Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Россия принадлежит к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства. Светское государство в России находит закрепление в ст. 14 Конституции РФ. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Это означает, что помимо исторически сложившихся признаков светского государства отечественная Конституция непосредственно признает положение о светском государстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства……………………………………………………………………….….4
1.1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России………………………………………………………………...4
1.2. Международные стандарты в обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством……………………………………....9
Глава 2. Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации………………………………………………………….….13
2.1. Правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации………………………………………………………..........13
2.2. Создание религиозной организации на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………..16
2.3. Имущество религиозной организации………………………………………18
2.4. Религиозная деятельность…………………………………………………….21
2.5 Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации…………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………...34
Библиографический список…………………………

Файлы: 1 файл

религиозные объединения.docx

— 73.42 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Религиозная деятельность

 

Для достижения особой цели создания данные субъекты права осуществляют религиозную деятельность, имеющую свою специфику и отличающуюся от иных видов деятельности. Религиозная деятельность есть способ достижения главной цели создания религиозных организаций - удовлетворения религиозных потребностей граждан, которые иначе не могут быть удовлетворены. Религиозная деятельность может включать и действия, осуществляемые вне религиозно-обрядовой сферы, например направленные на создание и распространение религиозных канонов, догм - миссионерская деятельность.

Статья 16 Закона о свободе совести и религиозных объединениях устанавливает право проводить религиозные обряды и церемонии, основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в воинских частях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Религиозным объединениям присущ такой признак, как организационное единство. Представляя собой коллективные образования, они действуют в качестве единого целого, со своими задачами и целями, с различным организационным построением и органами управления. Так, в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, РПЦ имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси. РПЦ является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Входящие в РПЦ МП Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья

Религиозные организации выступают в гражданском обороте от своего имени, самостоятельно приобретают гражданские права и обязанности. Религиозные организации от своего имени выступают в судебных органах в качестве истцов и ответчиков. Что касается конкретных гражданско-правовых отношений в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой религиозными объединениями, то круг их довольно разнообразен. Эти отношения возникают в связи с договорами купли-продажи, аренды, подряда, договорами по добровольному имущественному страхованию, договорами банковского счета и вклада и т. д.

Религиозные объединения выступают в гражданском обороте от своего имени, причем у одной религиозной организации может быть несколько наименований. Так, помимо наименования Русская Православная Церковь «Московский Патриархат» - другое официальное наименование Русской Православной Церкви (ст. ст. 1, 2 Устава Русской Православной Церкви).

Деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания учредителей, либо в случае его самоликвидации (распада), либо по решению суда.

Для религиозной организации невозможно преобразование в другую организационно-правовую форму, поскольку осуществление религиозной деятельности возможно только для религиозных объединений. Фактически преобразование возможно только в связи с полным изменением намерений участников организации и с их отказом от религиозных целей и отказом от религиозной деятельности.4

При рассмотрении вопроса о слиянии, разделении и выделении необходимо учитывать, в связи с чем образуется новая религиозная организация. Если процесс реорганизации обусловлен изменением вероучения, то новая религиозная организация, с новым вероучением, отличным от прежнего, может считаться осуществляющей свою деятельность впервые и подпадает под требование Закона о 15-летнем сроке существования. Следовательно, правоспособность таких организаций будет ограничена.

Присоединение религиозной организации возможно, только если присоединяющаяся организация полностью принимает вероучение того объединения, к которому она присоединяется.

Ликвидация религиозного объединения подразделяется на добровольную ликвидацию и принудительную ликвидацию в судебном порядке (п. 1 ст. 14 Закона о свободе совести). Основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке перечислены в п. 2 ст. 14 Закона о свободе совести и религиозных объединениях. Основной причиной ликвидации религиозного объединения является ведение противоправной, деструктивной и экстремистской деятельности в различных проявлениях.

 

2.5 Незаконные и традиционные  религиозные объединения по законодательству  Российской Федерации

 

В настоящее время в России получили огромное распространение многочисленные религиозные объединения, появившиеся сравнительно недавно. Сотни тысяч наших сограждан состоят в подобных объединениях.

Образование новых религиозных организаций можно проследить на протяжении всей истории, особенно в переходные и нестабильные периоды. Подобные объединения возникали, другие умирали, однако они никогда не приобретали такого массового характера, не имели такой мощной финансовой базы и такого распространения, как в современной России.

Деятельность религиозных объединений на территории России регулируется Конституцией РФ 1993 г., Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Указанные нормативно-правовые акты не содержат в своих положениях какого-либо разграничения между религиозными организациями, которые существуют на территории России исторически, и теми, которые созданы относительно недавно. С точки зрения юридической техники все верно: законодатель устанавливает общие требования и правила поведения для всех религиозных объединений. Его задача - подвести деятельность группы лиц, объединившихся для совместного исповедания и распространения веры, под действия закона. Однако думается, что такой равный подход и отношение к религиозным объединениям не совсем корректны.

Вопрос заключается в том, чтобы закрепить на законодательном уровне понятия «традиционные религиозные организации», «секта», «тоталитарная секта», «деструктивный культ». В настоящее время указанные понятия относятся больше к религиоведческим исследованиям и научной литературе. Законодательство РФ не содержит данных понятий. Последствием этого явилась глубокая путаница в применении тех или иных обозначений к действующим религиозным объединениям.

Причина заключается в крайне слабом понятийном аппарате. Некоторым образом подобная неразработанность проблемы позволяет определенным структурам достигать своих неправомерных целей. Практическая реализация закрепленных в Основном Законе конституционных норм, касающихся светского характера России, а также свободы совести и вероисповедания, зависит от соответствующего закрепления в законодательстве юридических гарантий и, конечно, от объективных социальных условий, культурных и исторических традиций.

Введение понятия «традиционные религиозные организации» означает разделение всех действующих на территории России религиозных объединений на «традиционные» и те, которые не являются традиционными для нашего государства. При таком положении дел сам собой напрашивается вопрос: не нарушает ли такое разделение ч. 2 ст. 14 Конституции РФ о равенстве религиозных объединений? Для ответа на него следует провести анализ указанного положения Конституции применительно к религиозным организациям. Названную норму необходимо рассматривать с учетом исторических, культурных и традиционных аспектов деятельности религиозных объединений в России. Особенно не стоит забывать об отношении к ним общества и государства.

Итак, конституционная формулировка звучит следующим образом: «Религиозные объединения равны перед законом». Понятие юридического равенства нельзя рассматривать в отрыве от сущности принципов правовой системы, а также целей законодательства. В рассматриваемой статье закреплено формальное равенство религиозных объединений. Фактическое равенство выражается в данном случае в количестве последователей у организации, в степени влияния на формирование культуры и государственности Российской Федерации, по историческим заслугам и т. д. Стоит заметить, что Основной Закон не содержит указаний на какое-либо сотрудничество с религиозными организациями.

Рассмотрим понимание понятия «равенство». Толковый словарь С. И. Ожегова дает следующее определение равенству: «Положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к закону, одинаковые политические и гражданские права, равноправие». Из данного определения видно, что равенство понимается как условие, при котором члены общества имеют одинаковый набор средств для реализации и защиты своих прав и устройства своей жизни.

Профессор С. А. Авакьян в Энциклопедическом словаре «Конституционное право» раскрывает следующее понимание равенства: «... одна из наиболее распространенных социально-философских категорий и политических идей... Основой многих социально-политических учений является идея достижения фактического равенства людей, то есть их равного положения, независимо от богатства, ума, образования, других природных данных и благоприобретений. История одновременно свидетельствует об утопичности попыток достижения фактического равенства людей, поскольку все они различаются по своим индивидуальным параметрам. Поэтому в законодательстве находит отражение принцип равенства всех перед законом (перед законом и судом), или юридического равенства, то есть равноправия. В этом смысле равенство означает предоставление каждому равного объема юридических прав и свобод и возложение одинакового объема юридических обязанностей... ».

Описанное выше понимание «равенства» дает основания сделать вывод о том, что под равенством религиозных объединений перед законом понимается прежде всего их юридическое равенство, то есть равенство в подходах государства ко всем религиозным объединениям, действующим на территории Российской Федерации, наличие единого для всех религиозных организаций законодательства. С помощью норм права можно гарантировать только юридическое равенство. Это означает равное положение любого религиозного объединения перед законом и судом. Применительно к фактическому равенству религиозных организаций следует отметить, что все они различаются по своему имущественному положению, по набору таких социальных факторов, как отношение к обществу, количество последователей. Как считает А. В. Логинов, «между самими религиозными объединениями нельзя ставить знак равенства в силу многих объективных исторических и канонических причин». Думается, юридическое равенство религиозных организаций как равенство в основных правах и обязанностях не умаляет права народа России осуществлять поддержку того или иного религиозного объединения или не оказывать поддержки вообще. Логично думать, что религиозные организации, добившиеся в обществе высокого уровня влияния, приобретают особые возможности в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления.

Фактическое равенство представляет собой юридическую фикцию. Например, один человек имеет в собственности автомобиль или катер, другой - не имеет. Как можно сделать их фактически равными? Принудить первого поделиться с другим? Как нельзя обеспечить фактическое равенство всех людей, так и нельзя обеспечить подобное равенство религиозных объединений. В данном случае применима аналогия права.

Законодательное закрепление перечня традиционных религиозных организаций и расширенного сотрудничества с ними государства имеет множество прецедентов. В частности, преамбула Закона Верховного Совета Республики Армения от 17 июня 1991 г. «О свободе совести и религиозных организациях» выделяет Армянскую апостольскую церковь как национальную церковь армянского народа, «важный оплот созидания его духовной жизни и сохранения нации... »; Парламент Грузии внес 30 марта 2001 г. в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной православной апостольской церковью Грузии будут установлены конкордатные отношения; Конституция Греции от 11 июня 1975 г. в ст. 3 закрепила положение, в соответствии с которым господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой; Конституция Боливии от 17 ноября 1947 г. в ст. 3 устанавливает, что «государство признает и поддерживает римско-католическую апостольскую религию... ». Такое положение дел показывает, что в перечисленных государствах определенной религиозной организации, которой выражает принадлежность большинство населения страны, государство оказывает предпочтение. При этом законодатель устанавливает равное отношение ко всем иным религиозным организациям и запрет на дискриминацию или притеснения их последователей. Например, Конституция Италии от 22 декабря 1947 г., устанавливая привилегированное положение католической церкви, в ст. 8 содержит положение, согласно которому «все религиозные организации равно свободны перед законом».

Приведенные примеры дают основание сделать вывод о том, что установление равенства религиозных объединений перед законом и выделение из них «традиционных» не противоречат друг другу.

Государство при взаимодействии с религиозными объединениями должно учитывать мнение и предпочтения народа. Различные части населения России выражают то или иное отношение к религиозным организациям. Следовательно, государство может выбирать степень взаимодействия с тем или иным религиозным объединением. Вот как раз поэтому, полагаю, государство в лице государственных органов имеет полное право сотрудничать в большей степени с укоренившимися в России религиозными объединениями.

Юридическое равенство религиозных объединений, закрепленное в Конституции РФ, является гарантией, производной от свободы вероисповедания. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции России указанная свобода может быть ограничена федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» в п. 2 ст. 9 закрепляет правило, согласно которому ограничения прав и свобод возможны, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 г. № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого части 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывается, что «государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам...». На основании Постановления Конституционного Суда РФ можно сделать вывод, что предоставление недавно созданным религиозным объединениям такого же правового статуса, как и религиозным объединениям, которые существуют в России уже длительное время и поддерживаются значительной частью населения, не является обоснованным. Расширенное сотрудничество государства с одной религиозной организацией не может рассматриваться как ущемление или какое-либо умаление прав других религиозных объединений. Резюмируя, можно сказать, что фактическое неравенство религиозных объединений не противоречит законодательству РФ.

Информация о работе Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации