Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей режима законности в деятельности публичной администрации.
Для достижения поставленной цели определены две основные задачи:
- изучить теоретические основы состояния законности в деятельности публичной администрации
- рассмотреть способы обеспечения законности в деятельности публичной администрации

Содержание работы

Введение……………………………….………………………………….……...3
1.1. Понятие и содержание законности…………………………………….…..5
1.1.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации……………………………………………….…...11
1.2. Содержание и виды контроля…………………………………………….15
1.2.2 Президентский контроль за деятельностью публичной администрацией……………………………………………………….…………17
1.2.3 Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти……………………………………………………………………….……22
1.2.4 Судебный надзор за законностью деятельности публичной администрации…………………………………………………………………..25
1.2.5 Прокурорский надзор за законностью деятельности публичной администрации…………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.39 Кб (Скачать файл)

В основном Государственная  Дума может влиять на исполнительную власть с помощью бюджета. Она  дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на ее рассмотрение Правительством, и утверждает его. Правительство  обязано ежегодно представлять Государственной  Думе отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год.

На паритетных началах  Государственная Дума и Совет  Федерации формируют Счетную  Палату. Она должна выполнять такие  задачи:

... организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных, статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;           

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также  на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью  и современностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных .фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

Государственная Дума оказывает  влияние на финансовую деятельность, назначая и освобождая от должности  Председателя Центробанка России.

Еще одна форма парламентского контроля за правительственными учреждениями – деятельность назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, который проверяет реализацию конституционных норм о правах и свободах личности.

Конституции и уставы субъектов  Федерации тоже содержат положения  о парламентском контроле за исполнительной властью. Они закрепили такие формы воздействия, как необходимость получения согласия законодательного органа на назначение главы правительства, отчеты об исполнении бюджета.

Многие субъекты Федерации  предоставили своим представительным органам более широкие контрольные  полномочия, чем их имеет Федеральное  Собрание Российской Федерации. Так, Уставом  Свердловской области предусмотрено, что Областная Дума дает согласие на назначение руководителей областных органов внутренних дел, финансов, социальной защиты и комитета по управлению имуществом. В ряде республик конституции закрепляют подотчетность правительств представительным органам, в частности, такую форму контроля, как депутатский запрос к правительству, его главе, отдельным министрам и руководителям других органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.4 Судебный надзор за законностью деятельности публичной администрации

Вопрос о необходимости, преимуществах судебного контроля за государственной администрацией – один из важнейших в административном праве. Выше уже рассматривался его важнейший аспект – право граждан на судебную защиту (административная юстиция). Но это только одна из форм судебного надзора. Существуют и другие:

•   рассмотрение жалоб  организаций;

•   рассмотрение требований и протестов органов государственной  власти о признании незаконными актов государственной администрации;

Суд проверяет только законность актов, а значит, осуществляет надзор.

•   проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности административных актов, имеющих значение для разрешения дел;

•   проверка судами при  рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

 

•   рассмотрение дел  о преступлениях работников исполнительной власти;

.   санкционирование  судьями недобровольного психиатрического  лечения, ряда оперативно-розыскных  мероприятий (нарушение тайны  переписки, телефонных переговоров,  неприкосновенности жилища) и процессуальных  действий.

С точки зрения порядка  обращения в суд можно различать:

• исключительно судебный (вопрос о законности решается только судом);

• альтернативный (с жалобой, протестом, требованием можно обратиться в вышестоящий государственный  орган или в суд);

•  последовательный или  ступенчатый (вначале заинтересованный субъект вправе обратиться в вышестоящий  исполнительный орган,  иногда вплоть до центрального, а при несогласии с его решением вправе обратиться в суд);

•   исключительно административный (дело не подведомственно суду). Например, о поощрении и реализации иных дискреционных полномочий.

Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требованиям государственных  органов, по протестам прокуроров, а  также по инициативе самих судов. Он может быть прямым или косвенным.

Прямым считается надзор, когда суд рассматривает гражданское  дело по жалобе (требованию, протесту) о незаконности правоприменительного акта в соответствии с нормами  ГПК РСФСР, АПК РФ, о конституционной  юстиции. По существу, это дела о  законности властных действий, выяснение  этого – главная цель правосудия, и решение суда посвящается оценке законности правового акта.

А косвенный надзор осуществляется при рассмотрении иных гражданских  дел, а также всех уголовных и  административных дел. В этих случаях  вопрос о законности встает, если это  влияет на решение главного вопроса, связанного с рассматриваемым судом  делом (о наличии преступления, виновности подсудимого, взыскании ущерба и  т. д.), и он рассматривается попутно. Специального решения о законности акта исполнительной власти суд (судья) не принимает.

Надзор за законностью  административной деятельности  представляют все имеющиеся в России суды: общие, военные, арбитражные и конституционные (уставные).

В арбитражных судах созданы  специальные коллегии, рассматривающие  споры организаций и предпринимателей с властными  структурами.

Одним из главных направлений  деятельности Конституционого Суда Российской Федерации является защита прав граждан и юридических лиц. Он рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и признал неконституционной правоприменительную практику относительно: увольнений граждан с работы по возрасту; установления ограниченного срока обжалования незаконных увольнений с работы, считая его ограничением права на судебную и иную защиту выселение из незаконно занятых жилых помещений с санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции и др.

Как влияют суды своими актами на законность деятельности государственной  администрации?

Во-первых, предупреждают  нарушения, санкционируя определенные действия, вынося частные определения.

Во-вторых, восстанавливают  нарушенные права граждан, организаций, государственных служащих.

В-третьих, взыскивают причиненный  имущественный и моральный ущерб.

В-четвертых, признают нормативные  акты государственной администрации  незаконными, неконституционными, не действующими.

В-пятых, привлекают нарушителей  законности к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Право на судебную жалобу (иск) теоретически всегда существует, но реально  им пользуются далеко не все. Для его  реализации мало знать, что есть такое  право, нужно знать, как его можно  осуществить, иметь определенные финансовые средства и время, не испытывать опасений по поводу возможной неблагоприятной  реакции администрации. Если к тому же учесть, что суды рассматривают  дела, мягко выражаясь, не очень быстро, что истцу приходится тратить  много времени, а исполнение решений  судов .организовано не лучшим образом, то становится более понятным, почему граждане, организации в нашей стране скупо используют право на судебную защиту от незаконных действий исполнительной власти. И это позволяет более трезво оценить возможности судебной защиты прав граждан, роль судов в обеспечении законности.

О недостатках в деятельности судов и путях их устранения Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев писал: «Наверное, проблема номер один – волокита. Мы не в состоянии обеспечить сегодня быструю защиту прав граждан. Законодательные акты, принятые в последние годы, существенно расширили права и возможности судов. У нас появились прекрасные перспективы. Однако настоящее довольно мрачно. Причина очевидна – катастрофическая нехватка кадров.

Сегодня во всех судах больше двух тысяч вакансий – и это  при том, что численность судейского корпуса в стране (15 тысяч человек) – одна из самых низких в мире.

Институт мировых судей, введение которого предусматривается  проектом закона о судебной системе, кардинально изменил бы ситуацию, вдвое увеличил судебный корпус»

Создание Судебного департамента при Верховном Суде, принятие законов  «Об исполнительном производстве», «О мировых судьях» и их последующая  реализация помогут в какой-то степени  преодолеть волокиту в судебной деятельности, улучшить исполнение актов правосудия. А это свою очередь усилит влияние  правосудия на обеспечение законности в деятельности государственной  администрации.

 

 

 

 

 

 

1.2.5 Прокурорский надзор за законностью деятельности публичной администрации

Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением  всех действующих в Российской Федерации  законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор –  это специфический вид государственной  деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все  отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе в силу предоставленных ему полномочий проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом либо гражданином, если в поступивших заявлении, жалобе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов. Вместе с тем органы прокуратуры, осуществляя надзор, не должны подменять, иные государственные органы и должностных лиц, на которых возложен контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

Информация о работе Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации