Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются аспекты административно- правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Раздел 1. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права………………………………………………….……..5
1.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………..5
1.2. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации……………………………………………..9
Раздел 2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………23
2.1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц
без гражданства в РФ…………………………………………………………23
2.2.Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…........31
Раздел 3.Федеральная миграционная служба………………...……….……….36
Заключение ………………………………………………………………………40
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 62.86 Кб (Скачать файл)

Различия в правовом положении  имеются не только между гражданами и иностранными гражданами (лицами без гражданства), но и между разными  категориями иностранных граждан. В целом, различают иностранных  граждан:

  • Временно пребывающих  в Российской Федерации;
  • Временно проживающих на территории Российский Федерации;
  • Постоянно проживающих на территории. 

У каждой категорий иностранных  граждан имеется некоторые особенности  правового положения.

Временно пребывающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или  в порядке, не требующем получения  визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или  разрешения на временное проживание. Основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем поучения визы, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Приглашение на въезд в РФ выдается Министерством иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или ее территориальным органом. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина (лица без гражданства) в целях обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом Министерства внутренних дел по ходатайству образовательного учреждения.  Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, который  не может  превышать девяносто суток  для  иностранных граждан прибывших  в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, когда иностранный  гражданин   заключил трудовой договор  или гражданско-правовой договор  на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Федерального закона (продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год), и случаев   предусмотренных  Федеральным законом.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен  либо сокращен  федеральным органом  исполнительной власти, ведающим вопросами  иностранных дел, или федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции  по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере  миграции  или его территориальными органами в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

 Срок временного пребывания  отдельных категорий временно  пребывающих в Российской Федерации  иностранных граждан может быть  увеличен до ста восьмидесяти  суток или сокращен  как на  территории одного или нескольких  субъектов Российской Федерации,  так и на всей территории  Российской Федерации  Правительством  Российской Федерации в целях  обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса  трудовых ресурсов, содействия в  приоритетном порядке трудоустройству  граждан Российской Федерации,  а также в целях решения  иных задач внутренней и внешней  политики государства.  Временно  пребывающий в Российской Федерации  иностранный гражданин обязан  выехать из Российской Федерации  по истечении срока действия  его визы или иного срока  временного пребывания, установленного  настоящим Федеральным законом  или международным договором  Российской Федерации, за исключением  случаев, когда на день истечения  указанных сроков ему продлены  срок действия визы или срок  временного пребывания, либо ему  выданы новая виза, или разрешение  на временное проживание, или  вид на жительство, либо у него  приняты заявление и иные документы,  необходимые для получения им  разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Временно проживающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Под понятием  разрешение на временное проживание  понимается  подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное  проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории  РСФСР и состоявшему в прошлом  в гражданстве СССР или родившемуся  на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным  и имеющему дееспособных сына  или дочь, состоящих в гражданстве  Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы  одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской  Федерации;

4) состоящему в браке  с гражданином Российской Федерации,  имеющим место жительства в  Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции  в Российской Федерации в размере,  установленном Правительством Российской  Федерации;

6) поступившему на военную  службу, на срок его военной  службы;

7)являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию

8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Постоянно проживающий в  Российской Федерации иностранный  гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Под понятием вид на жительство понимается  документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство  может  быть выдан  иностранному гражданину по его заявлению в  территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции  в  течение срока действия разрешения на временное проживание и при  наличии законных  оснований, при  условии, что иностранный гражданин  проживал в Российской Федерации  не менее одного года на основании  разрешения на временное проживание и обратился с заявлением в  территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание..

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению  иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений  срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно  проживающий в Российской Федерации  иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации  территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан  в России» устанавливаются  основания отказа в выдаче либо аннулирования  вида на жительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Статья 4 Закона «о правовом положении иностранных граждан  в России» говорит, что Иностранные  граждане пользуются  Российской Федерации  правами и несут обязанности  наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это означает, что ответственность  также в равном мере распространяется и на граждан, и на иностранных  граждан (лиц без гражданства). Но в этом вопросе также проявляется  особенности  административно - правового  статуса  иностранных граждан  и лиц без гражданства. Особенность  этой является специальная мера наказания, которой могут быть подвергнуты  только иностранные граждане (лица без гражданства) – административное выдворение. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации8.

Это наказание применяется  только к иностранным гражданам  и лицам без гражданства. Граждане РФ не могу быть лишены гражданства  РФ, выданы другому государству, выдворены  за пределы России. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут  обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом  или международным договором  Российской Федерации».

Подобное наказание предусмотрено  КоАП РФ за нарушение режима Государственной  границы РФ (часть 2 статьи 18.1.); нарушение  режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.); нарушение иммиграционных правил (статья 18.11.). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием – административным штрафом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином  или лицом без гражданства  административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию  – компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Очевидно, что судья (должностное  лицо пограничной службы), рассматривая дело о соответствующем административном правонарушении, вправе ограничится  применением к виновному иностранному гражданину или лицу без гражданства  только штрафа и не назначать дополнительного  наказания в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации.

Содержание административного  выдворения за пределы Российской Федерации  достаточно специфично. Оно состоит  в контролируемом перемещении иностранного гражданина (лица без гражданства) с  территории Российской Федерации через  Государственную границу РФ. Перемещение  может производиться принудительно  и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств  и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Средства, выделяемые из федерального бюджета на мероприятия по административному  выдворению, расходуются на приобретение проездных документов для выдворяемого лица (а в случаях, установленных  законодательством Российской Федерации, - также проездных документов для  должностного лица органа внутренних дел, сопровождающего выдворяемого иностранного гражданина или лица без  гражданства); содержание выдворяемого лица до исполнения решения об административном выдворении; оформление документов, необходимых  для осуществления выдворения; совершение иных действий, непосредственно связанных  с выдворением 

Информация о работе Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства