Основы взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со статьей 80 Конституции главой государства является Президент Российской Федерации. Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.

Содержание работы

Введение 3
1. Конституционно-правовые принципы взаимодействия Президента РФ и Парламента 5
1.1 Принцип разделения властей 5
1.2 Принцип законности 6
1.3 Принцип конституционного партнерства 9
1.4 Конституционная ответственность 11
2. Основы взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания 14
2.1 Взаимодействие в законодательном процессе 14
2.2 Взаимодействие в назначении должностных лиц 21
2.3 Ответственность Президента РФ и Парламента 22
2.4 Иные вопросы взаимоотношений Президента РФ и Федерального Собрания 28
2.5 Полномочный представитель Президента РФ в палатах Федерального Собрания 29
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Так, п. "а"  ст.84 Конституции за Президентом закреплено право назначать выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом. 

В ст. 14 Федерального закона от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Президенту РФ рекомендовано в связи с принятием этого закона представите в Федеральное Собрание РФ предложения о внесении изменений и дополнений в целях обеспечения эффективной деятельности и взаимодействия органов государственной власти.40

В то же время, п. "д" ч.1 ст.102 Конституции к ведению Совета Федерации отнесено назначение выборов Президента  России. Порядок выборов Президента (ч.4 ст.81 Конституции) определяется федеральным законом.

Проблема взаимоотношений  ветвей  власти  по вопросу назначения президентских и  парламентских  выборов  существенным образом потеряла свою остроту.  Заложенная в Конституции возможность обоюдного влияния - верхняя палата парламента назначает выборы Президента, который, в свою очередь, назначает выборы нижней палаты - была существенно смягчена двумя федеральными законами: "О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации".

Кроме того, в  случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, Президенту предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе41. С соблюдением такого же условия, Президент уполномочен в соответствии со статьей 88 Конституции объявлять о введении на территории России чрезвычайного положения. Указы о введении военного, а также чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации.

Конституционные полномочия Президента, закрепленные в статье 83 Конституции РФ,  по назначению и отзыву представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных отношений, реализуются Президентом также во взаимодействии с Федеральным Собранием, а именно после проведения соответствующих консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.

 

2.5 Полномочный  представитель Президента РФ  в палатах         Федерального Собрания РФ.

Каждодневное  сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате. Эти полномочные представители представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2004 № 400  полномочные представители входят в состав администрации Президента РФ.42

В своей  деятельности указанные представители  руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента. 

Указом  Президента от 13.04.1996 № 549 утверждено Положение  о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации  в законотворческом процессе (с изменениями и дополнениями), согласно которому полномочные представители представляют интересы Президента РФ и способствуют реализации его конституционных полномочий в обеих палатах Федерального Собрания.

Президентом РФ принят  Указ от 22.06.2004 № 792 о полномочных представителях Президента РФ в палатах Федерального Собрания и утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в палатах Федерального Собрания. 43

В названном Положении, как и в Положении о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, подробно регламентированы функции полномочных представителей.

В данном Положении определены задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов; обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на соответствующие, предусмотренные Конституцией должности.44

К функциям полномочных представителей отнесены: участие в заседаниях палат Федерального Собрания, представление позиции  Президента по законопроектам, рассматриваемым  соответствующими палатами Федерального Собрания, представление на рассмотрение палат кандидатур должностных лиц, назначение которых осуществляется Советом Федерации или Государственной Думой по представлению Президента, содействуют Президенту в выполнении иных  функций, связанных с участием главы государства в законотворческом процессе и согласованном взаимодействии с Советом Федерации и Государственной Думой.

Локтионовым А. С. предложена следующая квалификация функций полномочных представителей: лоббистская, правовая и экспертная, представительская и переговорная, координационная, методическая, информационно-аналитическая, советологическая-консалтинговая.45

К примеру, по мнению этого автора, лоббистская  функция заключается в лоббировании полномочным представителем интересов (позиции) Президента  в палатах Федерального Собрания, формировании  общественного мнения в интересах Президента с целью сокращения принятия необходимых решений.

Правовая  и экспертная функция  выражается в ведении полномочным представителем мониторинга правовых актов в пределах компетенции Президента, осуществлении правовой экспертизы направляемых ему на заключение проектов правовых актов, организации юридического сопровождения  правовых актов, обеспечении подготовки официальных заключений и официальных отзывов Президента.

Полномочному представителю необходимы правовые и организационные средства для налаживания согласованной законотворческой работы, заранее выработанные приоритеты в подготовке и рассмотрении конкретных законов.

Заключение

      Подводя итог, можно сделать основные выводы:

- Президент  и Федеральное Собрание при  реализации своих конституционных  полномочий, должны руководствоваться  закрепленными в Конституции Российской Федерации принципами осуществления государственной власти;

- Президент  и Федеральное Собрание не вправе подменять деятельность друг друга или другого органа;

- Президент и Федеральное Собрание при осуществлении возложенных на них полномочий должны обеспечивать взаимодействие для согласованного функционирования всех органов государственной власти, развития системы государственной власти, решения вопросов соблюдения Конституции, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны государственного суверенитета;

- решающая роль  парламента в законотворческом  процессе основывается на строгом соблюдении принципа разделения властей, который предполагает, что органы исполнительной и судебной властей не вправе вторгаться в законодательный процесс;

- гарантом последовательной  реализации принципа разделения  властей в законодательном процессе является Президент Российской Федерации;

- необходимо  определение на федеральном уровне  конкретных видов общественных  правоотношений, подлежащих регулированию: 1) федеральными законами; 2) указами  и распоряжениями Президента  РФ; 3) иными нормативными правовыми актами;

- следует определить  правовой статус Посланий Президента  Федеральному Собранию; обязательность  их исполнения;

- необходимо обеспечение принятие мер конституционной ответственности в отношении Президента РФ и Государственной Думы только в случаях и при наличии оснований, прямо предусмотренных Конституцией.

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // “Российская газета”, № 7, 21.10.2009
  2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (с изм. от 21.07.2007) // “Собрание законодательства РФ”, 07.08.2000, N 32, ст. 3336
  3. Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 (ред. От 17.02.2010) “Об Администрации Президента Российской Федерации” // “Российская газета“, № 63, 27.03.2004
  4. Указ Президента РФ от 22 июня 2004 г. № 792 “О полномочных представителях президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации” (с изм. от 21.10.2008) // “Российская газета“, № 134, 25.06.2004
  5. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. №549 “Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе” ( с изменениями от 15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997 г., 4 марта 1998 г., 7 ноября 2005 г., 15 июля 2008 г.) // “Российская газета“, № 77, 23.04.1996
  6. Указ Президента РФ от 28.05.2004 № 699 (ред. От 21.10.2008) “Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации” // “Собрание законодательства РФ”, 31.05.2004, № 22, ст. 2147
  7. Послание Президента РФ Медведева Д. А. Федеральному Собранию от 12.11.2009 // “Российская газета”, № 5038, 13.11.2009
  8.   Бюджетное послание Президента РФ от 23 июня 2008 г. // “Социальный мир”, N 26, 07 - 13.07.2008
  9. Бюджетное послание Президента РФ от 29 июня 2010 // “Пенсия”, N 7, июль, 2010
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996г. N 2-П “По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края” // “Российская газета”, № 20, 01.02.1996
  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П “По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации” // “Российская газета”, № 83, 05.05.1996
  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П “По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 ”О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации” и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом” // “Российская газета”, № 90, 15.05.1996
  13. Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации // http: www.council.gov.ru
  14. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998.- С. 403
  15. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010
  16. Голощапов А. М. Послания Президента РФ – конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии РФ // Право и политика, 2004.- № 6 // СПС “Консультант Плюс”
  17. Гончаров В. В., Жилин С. М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право, 2010.- № 2.- С.29-33
  18. Гончаров В. В. Взаимодействие и совершенствование законодательной (представительной) и исполнительной власти в России // Юридический мир, 2008.- № 6.- С. 31-34
  19. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник.- М.: ТК Велби, Проспект, 2008.-С.608
  20. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства: Учебник. - М: Юрист, 2009. – С.264.
  21. Локтионов А. С. Конституционно-правовые принципы взаимодействия Президента Российской Федерации и Федерального Собрания // Государственная власть и местное самоуправление, 2002.- №2.- С. 2-6
  22. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2009. - С. 571
  23. Маланыч И. Н. Институт государственной стратегии в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право, 2007.- № 13 // СПС “Консультант Плюс”
  24. Путятина А. Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право, 2009.- № 17 // СПС “Консультант Плюс”
  25. Разбаш О. Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право, 2009.- № 18 // СПС “КонсультантПлюс”
  26. Самигуллин В. К. Конституционное право России: Курс лекций.- Уфа: РИО БашГУ, 2004. – С.490
  27. Тихон Е. А. Послания Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека // Конституционное и муниципальное право, 2007.- № 16 // СПС “Консультант Плюс”
  28. Червонюк В.И Конституционное право России: Учебник.- М.: Термика, Инфра-М, 2004. – С.432
  29. Четверин В. А. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М: 1997

1 Локтионов А. С. Конституционно-правовые принципы взаимодействия Президента Российской Федерации и Федерального Собрания // Государственная власть и местное самоуправление, 2002.- №2.- С. 2-6

2 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996г. N 2-П

4 Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Правовая система Гарант, 2010.

5 Лазарев, В. В. Общая теория права и государства: Учебник. - М: Юрист, 2009. – С.264.

6 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010

7 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2009. - С. 571

8 Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации // http: www.council.gov.ru

9 Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Правовая система Гарант, 2010.

10 Разбаш О. Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право, 2009.- № 18 // СПС “КонсультантПлюс”

11 Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации // http: www.council.gov.ru

12 Червонюк В.И Конституционное право России: Учебник.- М.: Термика, Инфра-М, 2004. – С.432

13 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник.- М.: ТК Велби, Проспект, 2008.-С.608

14 Путятина А. Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право, 2009.- № 17 // Правовая система “Консультант Плюс”

15 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник.- М.: ТК Велби, Проспект, 2008.- 608 с.

16 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010

17  Путятина А. Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право, 2009.- № 17 // СПС “КонсультантПлюс”

18  Указ Президента РФ от 28.05.2004 № 699 (ред. От 21.10.2008) “Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации” // СПС “КонсультантПлюс”

19 Локтионов А. С. Конституционно-правовые принципы взаимодействия Президента Российской Федерации и Федерального Собрания // Государственная власть и местное самоуправление, 2002.- №2.- С. 2-6

20 Путятина А. Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право, 2009.- № 17 // Правовая система “Консультант Плюс”

21Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П “По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации” // СПС “КонсультантПлюс”

22 Тихон Е. А. Послания Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека // Конституционное и муниципальное право, 2007.- № 16 // Правовая система “Консультант Плюс”

23  Бюджетное послание Президента РФ от 23 июня 2008 г., 29 июня 2010 г. // СПС “КонсультантПлюс”

24 Голощапов А. М. Послания Президента РФ – конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии РФ // Право и политика, 2004.- № 6

25 Послание Президента РФ Медведева Д. А. Федеральному Собранию от 12.11.2009

26 Маланыч И. Н. Институт государственной стратегии в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право, 2007.- № 13 // Правовая система “Консультант Плюс”

27 Гончаров В. В., Жилин С. М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право, 2010.- № 2.- С.29-33

28 Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П “По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 ”О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации” и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом”

29 Гончаров В. В. Взаимодействие и совершенствование законодательной (представительной) и исполнительной власти в России // Юридический мир, 2008.- № 6.- С. 31-34

30 Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Правовая система Гарант, 2010.

31  Гончаров В. В., Жилин С. М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право, 2010.- № 2.- С.29-33

32 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник.- М.: ТК Велби, Проспект, 2008.-С.608

33 Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Правовая система Гарант, 2010.

Информация о работе Основы взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания