Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть организацию и тактику охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и виды массовых мероприятий
Охарактеризовать факторы, влияющие на обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий
Рассмотреть организацию и тактику обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий (привести примеры)
Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие и виды массовых мероприятий, и факторы, оказывающие
влияние на обеспечение общественного порядка и безопасности
при их проведении…………………………………………………………….5
Задачи органов внутренних дел по обеспечению общественного
порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий………..10
Организационные мероприятия по обеспечению охраны
общественного порядка при проведении массовых мероприятий………..11
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………..23
«Организация и
тактика охраны общественного
порядка при проведении
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
влияние на обеспечение общественного порядка и безопасности
при их проведении……………………………………………………
порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий………..10
общественного порядка при проведении массовых мероприятий………..11
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..23
Приложение
Введение
Социальная и политическая напряженность в обществе способствует росту протестных акций со стороны социально незащищенных слоев граждан, экстремистски настроенной молодежи. В ходе массовых публичных мероприятий все чаще проявляются групповые нарушения общественного порядка. Под прикрытием массовых нарушений общественного порядка осуществляется посягательство на жизнь и здоровье граждан, случайно оказавшихся в непосредственной близости от места проведения массовой акции, осуществляется посягательство на собственность физических и юридических лиц и др.
Так, по данным МВД России, в период с 8 января по 31 августа 2007 г. в 73 субъектах Российской Федерации состоялись 1292 протестные акции, в которых приняли участие 317,5 тыс. чел. Наибольшее количество протестных акций состоялось в Москве (66/3,1 тыс. чел.), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (52/3,6 тыс. чел.), Московской (46/7,2 тыс. чел.) и Новосибирской (42/5,3 тыс. чел.) областях.
В числе массовых акций преобладают митинги (963), пикетирования (254), блокирования автомагистралей, дорог и улиц (53), собрания (13) и шествия (7). Предотвращены 7 попыток перекрытия автомагистралей, дорог и улиц, связанных с повышением тарифов на услуги ЖКХ. Наибольшее количество акций блокирования состоялось в Амурской области (2/2,8 тыс. чел.). Для непосредственного участия в обеспечении общественного порядка и безопасности при массовых мероприятиях были задействованы 46,8 тыс. сотрудников органов внутренних дел1.
В этой связи в настоящее время существует объективная необходимость формирования административно-правового механизма охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, пикетированиях и других массовых мероприятий, а также совершенствование механизмов реализации Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»2. Все эти и ряд других обстоятельств обусловливают актуальность темы настоящей работы.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований.
Предметом являются проблемы реализации механизма охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Цель работы – рассмотреть
организацию и тактику охраны
общественного порядка при
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Понятие и виды массовых мероприятий, и факторы, оказывающие влияние на обеспечение общественного порядка и безопасности при их проведении
В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства. Реализация конституционных прав и свобод граждан в условиях демократии в значительной мере связана с их активным участием в различных массовых мероприятиях, проводимых государственными органами, политическими партиями и движениями, а также различными профсоюзными, спортивными, культурными, религиозными и иными организациями.
Массовые мероприятия, как правило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общественных зданиях, концертных залах, на спортивно-зрелищных сооружениях, специальных трассах и в других общественных местах городов и населенных пунктов.
Организуемые по инициативе общественных и самодеятельных организаций, граждан различные собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации должны четко отграничиваться от иных массовых мероприятий.
Массовое мероприятие — это совокупность действий явлений социальной жизни, в которых совершаются действия с участием большого количества граждан с целью удовлетворения политических, духовных, физических и иных потребностей. Они являются формой реализации прав и свобод, а также социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом1.
Изучение практической деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий позволяет условно разделить все массовые мероприятия по следующим признакам: по содержанию, значимости, периодичности, месту, способу возникновения, возможности участия.
Кратко рассмотрим каждый из перечисленных выше признаков массовых мероприятий.
По содержанию:
По значимости - региональные, территориальные, местные, локальные.
По периодичности:
По месту - в зданиях, сооружениях, спортивных комплексах, на открытой местности.
По способу возникновения - организованные, спонтанные.
По возможности участия - общедоступные, ограниченные количеством или социальным статусом участников, допускающие наличие в зоне проведения неорганизованного населения.
К числу особенностей массовых мероприятий и факторам, влияющим на организацию охраны общественного порядка при их проведении, следует отнести значительное количество субъектов, участвующих в их подготовке и проведении. Это, прежде всего, организаторы массовых мероприятий граждане; общественные организации; физкультурно-спортивные организации; органы культуры; органы народного образования; комитеты по делам религии и их органы на местах; администрация спортивных, культурных зданий, сооружений (стадионов, школ, училищ и т. д.), а также органы и организации, непосредственно обеспечивающие охрану общественного порядка, - органы внутренних дел, ФСБ, подразделений Вооруженных Сил России, МЧС.
Рассматривая массовые мероприятия как социальное явление, следует отмстить, что их проведение порождает особую обстановку на данной территории, которой присущи следующие специфические особенности:
- нарушение обычного режима жизни района, города или страны в целом;
Кроме того, проведение наиболее
значимого массового
Следует отметить, что при организации охраны общественного порядка необходимо учитывать как общие, так и специфические особенности массовых мероприятий, которые зависят от существующей системы социально-экономических отношений; уровня правового сознания той или иной группы населения; внешних условий проведения и уровня организационных мероприятий; количества участвующих в массовом мероприятии граждан; социально-психологических закономерностей формирования поведения групп людей; образа жизни, режима труда и отдыха населения того или иного региона; неблагоприятных метеорологических условий, местных обычаев и традиций, а также участия иностранных граждан в массовых мероприятиях («речевые» барьеры, слабая ориентация в условиях незнакомого города и др.).
Особого внимания заслуживают вопросы формирования контактных групп, именуемых публикой. Гражданам, образующим эти группы, присуща определенная мера психического воздействия и сопереживания, обусловленных наличием общего интереса к проводимым мероприятиям. Однако под влиянием неблагоприятных воздействий поведение таких групп может принять более сложные формы.
Руководителям УВД (РОВД) при организации охраны общественного порядка в ходе массовых мероприятий необходимо учитывать и то обстоятельство, что на внеколлективное поведение оказывают влияние внешне неорганизованные группы (толпа), отличающиеся высокой степенью приспособления к складывающимся ситуациям, некритичным восприятием и подражанием действиям других лиц, а также проявлением крайней эмоциональности и единодушием действий. Формируясь под влиянием различных ситуаций, они не имеют заранее обозначенных и организованно оформленных взаимосвязей, предварительно распределенных между участниками ролей.
Наибольшие трудности в период организации охраны общественного порядка представляет поведение экспрессивных групп, которые возникают и формируются в основном во время спортивных и культурно-зрелищных массовых мероприятий. Значительную часть названных групп составляют не истинные болельщики и ценители искусства, а лица, испытывающие чрезмерные и искаженные чувства пристрастия, любители «острых» ощущений. Такие лица могут совершать дерзкие антиобщественные действия как при выходе с территории проведения массовых мероприятий, так и в пути следования к остановкам общественного транспорта и при посадке в него.
Для охраны общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий большое значение имеют техническое оборудование и благоустройство мест размещения участников и зрителей с учетом возможности различных вариантов их поведения в обычных и экстремальных ситуациях. Так, в условиях открытой местности зрители размещаются, как правило, произвольно, неравномерно, а поэтому на отдельных участках могут складываться сложные ситуации. В этих случаях надежная охрана общественного порядка обеспечивается установлением в местах чрезмерного скопления людей специальных ограничений (оцепление, ограждение, металлические барьеры и т. п.).
Таким образом, подводя итог сказанному, можно сказать, что учет указанных факторов позволяет успешно решать задачи по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.
2. Задачи органов
внутренних дел по обеспечению
общественного порядка и
Главными задачами органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий являются: создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения;
обеспечение безопасности для участников и зрителей; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений; оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции; поддержание надлежащего порядка на прилегающей территории.