Органы государственного управления как объект административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Управление различными сторонами гос и публичной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата страны. В этом процессе активно участвуют и остальные субъекты единой гос власти. И основное в управляющем воздействии состоит не столько в принятии соответствующих законов, а в их реализации, т. Е. В серьезном проведении в жизнь содержавшихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс выполнения. Законодатель не в состоянии взять на себя функцию выполнения принятых им законов и, вообще, недопустимо законодателю самому исполнять законы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти
2. Виды органов исполнительной власти
3. Система органов исполнительной власти
4. Место ОВД в системе исполнительной власти
Заключение
перечень использованной литературы

Файлы: 1 файл

Органы государственного управления как объект административного права.docx

— 45.70 Кб (Скачать файл)

Несет ответственность за деятельность руководимых им органов  исполнительной власти.

К органам отраслевой и  межотраслевой (специальной) компетенции  в республиках, входящих в состав русской Федерации, относятся министерства, государственные комитеты, главные  управления, управления и др.

В остальных субъектах  русской Федерации работают главные  управления, управления, комитеты, отделы, департаменты и др.

К органам краевой, областной  администрации, к примеру, относятся:

— управление юстиции;

— управление (основное управление) внутренних дел;

— финансовое управление;

— управление по вопросам инвестиций;

— управление сельского хозяйства;

— комитет по архитектуре  и строительству;

— комитет по экономике  и прогнозированию;

— комитет по управлению государственным имуществом;

— комитет по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бедствий;

— комитет по индустрии;

— комитет по торговле;

— комитет по внешнеэкономическим  связям;

— комитет по пищевой и  перерабатывающей индустрии;

— комитет по поддержке  предпринимательства;

— комитет по земельным  ресурсам и землеустройству;

— комитет по использованию  и охране недр и экологии;

— комитет по жилищному  и коммунальному хозяйству;

— комитет по транспорту, связи и дорожному строительству;

— комитет по образованию;

— комитет по научно-технической  политике;

— комитет по культуре;

— комитет по туризму;

— комитет по здравоохранению;

— комитет по вопросам женщин, семьи и демографической политики;

— комитет по физической культуре и спорту;

— комитет по делам молодежи;

— комитет по государственным  вопросам;

— комитет по социальной защите населения;

— комитет по труду и  занятости населения;

— комитет по печати и  информации;

— комитет по кинофикации;

— отдел записи актов гражданского состояния;

— архивный отдел.

Порядок образования, преобразования и ликвидации, правовой статус указанных  органов и организация их работы определяются уставами и положениями  субъектов федерации. Руководители органов и остальные должностные  лица назначаются на должность и  освобождаются от должности главой администрации. Исключения могут предусматриваться  законодательством русской Федерации. К примеру, министром внутренних дел России назначается начальник  управления (главенствующего управления) внутренних дел по согласованию с  главой администрации.

В городах федерального значения (в Москве и Санкт-Петербурге) в  организации исполнительной власти имеются особенности. В систему  органов исполнительной власти Москвы входят:

мэрия, Правительство Москвы, отраслевые, межотраслевые и территориальные  органы.

Управления (главные управления), отделы, комитеты, департаменты и остальные  органы отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции подчиняются  главе администрации, а органы, ведающие вопросами совместной компетенции  русской Федерации и субъектов  федерации, подчиняются также подходящим федеральным органам исполнительной власти России.

Рассматриваемые органы являются юридическими лицами имеют расчетные и другие счета в учреждениях банков и печать со своим наименованием.

 

4. Место органов внутренних  дел в системе исполнительной  власти

 

Специфическое место в  системе органов исполнительной власти занимают органы внутренних дел (ОВД), являющиеся подсистемой единой системы исполнительной власти русской  Федерации.

Для ОВД типично сочетание  внутренней и наружной сфер управленческой деятельности.

Внутреннее управление сводится в рамках их подсистемы в большей  степени к решению вопросов организационного порядка (взаимодействие структурных  единиц подсистемы, подбор и расстановка  кадров, выработка и проведение в  жизнь управленческих решений и  т.П.).

Внешнее управление ОВД проявляет  себя при осуществлении деятельности по охране публичного порядка, обеспечению  публичной сохранности и борьбе с преступностью.

Место ОВД в системе  органов исполнительной власти, органов  государственного управления определяется задачками и функциями, которые  они выполняют. При осуществлении  во наружной сфере административной (исполнительной), оперативно-розыскной, дознавательской и другой деятельности они взаимодействуют с различными органами гос власти, выполняя при этом свои специальные задачки по обеспечению правопорядка.

Выполнение указанных  задач обусловливает особенности  исполнительной деятельности ОВД, которые  появляются в "межотраслевом" характере  их деятельности (внешнее функционирование органов внутренних дел выходит  за пределы своей отрасли).

Сотрудники ОВД, постоянно  общаясь с наружной средой, вступают в разные дела с должностными лицами, представляющими все сферы общественного  регулирования: экономическую, социально-культурную, социально-политическую, ибо они  не лишь организуют, но и фактически осуществляют охрану правопорядка.

В целях выполнения возложенных  на них задач и функций ОВД  наделены государственно-властными  возможностями, выступают от имени  страны, работают в границах отведенной им компетенции, имеют свою систему, структуру, штаты, организационную  изюминка, осуществляют деятельность под управлением вышестоящих  органов гос власти.

 

Заключение

 

Органы исполнительной власти — это разновидность органов  гос власти. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и способам государственную деятельность — государственное управление. Орган исполнительной власти — постоянно орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный организационный механизм.

Правовое положение органов  исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в собственной  базе (в особенности федеральные) все в большей степени стают  органами политического управления в установленных сферах.

Положения Конституции РФ относительно органов исполнительной власти не дают полного представления  об их сущности, основах правового  статуса и системе. Эти вопросы  решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному  числу нормативно-правовых актов  и, пока еще, с ненадлежащей полнотой.

По Конституция РФ 1993 года ослаблено прямое организационно-распорядительное влияние представительной власти на органы исполнительной власти. В собственном большинстве они формируются при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти, не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Издание правовых актов в пределах представленной компетенции — основное средство направляющего действия этих органов на функционирование исполнительной власти.

Органы исполнительной власти получили значимые способности влиять на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной  инициативы Правительства РФ, право  подписи и возвращения на повторное  рассмотрение правовых актов. Взаимодействие органов исполнительной власти с представительными (законодательными) и судебными органами является нужным условием обычного функционирования страны. В палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде РФ имеются полномочные представители Президента русской Федерации , а в указанных палатах — также представители Правительства .

довольно обширны и  разнообразны дела органов исполнительной власти с представительными (законодательными) и судебными органами, возникающие  вне связи с выполнением ими  конституционных функций, к примеру, по вопросам материально-технического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и  судебных органов.

но органы исполнительной власти самостоятельны, осуществляя  специфичный вид гос деятельности, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. В согласовании с законодательством эти органы владеют государственно-властными возможностями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими возможностями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самостоятельны лишь в пределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип "разрешено все, что не запрещено".

Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной  ему компетенции, в определенном порядке и в установленных  правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в  правовых актах, закрепляющих его задачки, функции и возможности.

Во всей собственной деятельности они обязаны строго следовать  требованиям Конституции, законов, делать и в пределах собственной  компетенции способствовать их выполнению другими.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть владеют гражданской правоспособностью.

Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией русской Федерации, конституциями  и уставами её субъектов, другими  нормативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В качестве их организационных  гарантов являются Президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих  органов, органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительной власти может  быть предметом разбирательства  судебных органов.

Слабым местом в статусе  органов исполнительной власти является неопределенность их ответственности  за неблагоприятные последствия  их деятельности.

 

 

 

 

3. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Понятие «государственное управление»  и его место в государственном  механизме определяется следующими признаками:

 

1) государственное управление  – это деятельность органов  государственной власти по регулированию  общественных отношений с целью  придания им организованной правовой  формы;

 

2) государственное управление  – это одновременно форма осуществления  одной из ветвей государственной  власти – исполнительной, заключающейся  в деятельности вполне определенных  органов государства (исполнительных  органов) по его управлению. Особенности  государственного управления:

 

1) государственное управление  имеет ярко выраженный правовой  характер, направлено на реализацию  законов и подзаконных актов;

 

2) государственное управление  осуществляется непрерывно;

 

3) государственное управление  имеет свою структуру, включающую  в себя: объект государственного  управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект  (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);

 

4) государственное управление  – подзаконная деятельность, осуществляемая  «на основе и во исполнение  закона», она вторична по отношению  к законодательной власти.

 

Государственная власть –  это разновидность общественной власти, осуществляемая непосредственно  государством либо делегируемая им другим субъектам.

 

В соответствии со ст.10 Конституции  РФ государственная власть в РФ делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

 

Исполнительная власть –  ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера.

 

Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь  власти и имеет ряд особенных  черт:

 

1) являясь самостоятельной  ветвью власти, тесно взаимодействует  с законодательной и судебной;

 

2) основная задача исполнительной  власти – реализация законов  и иных нормативных актов;

 

3) специальные субъекты  – органы исполнительной власти  РФ, круг и полномочия которых  закреплены законодательно;

 

4) данная ветвь власти  имеет исполнительно-распорядительный  характер. По отношению к вышестоящему  тот или иной орган или должностное  лицо является исполнительным, по  отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

 

Государственное управление – это организующее воздействие  всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для  государства способами.

 

Признаки государственного управления:

 

– территориальность –  признак правомерности управленческого  воздействия на определенную территорию или связи с ней;

 

– применение принуждения  – возможность применения принуждения, в том числе насилия, по отношению  к управляемым объектам

 

 

 

 

 

Исполнительная власть —  один из видов самостоятельной и  независимой[1] публичной власти в  государстве, представляющий собой  совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой  систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в  России — организация практического  исполнения Конституции РФ и законов  Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного  права.

Информация о работе Органы государственного управления как объект административного права