Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:09, курсовая работа
Россия принадлежит к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства. Светское государство в России находит закрепление в ст. 14 Конституции РФ. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Это означает, что помимо исторически сложившихся признаков светского государства отечественная Конституция непосредственно признает положение о светском государстве.
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства……………………………………………………………………….….4
1.1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России………………………………………………………………...4
1.2. Международные стандарты в обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством……………………………………....9
Глава 2. Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации………………………………………………………….….13
2.1. Правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации………………………………………………………..........13
2.2. Создание религиозной организации на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………..16
2.3. Имущество религиозной организации………………………………………18
2.4. Религиозная деятельность…………………………………………………….21
2.5 Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации…………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………...34
Библиографический список…………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Принцип
светского государства и свободы совести
как конституционная основа взаимоотношений
религиозных организаций и государства…………………………………………………
1.1. Закрепление
принципа светского государства и свободы
совести в Конституции России………………………………………………………………
1.2. Международные
стандарты в обеспечения равенства религиозных
организаций в отношениях с государством……………………………………....
Глава 2. Основы
правового статуса религиозных общественных
объединений в Российской Федерации………………………………………………………
2.1. Правовая
основа создания и деятельности религиозных
объединений в Российской Федерации………………………………………………………
2.2. Создание
религиозной организации на территории
Российской Федерации………………………………………………………
2.3. Имущество религиозной организации………………………………………18
2.4. Религиозная
деятельность………………………………………………
2.5 Незаконные
и традиционные религиозные объединения
по законодательству Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………35
конституционный свобода совесть религиозный
Россия принадлежит к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства. Светское государство в России находит закрепление в ст. 14 Конституции РФ. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Это означает, что помимо исторически сложившихся признаков светского государства отечественная Конституция непосредственно признает положение о светском государстве. На карте мира не так много государств, являющихся светскими согласно Конституции: Франция, Азербайджан, Камерун, Конго, Эфиопия, Индия, Кот-д'Ивуар, Казахстан, Кыргызстан, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Намибия, Сенегал, Таджикистан, Турция и Туркменистан.
В российской истории Конституция РФ 1993 г. впервые провозгласила Россию светским государством. Декретом СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» провозглашалось только отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Закреплялось равенство граждан независимо от их вероисповедной принадлежности. В Постановлении Государственной комиссии по просвещению от 18 февраля 1918 г. «О светской школе» фиксировался нейтральный характер государства в деле религии, т. е. «оно не становится на сторону ни одного вероисповедания, не связывает с ним никаких особых прав или преимуществ, не поддерживает материально или морально ни одно из них». Примечательно, что Декрет был принят Советом народных комиссаров, опубликован под названием «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах» и только несколько позже в официальных изданиях стал именоваться Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви. Опираясь на советскую литературу, можно предположить, что советская власть сделала выбор в пользу второго названия Декрета, так как оно закрепляет «наиболее важную гарантию свободы совести», а не просто декларирует ее.
Отсутствие провозглашения светского государства найдет отражение во всех последующих советских конституциях, которые вслед за указанным Декретом будут закреплять лишь отделение церкви от государства и школы от церкви.
В нынешней Конституции РФ положение о светском государстве закрепляется в качестве конституционного принципа: «Российская Федерация - светское государство» (ч. 1 ст. 14). Будучи конституционным принципом, светскость государства не просто констатирует действительность, а носит нормативный характер, тем самым определяя общую направленность конституционно-правового регулирования общественных отношений.
Конституционный принцип светскости государства обладает всеми признаками правовой нормы, а также «аккумулирует, обобщает наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дает им оценку и вводит их в рамки принятых в государстве нормативов». Указанные соображения обусловливают актуальность выбранной темы исследования.
Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания и деятельности религиозных организаций в Российской Федерации. Предметом работы являются правовые нормы, посвященные регулированию данной области правоотношений, материалы судебной практики, учебные и доктринальные источники.
Целью работы является комплексная характеристика конституционно-правового статуса религиозных организаций в Российской Федерации. Задачи работы:
- определение конституционного принципа светского государства и свободы совести в России;
- характеристика международных стандартов обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством;
- анализ правовой основы деятельности религиозных организаций в России;
- изучение процесса создания религиозной организации на территории России;
- определение статуса имущества религиозной организации;
- изучение понятия «религиозная деятельность»;
- характеристика проблемы незаконных и традиционных религиозных организаций по законодательству Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ, историко-правовое исследование и др.) методы юридического познания.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства
Конституционный принцип светского государства лежит в основе всяких отношений государства с религиозными объединениями и проведения государственной политики в мировоззренческой сфере общества, и этим принципом обязаны руководствоваться все правотворческие и правоприменительные органы, граждане, должностные лица и общественные объединения.
Конституционный принцип светского государства необходимо рассматривать в системной связи с иными базовыми положениями действующей Конституции РФ:
- провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1);
- провозглашение положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина признаются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18);
- употребление термина «многонациональный народ» (преамбула, ч. 1 ст. 3);
- признание идеологического многообразия; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13);
- запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13);
- признание равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);
- гарантии каждому свободы совести, свободы вероисповедания (ст. 28).
Из этого следует, что демократическое правовое Российское государство признает права и свободы человека, в том числе свободу совести, высшей ценностью, равенство всех перед законом и судом, идеологическое многообразие, тем самым задается система координат определения понятия и содержания светского государства в России. Нельзя не согласиться с Г. П. Лупаревым, что огромное значение в формировании светского государства, его основ и признаков имеет либерально-правовая парадигма.
Отечественные авторы определяют светское государство, главным образом основываясь на отношениях государства к религии и религиозным объединениям. Например, в учебной литературе с таких подходов светское государство рассматривают О. Е. Кутафин, М. В. Баглай, С. А. Авакьян и др. Например, такое определение есть у И. В. Понкина: «Светское государство - это государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии».
Конечно, И. В. Понкин расширяет понятие светского государства, говоря об «отделении от государства объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии», однако прав М. С. Стецкевич, ставящий ряд вопросов по поводу этого определения: «Может ли государство, называющее себя светским, оказывать предпочтение какой-либо религии, не устанавливая ее в качестве обязательной? Может ли государство проводить особую конфессиональную политику?».
На наш взгляд, ключевым понятием является понятие «мировоззренческий нейтралитет государства», который, как отмечает Г. П. Лупарев, представляет собой важнейшую теоретико-методологическую особенность светского государства, распространяющуюся не только на религию, но и на иные формы человеческих взглядов на окружающий мир. Аналогичного мнения придерживается И. А. Куницин, учитывающий положение ч. 1 ст. 13 Конституции РФ об идеологическом многообразии. Так, светское государство мировоззренчески нейтрально, т. е. «принципиально не приемлет никакой идеологии - религиозной, атеистической, религиозно-индифферентной или иной в качестве официальной, в государстве сосуществуют различные идеологии, в своей законотворческой деятельности и практической политике оно исходит из интересов всего общества, а не какой-либо его части, отличающейся по мировоззренческому (в том числе религиозному) признаку».
Исходя из принципа мировоззренческого нейтралитета, аналогичное понятие светского государства предлагает С. А. Мозговой.
Помимо светского характера государства, ст. 14 Конституции РФ закрепляет также характерные черты (признаки, свойства, элементы) светского государства. Как справедливо отмечает С. А. Бурьянов, «принцип светскости государства, лежащий в основе равноправия людей вне зависимости от отношения к религии и равенства религиозных объединений, сам нуждается сегодня в гарантиях».
Гарантиями светскости государства, о которых говорит С. А. Бурьянов, являются конституционные нормы об отсутствии государственной или обязательной религии, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом. Отсутствие государственной или обязательной религии налагает запрет государству выражать предпочтение конкретной религии, но также не исключает и возможности положительного отношения к религиозному, религиозным объединениям (например, предоставление налоговых, финансовых льгот и иное). Отделение церкви (религиозных объединений) от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства.
Однако одного отделения явно недостаточно, так как государство не обязательно приобретает характер светского, а может стать атеистическим или иметь специальные отношения с отдельными конфессиями, заключая договоры о сотрудничестве и оказывая им помощь. Нужно учитывать и временный характер процессов отделения. Отделение церкви от государства - это процесс, который в определенный момент заканчивается с логической, исторической, юридической и организационной точек зрения. Однако в действительности, в динамике общественных отношений, отношения государства с религиозными объединениями не прекращаются и не останавливаются, а лишь приобретают иной характер. И в связи с этим крайне важен третий элемент светскости, который упоминается в российской Конституции, - равенство религиозных объединений перед законом.
Именно принцип равенства религиозных объединений перед законом создает конституционное нормативное основание для взаимоотношений государства и религиозных объединений. Принцип равенства заключается в следующем: 1) все религиозные объединения обладают равными правами на территории Российской Федерации, зафиксированными в законодательстве; 2) все религиозные объединения несут одни и те же обязанности, предусмотренные законодательством; 3) религиозные объединения несут идентичную юридическую ответственность за совершение аналогичных правонарушений. Конституция РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от отношения к религии и убеждений, следовательно, принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне (равенство объединений граждан).
Однако в научной литературе формальное равенство религиозных объединений постоянно ставится под сомнение некоторыми авторами. Рассмотрим, к примеру, конкретные предложения И. В. Понкина: «Принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность предоставления тем или иным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями, и не препятствует выделению государством религиозных организаций традиционных религий, наделению их соответствующим конституционно-правовым статусом и расширенному сотрудничеству с ними». Новые оттенки формальному равенству придает И. А. Куницын, трактующий равенство в том ключе, что «деятельность всех религиозных объединений должна осуществляться на основании и в соответствии с законодательными актами».
Подобная подмена принципа формального равенства государственной политикой вероисповедных предпочтений отдаляет не только Россию, но и любую страну от построения фактического светского государства. Именно принцип равенства является связующим звеном среди всех характерных черт светского государства, позволяет сохранять государству мировоззренческий нейтралитет и быть равноудаленным от всех религиозных объединений.
Таким образом, светское государство - это государство, которое гарантирует каждому индивиду свободу мировоззренческого выбора, является мировоззренчески нейтральным, признает формальное равенство религиозных и общественных объединений и не проводит специальной политики в мировоззренческой сфере общества.
Конституционные нормы о светском государстве конкретизируются в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Так, содержание отделения религиозных объединений от государства находит отражение в ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ).