Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Россия принадлежит к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства. Светское государство в России находит закрепление в ст. 14 Конституции РФ. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Это означает, что помимо исторически сложившихся признаков светского государства отечественная Конституция непосредственно признает положение о светском государстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства……………………………………………………………………….….4
1.1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России………………………………………………………………...4
1.2. Международные стандарты в обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством……………………………………....9
Глава 2. Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации………………………………………………………….….13
2.1. Правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации………………………………………………………..........13
2.2. Создание религиозной организации на территории Российской Федерации…………………………………………………………………………..16
2.3. Имущество религиозной организации………………………………………18
2.4. Религиозная деятельность…………………………………………………….21
2.5 Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации…………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………...34
Библиографический список…………………………

Файлы: 1 файл

религиозные объединения.docx

— 73.42 Кб (Скачать файл)

Точного определения тоталитарной секты в литературе не встречается. Остановимся на определении, предложенном А. Л. Дворкиным: «Тоталитарная секта представляет собой особую авторитарную организацию, лидеры которой, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками». Эти секты используют все новейшие технологии контролирования сознания, которые раньше попросту еще не были изобретены. При современных скоростях передвижения, технологических новшествах, обилии информации и умении манипулировать ею контролирование сознания принимает массовый и тотальный характер, что ранее было попросту недостижимо.

Тоталитарные секты представляют собой в первую очередь культурологическую и социальную проблемы, однако забывать о юридической составляющей данного вопроса не стоит. В ряде зарубежных государств среди населения распространяются брошюры, которые содержат информацию о сектах и предостережение для граждан быть аккуратней в своем выборе религиозной группы, организации. Так, например, канадская организация «Инфо-Калт» (Info-Cult) распространяет такую информацию о свойствах и признаках тоталитарных сект: «Тоталитарная секта - это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного члена.

Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и (или) семьи и противопоставляет им. Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов».

У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов. Например, члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие, члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу, руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них, вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются.

1. В листовке, которая распространяется среди школьников, Правительство Германии выделяет следующие 17 признаков тоталитарных сект. Среди них такие, например, как:

- в группе ты найдешь именно то, что до сих пор искал;

- мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему;

- группа имеет своего учителя или гуру, который один знает истину; мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его;

- очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.

Для более полного понимания проблемы, возникшей во взаимоотношениях традиционных религий с новыми религиями, следует обратить внимание на Доклад епископа Венского и Австрийского Иллариона, представленный на конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей». В своем выступлении епископ обобщает существующие проблемы в деятельности христианской Церкви:

Тоталитарные секты и так называемые новые религиозные движения представляют еще один реальный миссионерский вызов для Церкви в XXI в. И на этот вызов мы призваны дать совместный ответ. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, тоталитарные секты и новые религиозные движения «подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаясь найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, эзотерике, а подчас и обыкновенном оккультизме». Эти движения и секты целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой. Их деструктивная деятельность «приводит не только к искажению смысла христианского благовестия, но и к разрушению национальной духовной культуры».

Сегодняшние сектанты используют новейшие способы контролирования сознания людей, методы пропаганды и вербовки; многие секты обладают мощными финансовыми структурами. Бесконтрольная деятельность «новых религиозных движений» наносит серьезный вред здоровью людей, попирает фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу, государству, бросает вызов традиционным ценностям. Претендуя на исключительную правоту, лидеры сект, скрывая свои истинные цели, очень часто прикрываются различными религиозными, политическими, образовательными, культурологическими и иными лозунгами.

Опасность псевдорелигиозной экспансии уже давно и отчетливо понята некоторыми европейскими странами. Например, Германия, Франция, Бельгия, Польша приняли целый ряд мер, ограничивающих деятельность деструктивных движений и сект. Проблематика сект и новых религиозных движений нашла свое отражение в документах и решениях Ассамблеи Совета Европы, рекомендациях Европейской Парламентской Ассамблеи, решениях Кабинета министров Совета Европы и Европарламента.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституция России содержит все необходимые нормы, позволяющие России быть светским государством, т. е. государством, которое гарантирует каждому индивиду свободу мировоззренческого выбора, является мировоззренчески нейтральным, признает формальное равенство религиозных и общественных объединений и не проводит специальной политики в мировоззренческой сфере общества.

Нормы международного права закрепляют право на свободу мысли, совести и религии. Светскость государства как главная гарантия этого права не прописывается ни в одном из этих документов.

Федеральное законодательство в целом имеет отношение только к конкретизации положения Конституции РФ об отделении религиозных объединений от государства, но не содержит норм, позволяющих расценивать светское государство в России как нейтральное в мировоззренческой сфере.

Анализ конституций республик и уставов иных субъектов в составе России показал, что требование федеральной Конституции о светском государстве соблюдается в зависимости от региональных предпочтений.

Подводя итоги, следует сказать, что закрепление в Конституции страны принципа светскости, а также положений о равенстве религиозных организаций не означает однозначного отделения религиозных объединений от государства и разграничения их сфер деятельности.

Светскость предполагает нейтральное отношение к делам церкви со стороны государства с определенной долей регулирования.

Государство при всем закрепленном многообразии идеологий должно обеспечивать охрану духовной сферы граждан.

Для этого необходимо на основе уже сложившейся практики, четких критериев определений, научной разработанности, постепенного и корректного изменения законодательства обеспечивать духовную безопасность граждан, ликвидировать религиозные объединения, оказывающие разрушительное воздействие на мир человека, проявлять большее внимание к духовному состоянию общества.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бурьянов С. А. Свобода совести в Российской Федерации // Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф. М. Рудинского. М., 2010. С. 248-312.

2. Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханова. Т. 1. М., 2010. 708 с.

3. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. М., 2010. 198 с.

4. Дозорцев П. Н. Свобода совести: история и теория. М., 2009. 209 с.

5. Доклад епископа Венского и Австрийского Иллариона на конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей» // Татьянин день. 2006. 19 сентября.

6. Козлова Е. Н., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб.  3-е изд., перераб. и доп. М., 2011. 678 с.

 

7. Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». М., 2010. 309 с.

8.       Лупарев Г. П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы. М., 2010. 309 с.

9. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2010. 409 с.

10. Миронов О. О. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 24 апреля.

 

11. Пракофьев С. Современные секты в РФ. СПб., 2010. 289 с.

12. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» // Церковный вестник. 2002. № 23(252).

13. Сьюэлл Э. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций // Пределы светскости / Сост. А. Верховский. М., 2009. С. 44 - 56.

14. Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: Учеб. 2-е изд., перераб. М., 2009. 546 с.

 

1 Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. М., 2010. 198 с.

2 Миронов. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 24 апреля.- С 83.

 

3  Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: Учеб. 2-е изд., перераб. М., 2009. 546 с.

4 Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». М., 2010. 309 с.

 

5 Дозорцев П. Н. Свобода совести: история и теория. М., 2009. 209 с.


Информация о работе Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации