Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:06, курсовая работа
Цель работы рассмотреть понятие, классификацию и назначение мер административного
воздействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие и общую характеристику мер административного воздействия на экономику.
2. Рассмотреть классификацию, а также правовое регулирование выбора и реализации мер административного воздействия на экономику;
3. Дать характеристику отдельных мер административного воздействия закрепленных в КоАП РФ и рассмотреть порядок их применения;
4.Рассмотреть значение мер административного пресечения как средства обеспечения правопорядка. [1]
Введение…(3-4)
Глава 1. Понятие и общая характеристика административного воздействия на экономику…(5-10)
1.1. Понятие административного воздействия на экономику…(5-6)
1.2. Общая характеристика административного воздействия на экономику…(6-10)
Глава 2. Классификация и правовое регулирование выбора и реализации мер административного воздействия на экономику….(11-18)
2.1. Классификация мер административного воздействия на экономику..(11-15)
2.2 Правовое регулирование выбора и реализации мер административного воздействия на экономику…(15-18)
Глава 3. Характеристика мер и значение административного воздействия на экономику…(19-36)
3.1. Характеристика отдельных мер административного воздействия закрепленных в КоАП РФ и порядок их применения …(19-30)
3.2. Значение мер административного пресечения как средства обеспечения правопорядка….(30-36)
Заключение…(37)
Список литературы…(38)
Глава 2. Классификация и правовое регулирование выбора и реализации мер административного воздействия на экономику.
2.1. Классификация
мер административного
Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме административно-правовых мер воздействия допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией особенностей сферы применения мер. С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности - убеждение и принуждение.
С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу не результативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и административной ответственности. При необходимости обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.
Специальный подход к проблематике видовой классификации административно-правовых мер воздействия исходит прежде всего из характера ( содержания ) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространённым является выделение двух групп методов, а именно, административных и экономических.
Административные меры обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно- управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления, т.е. адреса! л. Налицо- прямое предписание, ибо управляющее воздействие предполагает императивный ( директивный ) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являющегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.
Внеэкономический характер данных мер означает, что реальным объектом управления является сознательно- волевое поведение управляемых. Должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принуждения к должному поведению, что, однако, не даёт оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.
С учётом названных качеств административных мер воздействия очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они находятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, которые осуществляют администрирование, т. е. управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов мер воздействия - административные.
Экономические меры воздействия обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредствованно в отличии от способов прямого властного воздействия.
Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим.
В научной литературе, в директивных документах много внимания уделено соотношению административных и экономических мер воздействия. Но это разновидности прямого и косвенного воздействия, которое осуществляется на экономические процессы. В обороне, образовании экономические меры применяются мало, но другие разновидности косвенного влияния используются широко.
Для мер прямого воздействия характерны следующие признаки.
а) прямое воздействие на волю;
б) директивность, приказной характер;
в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчиненным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;
г) поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает существование многих норм и указаний, которыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;
д) наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;
е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;
ж) широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись.
Мерам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
а) руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;
б) управленческие акты уполномочивают на определенные действия;
в) у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;
г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования;
д) наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.
Анализ доктрины и действующего законодательства, регулирующего применение мер административного пресечения, дает основания для вывода о том, что наиболее приемлемой с позиций теории и практики могла быть система этих мер, учитывающая следующие факторы: степень самостоятельности мер, лежащие в основе их применения методы воздействия, характер объектов воздействия, характер сферы, в которой применяются меры.
В соответствии с указанными факторами меры административного пресечения могут быть классифицированы следующим образом:
а) по степени соподчиненности (автономности) - самостоятельные и вспомогательные;
б) по методам воздействия - меры психического и физического воздействия;
в) по объектам воздействия - меры, применяемые к физическим лицам, и меры, применяемые к юридическим лицам;
г) по сфере воздействия - общие и специальные меры административного пресечения.
Возможны и иные критерии классификации, но предложенная группировка позволяет глубже понять и уяснить сущность этих правовых средств, их разновидности, особенности нормативного закрепления и применения.
Совокупность мер воздействия
органов государственного управления
может быть подразделена на отдельные
виды в зависимости от целей, которые они
обеспечивают (стратегические, тактические,
оперативные), в зависимости от средств,
используемых для их осуществления. Наиболее
распространенная классификация мер воздействия
включает организационно-структурные,
организационно-технические, учетно-контрольные,
научно-аналитические; организационно-
Эти меры непосредственно связаны с реализацией функций органа исполнительной власти, с функциями администрации организаций, взаимодействующих с органами государственного управления. В зависимости от предметной области и содержания функций органа, его подразделений каждый метод реализуется в определенной организационной форме. Поэтому важно точно знать, какие функции нормативно закреплены за тем или иным органом государственного (публичного) управления.
Методы и формы реализации функций и полномочий создают организационную основу непрерывного взаимодействия управляющей подсистем управляемой средой (объектами), позволяют иметь необходимую информацию о состоянии этой среды и принимать адекватные решения. [4]
2.2 Правовое регулирование
выбора и реализации мер
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики. Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы¾ это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты¾производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
Объектами правового регулирования в сфере государственного управления являются, прежде всего, поведение, действия субъектов, представленных в той или иной сфере государственного управления, и отношения этих субъектов в процессе управления.
Методы административно-правового регулирования можно охарактеризовать как способы и приемы, реализующие осознанное волевое воздействие (действия) субъектов, осуществляющих государственное управление в рамках их правового статуса.
В системах государственного управления реализуются три группы
методов:
а) организационные, устанавливающие порядок взаимодействия составляющих систему структур, связанных единством целей и задач;
б) функциональные — направленные на регулирование при выполнении их обязанностей;
в) методы юрисдикционной деятельности — разрешение споров, а также применение принуждения при ответственности субъекта за правонарушения.
Различают методы прямого, императивного (непосредственно обращенного к исполнителю) воздействия и методы опосредованного, косвенного воздействия на поведение или порядок отношений субъектов административного права и управления.
Примером непосредственного прямого воздействия являются способы императивного обязывания субъекта действовать, поступать определенным образом. Это может быть прямой запрет не совершать действий, вредных для интересов граждан, государства, общества, например не отказывать в предоставлении информации, необходимой гражданину или юридическому лицу. В качестве примера прямого регулирования можно привести закрепление компетенции субъекта управления, его прав и обязанностей; порядок работы коллегии министерства и т.п. Методы прямого административного регулирования, как правило, реализуются через нормативные правовые акты.
Одним из методов прямого воздействия на деятельность органов государственной власти субъектов РФ является временное осуществление федеральными органами власти отдельных полномочий органов власти субъектов РФ. Это возможно в трех случаях, определенных ст. 26 упомянутого выше Закона от 4 июля 2003 г. Они касаются случая отсутствия органа власти субъекта в условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и невозможности его сформировать; случая возникновения просроченной задолженности по долговым и бюджетным обязательствам, а также нарушения законодательства, установленного соответствующим судом РФ. В ст. 26 (п. 3) предусмотрена процедура этих действий. Указом Президента РФ установлены перечень полномочий субъекта, переходящих во временное осуществление конкретного органа на определенный срок, и источники финансирования. По ходатайству Правительства РФ может быть введен режим временной финансовой администрации.
Косвенное правовое регулирование средствами административного права проявляется в установлении порядка, предопределяющего поведение субъекта или его отношения с другими субъектами. Например, установление режима категорий информации ограниченного доступа: сведений, отнесенных к государственной тайне, и к категории конфиденциальной информации обязывает соблюдать эти режимы в процессе организации документирования, документооборота в управлении. Косвенными методами административно-правового регулирования являются и такие, как утверждение документов, определяющих политику государства в той или иной области социальной жизни, принятие федеральных целевых программ, обязывающих впоследствии издавать правовые акты определенных субъектов управления.
Порядок перечисленных мер административного воздействия регламентируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством о налоговой службе, таможенным законодательством и другими федеральными законами. Кроме того, федеральные органы надзора России (Госгортехнадзор, Госатомнадзор) и государственные инспекции (санитарная, автомобильная, труда и др.) применительно к сфере своих полномочий вправе запрещать эксплуатацию промышленных установок, приостанавливать либо запрещать производство на отдельных объектах, приостанавливать строительные работы в случаях, если возникла опасность жизни и здоровью граждан, нарушены требования экологической или радиационной безопасности.
Информация о работе Особенности административного воздействия на экономику