и Министерства финансов, с позиции юридического
лица противоречат действующему законодательству
в теории права частных юридических
лиц, и реализация на практике практически
не возможна. В связи с чем, нецелесообразно
было придавать федеральному министерству
статус юридического лица без готовой
теоретической и правовой базы.
Библиография
1. Указ Президента РФ от 9 марта
2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» // СЗ РФ.
№ 11. 15.03.2004. Ст. 945.
2. Постановление Правительства
РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов
Российской Федерации» // Российская газета.
№ 162. 31.07.2004.
3. Приказ Минфина РФ от 15 июня
2012 г. N 82н "Об утверждении Регламента
Министерства финансов Российской Федерации"
5. Министерства и ведомства.
Учебное пособие / под ред. А.Н. Козырина
и Е.К. Глушко. М.: НОРМА, 2008. С. 11.
6. Конституционное право России.
Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин.
М.: НОРМА, 2008. С. 329-331.
7. Баглай М.В. Конституционное
право Российской Федерации. Учебник для
ВУЗов. М.: НОРМА, 2009. С. 409-410.
8. Исполнительная власть в Российской
Федерации. Проблемы развития / Отв. ред.
И.Л. Бачило. М., 1998. С. 29, 31.
9. Исполнительная власть в России.
История и современность, проблемы перспективы
развития: к 80-летию ИГН РАН / ред. Хаманева
Н.Ю. М.: Новая правовая культура, 2004. С.
59.
10. Конституция РФ (принята всенародным
голосованием 12.12.1993)
11. Бахрах Д.Н. Административное
право России: учебник. М.: Эксмо, 2010. С.
182.
12. См.: Ячевская С.В. Правовой
статус министерства в системе государственного
управления России. Административно-правовые
аспекты // Право и управление. ХХI век.
2009, № 4. С. 31.
13. Чиркин В.Е. Юридическое лицо
публичного права. М.: НОРМА, 2007. С. 79.
14. Гражданский кодекс РФ (часть
первая). СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
15. Чиркин В.Е. Юридическое лицо
публичного права. М.: НОРМА, 2007. С. 86.
1
http://www.minfin.ru/ru/ministry/index.php
2
Постановление Правительства РФ от 26 августа
2013 г. N 739
3
Постановление Правительства РФ от 26 августа
2013 г. N 739
4
Постановление Правительства РФ от 31 января
2013 г. N 72
5
Постановление Правительства РФ от 30 июня
2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской
Федерации"
6
ст. 10 Конституции РФ
7
Указ Президента РФ "О системе федеральных
органов исполнительной власти
8
п.1 статья 50 ГК РФ
9
Статья 51. ГК РФ
10
Статья 52. ГК РФ
11
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314
"О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти"
12
Статья 56 ГК РФ
13
Статья 57. ГК РФ
14
Статья 61. ГК РФ
15
П.1 Статья 123.24 ГК РФ