Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Россия принадлежит к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства. Светское государство в России находит закрепление в ст. 14 Конституции РФ. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Это означает, что помимо исторически сложившихся признаков светского государства отечественная Конституция непосредственно признает положение о светском государстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства……………………………………………………………………….….4
1.1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России………………………………………………………………...4
1.2. Международные стандарты в обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством……………………………………....9
Глава 2. Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации………………………………………………………….….13
2.1. Правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации………………………………………………………..........13
2.2. Создание религиозной организации на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………..16
2.3. Имущество религиозной организации………………………………………18
2.4. Религиозная деятельность…………………………………………………….21
2.5 Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации…………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………...34
Библиографический список…………………………

Файлы: 1 файл

религиозные объединения.docx

— 73.42 Кб (Скачать файл)

Кроме традиционных религиозных объединений в России действуют новообразованные религиозные организации, некоторые из них зачастую преследуют цели, противоречащие не только законодательству Российской Федерации, но и основам нравственности, семьи и брака, воспитания детей, а также идущие вразрез с духом общества. Речь идет о так называемых сектах.

Распространение квазирелигиозных учений в конце прошлого столетия на территории нашего государства следует связать с экзистенциальным вакуумом - отсутствием у людей смыслообразующих ценностей бытия, потерей нравственной, социальной ориентировки. Наряду с отмеченным вакуумом важной особенностью XXI столетия является заполнение общественного сознания самыми противоречивыми, но неизменно сенсационными сообщениями о реальности белой и черной магии, оккультизма, шаманства, астральных воздействий, сверхъестественных событий, о жизни, о международном признании успехов доморощенных экстрасенсов и колдунов.

Положения уставов и программ многих сект включают в себя элементы вероучений, которые Церковь знала с самого начала своего существования. Этот факт очевиден. Но главные черты сект вполне новы. Новое - это структура, организация, методы пропаганды и вербовки в секты. Новы приспособленность тоталитарных сект к массовой популярной культуре, агрессивное их распространение через профессионально отточенные методы маркетинга и рекламы, а также мастерское использование ими слабостей демократических систем современных государств. И наконец, новым является тоталитаризм современных сект, их сращенность с международным бизнесом, СМИ, а зачастую с организованной преступностью и терроризмом.

Для начала следует определить понятие «секта». К сожалению, до сих пор не существует единого определения, правильнее будет сказать, что существуют многие десятки определений. Это связано главным образом с тем, что каждый автор определяет данное явление, исходя из своей собственной мировоззренческой позиции. Само слово «секта» от латинского «secta» - образ жизни, направление имеет две возможные этимологии: либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении. Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает смысл понятия. Если следовать первой предложенной этимологии, то секту возможно определить как религиозную группу, существующую (отделившуюся) независимо от основной конфессии. Такое понимание дает нам определение секты словаря русского языка С. И. Ожегова. Со второй возможной этимологией все более или менее ясно. Из нее можно сделать вывод о секте как о религиозной группе, во главе которой стоит один лидер или группа лидеров. Но это будет являться лишь видом такого религиозного объединения, как харизматическая секта.5

Точнее всего дать следующее определение: секта - это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной организации.

Как было отмечено выше, термин «секта» не используется законодателем для выделения квазирелигиозных организаций. В связи с этим интересно проанализировать некоторое противоречие между решением Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации № 4 (138) от 12 февраля 1998 г. и отмеченным Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. № 16-П. В своем решении Судебная палата по информационным спорам отметила, что неоправданное использование термина «секта» в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам морали и этики. Конституционный Суд РФ напрямую говорит о недопущении со стороны государства легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния. Получается, что использование термина «секта» возможно, если при этом не будут ущемлены честь и достоинство как религиозной организации, так и ее последователей. Следует отметить, что если признать все же решения Конституционного Суда России источником права, отталкиваясь от ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», то понятие «секта» все же используется в законодательстве Российской Федерации.

Для недопущения нарушения прав религиозной организации необходимо закрепить в законодательстве критерии, на основе которых еще до государственной регистрации религиозное объединение можно будет признать сектой. Об этом прямо говорит ст. 4 Постановления Европейского парламента от 12 февраля 1996 г. «О сектах в Европе». Логика данной идеи такова, что после регистрации религиозного объединения оно наделяется правами и соответствующими гарантиями защиты свободы личности и вероисповедания. Для предотвращения легализации растущего числа сект следует не предоставлять автоматически статус религиозной организации.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ в ст. 14 содержит основания, по которым деятельность религиозной организации может быть признана незаконной, а сама религиозная организация ликвидирована. Для целей исследования рассмотрим более подробно некоторые основания ликвидации религиозного объединения.

1. Принуждение к разрушению семьи. Вероучения некоторых религиозных объединений содержат в себе положения, направленные на разрушение семьи. Например, учение религиозной организации может содержать положения, согласно которым окружающий нас мир не приносит человеку ничего, кроме несчастья. Существование человека на Земле - это совокупность невзгод. Подросткам внушается, что родители представляют собой первейшее зло, поскольку они воспроизвели своего ребенка на свет и тем самым обрекают на мучения. Следовательно, нет необходимости их слушаться, поддаваться их воспитанию, так как это лишь усилит страдания. В идеале следует покинуть родительский дом.

Вышеуказанная религиозная практика и положения вероучений противоречат предписаниям Семейного кодекса РФ. Например, религиозное объединение, взявшее на себя заботу о воспитании и содержании детей, не обладает статусом приемной семьи, а следовательно, не может использовать права родителей по воспитанию детей, поскольку не отвечает установленным в законодательстве требованиям.

Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу (ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

2. Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий.

Это имеет место, когда лидеры религиозных объединений заставляют своих последователей в целях «расширения границ сознания» или для «постижения высшего блаженства» применять наркотические средства или психотропные вещества. Они утверждают, что это способствует более полному пониманию картины мира.

Склонение к совершению развратных действий в ряде религиозных объединений основывается на своеобразном учении о грехе. Например, утверждается, что стыд и скромность есть первейшие человеческие грехи, от которых необходимо избавляться. Для этого нужно осуществить религиозные ритуалы сексуального характера.

Наиболее эффективным средством психологического воздействия на человека является гипноз. Хорошее владение руководителем религиозного объединения гипнотехникой создает предпосылки для злоупотреблений гипнозом. В сектах применяется комплекс специальных психологических приемов, в том числе нейролингвистического программирования, направляемых на совершение манипуляций с сознанием человека по подавлению его воли с целью последующего контроля и подчинения его мыслей, чувств и поведения. Методики манипуляции сознанием приводят к разрушению личности в физическом плане (неполноценное питание, недостаточный сон, напряженная работа), в психическом (искажение личности, поведения и способности критического суждения), в умственном (обеднение всех областей знания, не имеющих отношения к секте) и социальном плане (подавление способности к общению, враждебность по отношению к обществу).

Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения в некоторых деструктивных религиозных организациях техники контроля сознания собственная личность вновь привлеченного члена доводится до состояния психической беспомощности, обессиливается и дискредитируется. Вместо нее целенаправленно выстраивается личность, которая предназначена для исполнения идей и воли лидера культа и которая обладает не собственной, а иллюзорной, культовой «самостоятельностью». При интенсивном процессе результат достигается иногда за несколько дней, в большинстве случаев хватает нескольких недель или месяцев.

. Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.

Склонение к самоубийству обусловлено особенностями вероучения. Например, утверждается, что всех живущих на земле в скором времени ожидает конец света. Возможность спастись есть только у тех, кто в определенное время, в определенном месте добровольно уйдет из жизни. Следует отметить, что массовые самоубийства в Европе происходят достаточно часто. Этот феномен может быть объяснен закономерностями группового психического заражения.

Склонение последователей к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи также обусловлено особенностями вероучения. Внушается, что все болезни должны проходить сами собой за счет божественной силы, дарованной каждому живущему на земле. И если один из заболевших умирает, то такова воля Творца.

В иных случаях запрещаются только хирургические операции, переливание крови и другие медицинские процедуры. Известны случаи, когда люди умирали, отказавшись от медицинской помощи по религиозным убеждениям. Примером могут служить последователи такого религиозного объединения, как «Свидетели Иеговы» в США.

Рассматриваемая статья Федерального закона № 125-ФЗ применяется к уже зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. Вынесение решения судом о ликвидации и о запрете деятельности означает признание религиозной организации незаконной. Она автоматически «выводится» из рамок установленного порядка. Признание юридического лица незаконным и его последующая ликвидация означают отсутствие какого-либо правопреемства, а также прекращение в будущем каких-либо правоотношений с подобной религиозной организацией. Однако вред, а в особенности психологический, нравственный, нанесенный последователям со стороны секты, никогда не будет возмещен. Данный вопрос требует более детального рассмотрения.

Для религиозных организаций установлен заявительно-регистрационный порядок государственной регистрации. Религиозные группы учреждаются в нормативно-явочном порядке и действуют без государственной регистрации. Для получения всего комплекса прав юридического лица религиозная группа должна быть преобразована в религиозную организацию, просуществовав на данной территории не менее 15 лет или подтвердив свое вхождение в структуру централизованной религиозной организации в соответствии со ст. 9 ФЗ от 26 сентября 1997 г. Ряд авторов отмечают, что такой порядок нарушает право граждан на свободу вероисповедания. Так, например, религиозная организация вправе иметь собственность, получать налоговые и иные льготы, просить об объявлении своих религиозных праздников нерабочими днями и об отсрочке от военной службы и сборов для своих священнослужителей, создавать образовательные учреждения; религиозные группы же ничего подобного делать не вправе. Они могут только совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Полагаю, с одной стороны, замечание авторов справедливо, но с другой - пятнадцатилетний срок нахождения религиозной группы в определенной местности установлен для предотвращения регистрации сект и квазирелигиозных образований. Религиозная группа, по мысли законодателя, должна подтвердить свои намерения и заслужить доверие не только у местного населения, но и у контролирующих органов - у последних по мотивам соблюдения законодательства.

Для этого необходима эффективная система контроля и ответственности за нарушение законодательства о свободе совести. Так, общий надзор за исполнением законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений осуществляет прокуратура Российской Федерации. Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляет орган, который принимает решение о государственной регистрации религиозной организации. Следует заметить, что Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет лишь одну форму контроля - фискальную. В соответствии с п. 9 ст. 8 Закона религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности.

Ничего подобного от религиозной группы закон потребовать не вправе, поскольку она не нуждается в государственной регистрации. Единственное, что она обязана сделать, это уведомить о своем создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Таким образом, контроль за деятельностью подобного объединения граждан оказывается малоэффективным.

Особенностью регистрации религиозного объединения является проведение религиоведческой экспертизы в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации «О государственной религиоведческой экспертизе» от 18 февраля 2009 г. по решению регистрирующего органа в случае возникновения необходимости проведения дополнительного исследования документов, представленных для регистрации. Проведение подобной экспертизы представляет собой конкретное изучение учения группы верующих. Именно при проведении религиоведческой экспертизы можно распознать и отсечь секты и квазирелигиозные организации, преследующие только коммерческие или незаконные цели. В дополнительной проработке нуждаются вопросы проведения религиоведческой экспертизы. Необходимо четко закрепить механизм проведения религиоведческой экспертизы, проводить меры по совершенствованию работы, связанной с проведением государственной религиоведческой экспертизы, регулярное доведение ее результатов до сведения всех специалистов этой сферы, включая опубликование конкретных заключений; проведение семинаров, научно-практических конференций специалистов, участвующих в проведении экспертизы, обсуждение научных публикаций и методик проведения данной экспертизы.

В научной литературе часто можно встретить такой термин, как «тоталитарная секта», используемый для обозначения новых религиозных культов, которые преследуют незаконные цели. Как правило, число последователей подобного религиозного объединения сравнительно невелико, но если взять в расчет количество лиц, которые состоят в указанных организациях по всей стране, то число их заставит задуматься. В основном в секты или тоталитарные секты попадают люди, у которых отсутствует то идеологическое наполнение, которое должно идти со стороны государства.

Информация о работе Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации