Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей режима законности в деятельности публичной администрации.
Для достижения поставленной цели определены две основные задачи:
- изучить теоретические основы состояния законности в деятельности публичной администрации
- рассмотреть способы обеспечения законности в деятельности публичной администрации

Содержание работы

Введение……………………………….………………………………….……...3
1.1. Понятие и содержание законности…………………………………….…..5
1.1.2 Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации……………………………………………….…...11
1.2. Содержание и виды контроля…………………………………………….15
1.2.2 Президентский контроль за деятельностью публичной администрацией……………………………………………………….…………17
1.2.3 Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти……………………………………………………………………….……22
1.2.4 Судебный надзор за законностью деятельности публичной администрации…………………………………………………………………..25
1.2.5 Прокурорский надзор за законностью деятельности публичной администрации…………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.39 Кб (Скачать файл)

Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:

•   верховенство закона;

•   единство и укрепление законности;

•   защиту прав и свобод человека и гражданина;

•   охраняемые законом  интересы общества и государства.

Эти же задачи стоят перед  прокуратурой и при осуществлении  надзора за законностью деятельности государственной администрации (общего надзора). Для их выполнения Генеральный  прокурор и подчиненные ему прокуроры  наделены необходимыми полномочиями.

В соответствии с требованиями Федерального закона о прокуратуре  предметом ее надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Надзор за законностью  деятельности государственной администрации  – одно из направлений прокурорского  надзора. С этой целью органы прокуратуры  проводят проверки. Поводами для них  служат любые поступившие в прокуратуру  сообщения о фактах нарушения  закона; основаниями - данные о каких-либо правонарушениях, требующих прокурорского  реагирования.

Прокурор, а также его  заместитель, помощник вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения  государственных и негосударственных  организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей  в органы прокуратуры информацией  о фактах нарушения закона. Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам относительно деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При осуществлении надзора  за соблюдением органами и должностными лицами государственной администрации  прав и свобод человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет  заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и  пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению  к ответственности лиц, нарушавших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует иные полномочия, предоставленные в связи с осуществлением надзора за исполнением законов.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, если: пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или  иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы; нарушены права  и свободы значительного числа  граждан; в силу иных обстоятельств  нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и  поддерживает в суде или арбитражном  суде иск в интересах пострадавших.

Если нарушение прав и  свобод человека и гражданина имеет  характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение  о проступке и материалы проверки в органы или должностным лицам, которые полномочны рассматривать такие дела.

Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор применяет  и специальные меры прокурорского  реагирования:

•   протест,

•   представление,

•   постановление,                                  

•   заявление о признании  правового акта противоречащим закону (недействительным),                  

•   предостережение.

В заключение следует подчеркнуть, что в настоящее время деятельность российской прокуратуры является важной составляющей борьбы за законность в  защите прав и интересов граждан.

 

 

 

 

 

Заключение.

     В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы: законность – одна из категорий всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Так, в деятельности публичной администрации режим законности имеет ряд особенностей:

1. На публичной администрации лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права, юридически правомерное функционирование огромного числа государственных органов, иных государственных организаций и их работников.

2. Законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их применение, их защита. Борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.

3. Подавляющее число подзаконных  нормативных актов издается исполнительно-распорядительными  органами.

Обеспечение их неукоснительного исполнения – важная задача административных структур. 

4. Нельзя и невозможно  активную администрацию лишать  дискреционных полномочий, жестко  пеленать ее юридическими предписаниями. 

5. Администрация обязана  оперативно реагировать на события  реальной жизни.    

6. В ряде случаев публичная администрация вынуждена действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы.

         7. Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятельности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридического образования у многих государственных служащих, для обеспечения режима правозаконности в деятельности государственной администрации нужна большая система гарантий.

 

В последнее время в  средствах массовой информации нередко  пишут о том, что часть нашего общества стремиться к установлению диктатуры, мечтают о «сильной руке». Это заблуждение. Просто люди устали от беззакония, нарушения их прав, непредсказуемости  осуществляемых государственных мер, неуверенности в завтрашнем дне. Они хотят законности, стабильности и в этих естественных желаниях и  стремлениях людей нельзя усматривать  мечты о диктаторском режиме.

Законность, порядок, стабильность – вот признак сильного государства  основанного на праве. Порядок диктаторского  режима имеет иные основания –  страх и насилие. И едва ли значительные социальные силы, даже ориентирующиеся  на социалистические идеи, захотели бы позаимствовать такие средства упорядочивания общественных отношений.

В нынешней кризисной ситуации аналитики ищут истоки кризисных  явлений в экономических просчётах, политическом противостоянии, слабости и раскоординировании различных ветвей власти, неоднородности общественного сознания. Безусловно, эти факторы оказали существенное влияние на возникновении кризиса. Однако следует подчеркнуть основную стратегическую ошибку в деятельности государства, всех его структур, которая породила такие драматические последствия. Она состоит в том, что законность грубо попиралась практически во всех сферах общественных отношений – экономической, социальной, политической, национальной. Такая ситуация вызвала массовое негативное отношение к власти, неверие в реальность провозглашённых принципов и, как следствие, - грубое нарушение законности гражданами.

Для укрепления законности в условиях формирования правового  государства и гражданского общества необходимо:

  1. укрепить российскую государственность;
  2. разрешить проблему разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  3. создать условия для экономического развития государства;
  4. обеспечить реальную защиту прав и свобод граждан;
  5. совершенствование всех сторон законотворчества, речь идет, прежде всего, о четко выверенном, научно-обоснованном механизме законодательной деятельности,
  6. повысить качество принимаемых законов;
  7. исключить коллизии, пробелы в праве;
  8. формирование правосознания и правовой культуры граждан с использованием различных форм правового воспитания.

Хочется надеяться, что формирующееся  в России институты гражданского общества скажут свое слово в упрочнении законности. Гражданское общество должно стать полноценным партнёром  государства. Кроме того, правовая политика государства должна быть направлена на координацию всех структурных  элементов механизма правового  регулирования. Мало принять тот  или иной закон, нужно создать  «механизм», обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм. Всё вышеизложенное диктует жёсткие  требования к науке и практике по разработке и реализации целостной  концепции укрепление законности в  стране, поскольку без утверждения  законности невозможно, обеспечение  устойчивости общества.

Хочется верить, что в  ближайшем будущем российское общество станет гражданским, а государство  правовым не только на страницах «закона», но и в реальности.

 

Список использованной литературы.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 12 декабря 1993 года. - М. : «Юридическая литература»,1993. 195 с.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Официальный текст. М.: Издат-во НОРМА, 2008. 288 с.

Информация о работе Особенности обеспечения режима законности в деятельности публичной администрации