Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей режима законности в деятельности публичной администрации.
Для достижения поставленной цели определены две основные задачи:
- изучить теоретические основы состояния законности в деятельности публичной администрации
- рассмотреть способы обеспечения законности в деятельности публичной администрации
Введение……………………………….………………………………….……...3
1.1. Понятие и содержание законности…………………………………….…..5
1.1.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации……………………………………………….…...11
1.2. Содержание и виды контроля…………………………………………….15
1.2.2 Президентский контроль за деятельностью публичной администрацией……………………………………………………….…………17
1.2.3 Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти……………………………………………………………………….……22
1.2.4 Судебный надзор за законностью деятельности публичной администрации…………………………………………………………………..25
1.2.5 Прокурорский надзор за законностью деятельности публичной администрации…………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных источников и литературы……………………
Недопустимость произвола
в деятельности должностных лиц
означает, что должностные лица,
принимая властное решение, должны руководствоваться
конкретными правовыми
Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требований законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.[7, c.72]
Несмотря на сою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.
Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Общие гарантии – это объективные (экономические, политические, социальные, правовые, идеологические) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают среду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.
Гарантиями законности являются
также соответствующие
Уровень законности определяется
и эффективной деятельностью
политического руководства, правильным
избранием лидерами приоритетов
при принятии политических решений,
готовностью и умением
Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Важнейшей гарантией законности является деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности, т.е. осуществление правосудия.[3, c.49]
Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволяет обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок – основу нормальной жизни общества.
С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Правопорядок – это порядок в общественной жизни, которая создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными и муниципальными органами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.
Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит также всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата, при строгом и неуклонном соблюдении закона.
Итак, делая заключение вышесказанному: законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.
Законность неотделима от общеобязательности права и выражается в требовании неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Следовательно, законность требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников.
1.1.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации
Рассматриваемый режим является общим для всех сфер государственного строительства, для всех организаций и граждан, для всех отраслей права. Конечно, в деятельности публичной администрации он имеет ряд особенностей:
1. На публичной администрации лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права, юридически правомерное функционирование огромного числа государственных органов, иных государственных организаций и их работников. И это же время работа государственной администрации многообразна и с точки зрения правовых форм (правотворчество, правоприменение, юрисдикция), и с точки зрения многообразия отраслей и функций.
2. Главное требование законности к публичной администрации состоит в том, что законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их применение, их защита. Борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.
3. Подавляющее число подзаконных
нормативных актов издается
В настоящее время и в ближайшем обозримом будущем число действующих подзаконных актов будет значительным. А значит, сохранится и такая особенность режима законности: подчинение администрации нормам, которые она сама выработала, а также содержащимся в других подзаконных актах. Как правило, орган, принявший юридическую норму, вправе ее отменить, изменить, но он не вправе нарушить ее путем принятия правоприменительного акта. И тем более такая подзаконная норма обязательна для нижестоящих органов и организаций. С нею должен в ряде случаев считаться и вышестоящий орган (если она, например, принята исполнительным органом субъекта Федерации в рамках его исключительных полномочий).
Все более возрастает роль
международных, государственно-правовых
и административных (между административно-
Таким образом, важная особенность
законности – необходимость соблюдения,
наряду с законами международных
и ряда иных договоров, подзаконных
норм, в том числе и тех, которые
изданы самой государственной
4. Нельзя и невозможно
активную администрацию лишать
дискреционных полномочий, жестко
пеленать ее юридическими
Целесообразно используя свои полномочия, действуя в правовых рамках, государственная администрация должна добиваться положительных результатов, созидать. Ее деятельность должна быть эффективной.
Публичная администрация активно занимается правонаделением: распределяет ресурсы, принимает на работу и т. д. Здесь законность и целесообразность должны органично сочетаться.
5. Администрация обязана
оперативно реагировать на
6. В ряде случаев публичная администрация вынуждена действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы. И когда ее «подставляет» законодательная власть. Так, нередки случаи, когда принимаются законы, для осуществления которых у администрации нет финансов.
За последние годы принят
ряд решений Конституционного Суда
Российской Федерации, признавших неконституционными
ряд норм российских законов, а также
законодательных актов СССР. Одновременно
неконституционными признаны правоприменительные
акты государственной администрации,
основанные на этих актах. А соответствующие
изменения в законодательство вносятся
не сразу. И опять администрация
вынуждена действовать в
7. Учитывая огромный объем
и разнообразие властной
Итак, в деятельности публичной администрации режим законности имеет следующие особенности:
1. На публичной администрации лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права.
2. Законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их применение, их защита.
3. Подавляющее число подзаконных
нормативных актов издается
Обеспечение их неукоснительного исполнения – важная задача административных структур.
4. Нельзя и невозможно
активную администрацию лишать
дискреционных полномочий, жестко
пеленать ее юридическими
5. Администрация обязана
оперативно реагировать на
6. В ряде случаев публичная администрация вынуждена действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы.
7. Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятельности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридического образования у многих государственных служащих, для обеспечения режима правозаконности в деятельности государственной администрации нужна большая система гарантий.
1.2. Содержание и виды контроля
В системах социального управления контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.
Содержание контроля состоит из:
•наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации – изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;
• анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;
Информация о работе Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации