Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей режима законности в деятельности публичной администрации.
Для достижения поставленной цели определены две основные задачи:
- изучить теоретические основы состояния законности в деятельности публичной администрации
- рассмотреть способы обеспечения законности в деятельности публичной администрации
Введение……………………………….………………………………….……...3
1.1. Понятие и содержание законности…………………………………….…..5
1.1.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации……………………………………………….…...11
1.2. Содержание и виды контроля…………………………………………….15
1.2.2 Президентский контроль за деятельностью публичной администрацией……………………………………………………….…………17
1.2.3 Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти……………………………………………………………………….……22
1.2.4 Судебный надзор за законностью деятельности публичной администрации…………………………………………………………………..25
1.2.5 Прокурорский надзор за законностью деятельности публичной администрации…………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных источников и литературы……………………
В основном Государственная Дума может влиять на исполнительную власть с помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на ее рассмотрение Правительством, и утверждает его. Правительство обязано ежегодно представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год.
На паритетных началах Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную Палату. Она должна выполнять такие задачи:
... организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных, статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, а также
нормативных правовых актов федеральных
органов государственной
анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
контроль за законностью и современностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных .фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Государственная Дума оказывает влияние на финансовую деятельность, назначая и освобождая от должности Председателя Центробанка России.
Еще одна форма парламентского контроля за правительственными учреждениями – деятельность назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, который проверяет реализацию конституционных норм о правах и свободах личности.
Конституции и уставы субъектов Федерации тоже содержат положения о парламентском контроле за исполнительной властью. Они закрепили такие формы воздействия, как необходимость получения согласия законодательного органа на назначение главы правительства, отчеты об исполнении бюджета.
Многие субъекты Федерации
предоставили своим представительным
органам более широкие
1.2.4 Судебный надзор за законностью деятельности публичной администрации
Вопрос о необходимости,
преимуществах судебного
• рассмотрение жалоб организаций;
• рассмотрение требований
и протестов органов
Суд проверяет только законность актов, а значит, осуществляет надзор.
• проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности административных актов, имеющих значение для разрешения дел;
• проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
• рассмотрение дел о преступлениях работников исполнительной власти;
. санкционирование
судьями недобровольного
С точки зрения порядка
обращения в суд можно
• исключительно судебный (вопрос о законности решается только судом);
• альтернативный (с жалобой, протестом, требованием можно обратиться в вышестоящий государственный орган или в суд);
• последовательный или ступенчатый (вначале заинтересованный субъект вправе обратиться в вышестоящий исполнительный орган, иногда вплоть до центрального, а при несогласии с его решением вправе обратиться в суд);
• исключительно административный (дело не подведомственно суду). Например, о поощрении и реализации иных дискреционных полномочий.
Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, по протестам прокуроров, а также по инициативе самих судов. Он может быть прямым или косвенным.
Прямым считается надзор,
когда суд рассматривает
А косвенный надзор осуществляется при рассмотрении иных гражданских дел, а также всех уголовных и административных дел. В этих случаях вопрос о законности встает, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с рассматриваемым судом делом (о наличии преступления, виновности подсудимого, взыскании ущерба и т. д.), и он рассматривается попутно. Специального решения о законности акта исполнительной власти суд (судья) не принимает.
Надзор за законностью административной деятельности представляют все имеющиеся в России суды: общие, военные, арбитражные и конституционные (уставные).
В арбитражных судах созданы
специальные коллегии, рассматривающие
споры организаций и
Одним из главных направлений деятельности Конституционого Суда Российской Федерации является защита прав граждан и юридических лиц. Он рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и признал неконституционной правоприменительную практику относительно: увольнений граждан с работы по возрасту; установления ограниченного срока обжалования незаконных увольнений с работы, считая его ограничением права на судебную и иную защиту выселение из незаконно занятых жилых помещений с санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции и др.
Как влияют суды своими актами на законность деятельности государственной администрации?
Во-первых, предупреждают нарушения, санкционируя определенные действия, вынося частные определения.
Во-вторых, восстанавливают нарушенные права граждан, организаций, государственных служащих.
В-третьих, взыскивают причиненный
имущественный и моральный
В-четвертых, признают нормативные акты государственной администрации незаконными, неконституционными, не действующими.
В-пятых, привлекают нарушителей законности к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Право на судебную жалобу (иск) теоретически всегда существует, но реально им пользуются далеко не все. Для его реализации мало знать, что есть такое право, нужно знать, как его можно осуществить, иметь определенные финансовые средства и время, не испытывать опасений по поводу возможной неблагоприятной реакции администрации. Если к тому же учесть, что суды рассматривают дела, мягко выражаясь, не очень быстро, что истцу приходится тратить много времени, а исполнение решений судов .организовано не лучшим образом, то становится более понятным, почему граждане, организации в нашей стране скупо используют право на судебную защиту от незаконных действий исполнительной власти. И это позволяет более трезво оценить возможности судебной защиты прав граждан, роль судов в обеспечении законности.
О недостатках в деятельности судов и путях их устранения Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев писал: «Наверное, проблема номер один – волокита. Мы не в состоянии обеспечить сегодня быструю защиту прав граждан. Законодательные акты, принятые в последние годы, существенно расширили права и возможности судов. У нас появились прекрасные перспективы. Однако настоящее довольно мрачно. Причина очевидна – катастрофическая нехватка кадров.
Сегодня во всех судах больше двух тысяч вакансий – и это при том, что численность судейского корпуса в стране (15 тысяч человек) – одна из самых низких в мире.
Институт мировых судей, введение которого предусматривается проектом закона о судебной системе, кардинально изменил бы ситуацию, вдвое увеличил судебный корпус»
Создание Судебного
1.2.5 Прокурорский надзор за законностью деятельности публичной администрации
Единственным ведомством
в системе государственной
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе в силу предоставленных ему полномочий проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом либо гражданином, если в поступивших заявлении, жалобе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов. Вместе с тем органы прокуратуры, осуществляя надзор, не должны подменять, иные государственные органы и должностных лиц, на которых возложен контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций.
Информация о работе Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации