Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются аспекты административно- правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Раздел 1. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права………………………………………………….……..5
1.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………..5
1.2. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации……………………………………………..9
Раздел 2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………23
2.1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц
без гражданства в РФ…………………………………………………………23
2.2.Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…........31
Раздел 3.Федеральная миграционная служба………………...……….……….36
Заключение ………………………………………………………………………40
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 62.86 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Курский государственный  университет»

 

Факультет Юридический

Специальность 030501 Юриспруденция

 

 

Курсовая работа по административному праву

на тему:

«Особенности  административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса заочной формы обучения

М.С.  Гордеева

 

Проверил:

А.М. Борисов

 

 

 

 

Курск 2010

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

Раздел 1. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права………………………………………………….……..5

1.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………..5

1.2. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации……………………………………………..9

Раздел 2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………23

2.1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц

без гражданства в РФ…………………………………………………………23

2.2.Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…........31

Раздел 3.Федеральная миграционная служба………………...……….……….36

Заключение ………………………………………………………………………40

Список использованных источников…………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В административном праве  под субъектом понимают лицо (индивид  или организацию), которое по закону может быть участником административно-правовых отношений и носителем административных прав и обязанностей. Юридическая возможность индивида и организации быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием определенных свойств, для обозначения которых применяется термин «правосубъектность». Правосубъектность как способ быть участниками правоотношений устанавливается правовыми нормами и может быть различной у разных субъектов. В основном различают индивидуальных и коллективных субъектов права. К индивидуальным субъектам права относятся также иностранные граждане и лица без гражданства1.

Вопрос о субъектах  административного права является одним из важнейших, так как они  выступают участниками административно– правовых отношений.

В данной курсовой работе рассматриваются  аспекты  административно-  правового  статуса  иностранных граждан  и лиц без гражданства в  России.

Объектом исследования выступают  субъекты административного права, предметом- особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

При выполнении данной курсовой работы ставится цель- изучить особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а  именно: рассмотреть иностранных граждан и лиц без гражданства как субъекты административного права, изучить особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства а так же рассмотреть федеральную миграционную службу.

В процессе написания курсовой работы были использованы Конституция, федеральные законы, иные нормативно- правовые акты РФ, учебники по административному  и конституционному праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права.

1.1 Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства.

 

Правовое положении иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а так же международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, являются: Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г., Федеральный Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г., постановлением правительства и иными нормативно правовыми актами. Некоторые субъекты Федерации тоже издали законы, влияющие на административно-правовой статус иностранцев (регулирующие вопросы их регистрации, передвижения, проживания). Так, Свердловская областная Дума 29 ноября 1994 г. приняла областной закон «О порядке регистрации иностранных граждан на территории Свердловской области».

Согласно действующему законодательству, иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в РФ правами  и несут обязанности наравне  с гражданами РФ, кроме случаев, установленных  федеральным законом и международным  договором РФ.

При этом они обязаны соблюдать  действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно  или временно.2

Если рассматривать субъектов  административного права, в общем, то можно выделить, что все субъекты административного права обладают некими общими чертами, характеризующими их  административно – правовой статус: все субъекты  административного  права неразрывно связаны с управленческой деятельностью государственной  власти и  имеют равные юридические гарантии рассмотрения возникшего спора в административном или судебном порядке. Однако  каждый субъект обладает своим особым   правовым статусом, различным от других участников правоотношений.

Субъекты административного  права, имеющие установленный  законом  и административно - правовыми нормами  правовой статус, становятся участниками  административных  правоотношений, тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Наличие у иностранных  граждан и лиц без гражданства  административно- правовой правосубъенктности и факт участия в административно  – правовых правоотношениях является очень важным, поскольку участие  иностранных граждан и лиц  без гражданства в административных правонарушениях является предпосылкой возникновения всех других правоотношений. 

Административно – правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и  гарантированных государством.  Что касается содержания правового  статуса иностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

          В соответствии с Законом РФ "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации"  от 25.07.2002г №115-ФЗ  иностранный  гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицом без гражданства  признается физическое  лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Данный вопрос регулируется рядом таких международных актов  как Конвенция ООН «О статусе  апатридов» 1954 г. и  Конвенция  ООН   «О сокращении безгражданства» 1961 г. В  соответствии со статьей 1 последней  «любое Договаривающееся государство  должно предоставлять свое гражданство  любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция  «О статусе апатридов» устанавливает, что в Договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые, в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы»), а в случаях нарушения прав со свобод «каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договорившихся стран»3, при этом в Конвенции под термином "апатрид" подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким–либо государством в силу его закона, но  ее положения не распространяются:

  • на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;
  • на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны;
  • на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:
  1. совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
  1. совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну;
  2. виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Необходимо заметить, что  правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства различается, например, в вопросах  дипломатической  зашиты. Вместе с тем в большинстве  случаев иностранные граждане и  лица без гражданства с точки  зрения  права для государства  одинаковы, что подтверждается законодательной  и правоприменительной практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации

 

Статья 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ устанавливает, что иностранные  граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации  при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Основаниями для выдачи иностранному гражданину визы являются:

1) приглашение на въезд  в Российскую Федерацию, оформленное  в соответствии с федеральным  законом в порядке, установленном  уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти.

Приглашение на въезд в  Российскую Федерацию выдается федеральным  органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по ходатайству:

а) федеральных органов  государственной власти;

б) дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных  государств в Российской Федерации;

в) международных организаций  и их представительств в Российской Федерации, а также представительств иностранных государств при международных  организациях, находящихся в Российской Федерации;

г) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.

Приглашение на въезд в  Российскую Федерацию выдается федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в случаях, установленных федеральным  законом.

Приглашение на въезд в  Российскую Федерацию выдается территориальным  органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по ходатайству:

а) органов местного самоуправления;

б) юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном  органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальном органе;

(в ред. Федерального  закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

в) граждан Российской Федерации  и постоянно проживающих в  Российской Федерации иностранных  граждан;

2) решение, принятое федеральным  органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных  дел, дипломатическим представительством  или консульским учреждением  Российской Федерации либо представительством  федерального органа исполнительной  власти, ведающего вопросами иностранных  дел, находящимся в пределах  приграничной территории, в том  числе в пункте пропуска через  Государственную границу Российской  Федерации, по ходатайству находящегося  за пределами Российской Федерации  иностранного гражданина, поданному  в связи с необходимостью въезда  в Российскую Федерацию для  экстренного лечения либо вследствие  тяжелой болезни или смерти  близкого родственника;

3) решение федерального  органа исполнительной власти, ведающего  вопросами иностранных дел, о  выдаче иностранному гражданину  визы, направленное в дипломатическое  представительство или консульское  учреждение Российской Федерации;

4) решение руководителя  дипломатического представительства  или консульского учреждения  Российской Федерации о выдаче  иностранному гражданину визы, принимаемое  в исключительных случаях по  заявлению в письменной форме  иностранного гражданина;

Информация о работе Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства