Основы взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со статьей 80 Конституции главой государства является Президент Российской Федерации. Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.

Содержание работы

Введение 3
1. Конституционно-правовые принципы взаимодействия Президента РФ и Парламента 5
1.1 Принцип разделения властей 5
1.2 Принцип законности 6
1.3 Принцип конституционного партнерства 9
1.4 Конституционная ответственность 11
2. Основы взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания 14
2.1 Взаимодействие в законодательном процессе 14
2.2 Взаимодействие в назначении должностных лиц 21
2.3 Ответственность Президента РФ и Парламента 22
2.4 Иные вопросы взаимоотношений Президента РФ и Федерального Собрания 28
2.5 Полномочный представитель Президента РФ в палатах Федерального Собрания 29
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

 

План

 

 

 

 

 

Введение

Российская  Федерация в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Республика - это  такая форма государственного правления, где высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными  и сменяемыми. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные в зависимости от роли, которую эти высшие органы играют в государстве.

Считается, что  Россия относится к республиканской  форме правления смешанного характера, то есть сочетает в себе черты парламентской и президентской республики. Данный факт можно установить, лишь тщательно рассмотрев роли и функции этих двух высших государственных органов, характер и особенности их взаимоотношений, что и является основной целью настоящей работы.

Актуальность  данной работы заключается в том, что в настоящее время имеется определенный практический опыт применения норм Конституции, что позволяет оценить основы взаимоотношений Президента и Парламента не только путем теоретических исследований норм Конституции, но и с учетом сложившейся политической ситуации.

В моей работе поставлены следующие задачи: исследовать конституционные  принципы организации государственной  власти в Российской Федерации, правовой статус институтов президентской власти и парламента России, взаимоотношения этих органов в решении определенных Конституцией Российской Федерации задач правового государства, обеспечения прав и свобод человека.

В работе исследованы  нормы Конституции РФ, положения  федеральных законов и указов Президента РФ, использованы труды различных авторов.

В статье 10 Конституции России закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии со статьей 80 Конституции главой государства является Президент Российской Федерации. Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.

В главе 5 и иных нормах Конституции определены порядок формирования, структура Федерального Собрания Российской Федерации, которым, также как и Президентом, осуществляется государственная власть в России. В силу положений статей 94-95 Конституции Федеральное Собрание является парламентом, законодательным и представительным органом Российской Федерации и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

В главе 1 «Конституционно-правовые принципы взаимодействия Президента РФ и Парламента» исследуются конституционные принципы организации государственной власти в Российской Федерации.

В главе 2 «Основы  взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания» рассматриваются правовой статус институтов президентской власти и парламента России, взаимоотношения этих органов в решении определенных задач государства

В заключении делаются основные выводы по работе.

 

 

 

 

  1. Конституционно-правовые принципы взаимодействия Президента РФ и Парламента.
    1. Принцип разделения властей.

Конституция Российской Федерации 1993 года в статье 10 установила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она в целом разграничивает компетенцию между федеральными органами государственной власти, относящихся к каждой из ветвей власти, однако не регламентирует детально вопросы их взаимоотношений. Вместе с тем, разделение властей не только не исключает, но, напротив, предполагает самое тесное их сотрудничество и взаимодействие.1

Этот принцип  был выработан мировой практикой  развития демократических государств. Он означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом.

 Верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.2

Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.

Органы законодательной  и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.3

 Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. В том виде, как он закреплен в Конституции Российской Федерации, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе.

Данный принцип  обеспечивается за счет разграничения  нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

 

    1. Принцип законности

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы4. В части 1 этой же статьи сказано, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Следовательно, соблюдение Конституции и законов, а также соответствие всех других издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляют сущность законности.

Конституция Российской Федерации определяет незыблемость правовой основы государственной и общественной жизни и провозглашает законность непременным принципом деятельности государства, его органов и должностных лиц. Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что органы государственной власти, должностные лица действуют в соответствии с нормами Конституции.

Законность - это  принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения.

Важнейшие нормы  права закреплены конституцией государства, в связи с чем главной политико-юридической предпосылкой прочной правовой основы государства оказывается именно конституционная законность.

Конституционная законность обращена в первую очередь ко всем компонентам политической системы общества, ко всему государственному механизму, призванному обеспечить в Российской Федерации подлинное народовластие. 

Конституционная законность - есть реально действующая  система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции. Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основным (высшим) законом государства и обладает верховенством на всей его территории.

Согласно мнению академика В. Н. Кудрявцева законность - определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. 5

Статья 15 Основного закона определяет место Конституции РФ в системе нормативных правовых актов страны. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Высшая юридическая  сила Конституции означает ее верховенство над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию РФ, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Обязанность соблюдать  федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной  власти, в т.ч. органы власти субъектов  Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц.

Для того чтобы  законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 года впервые в конституционном законодательстве устанавливает, что закон должен быть доведен до всеобщего сведения. Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться, если официально они не опубликованы для всеобщего сведения. 6

Строгое и неуклонное соблюдение законности является важнейшим  принципом деятельности не только государственных, но и негосударственных органов, учреждений и организаций. Конституция  России, равно как и конституции  других государств, закрепляет положение, согласно которому все государственные органы, государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать конституцию и все изданные на ее основе и в ее развитие законы. Все партийные органы и организации, равно как и все политические и общественные движения, также обязаны действовать в рамках конституции и других законов.7

    1. Принцип конституционного партнерства

Конституция РФ является стратегической основой правового развития страны. Она закрепляет базовые принципы конституционного партнерства органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и институтов гражданского общества.

Формула «конституционное партнерство» была введена в политико-правовой оборот ежегодными докладами Совета Федерации 2004-2006 годов. Конституционное партнерство - это процесс и результат согласованной государственной политики в законодательной деятельности и правоприменительной практике, как конструктивное взаимодействие всех ветвей и уровней государственной власти во имя правового развития страны8.

Основы стратегии  правового развития и конституционного партнерства закреплены в Конституции РФ. Органы конституционного партнерства определяются в статьях 80, 95, 103, 104, 125, 126, 127 Конституции. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные суды, суды субъектов Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации. В соответствии со статьями 5, 10, 11 Конституции Российской Федерации они осуществляют государственную власть в Российской Федерации.9

Взаимодействие  субъектов конституционного партнерства  в осуществлении законотворческой деятельности и в процессе исполнения законов сегодня обеспечивается системой мониторинга законодательства и правоприменительной практики, направленной на повышение ответственности государства перед гражданами за результаты законодательной и правоприменительной деятельности.

Конституционное партнерство - это демонстрация правовой культуры власти. В процессе конституционного партнерства формируется образ человека - гражданина новой России, новый образ государства, общества, страны.

Формула конституционного партнерства способна определить место  в законодательном процессе всех субъектов права законодательной  инициативы. Качественное законодательство возможно только при условии системного долгосрочного планирования законодательной деятельности, внедрения в практику законотворчества широкого спектра экспертиз - от экономической до гуманитарной.

Информация о работе Основы взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания