Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 18:46, курсовая работа
Целью работы является исследование основ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Рассмотрев цель исследования, можно определить задачи настоящей работы: 1) исследовать законодательно закрепленные, а также разработанные юридической наукой, понятия «иностранного гражданина», «лица без гражданства;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Законодательное регулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства
по российскому законодательству……………………………………………5
Категории иностранных граждан…………………………………….10
Глава 2. Особенности правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации.
2.1. Понятие правового статуса иностранных граждан………………….17
2.2 Особенности передвижения иностранных граждан в пределах Российской Федерации………………………………………………………..20
2.3 Отношение иностранных граждан к государственной
или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности………24
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………..32
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Законодательное регулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
по российскому законодательству……………………………………
Глава 2. Особенности правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации.
2.1. Понятие правового
статуса иностранных граждан………
2.2 Особенности передвижения иност
2.3 Отношение иностранных граждан к государственной
или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности………24
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..32
Введение
Актуальность темы работы обусловлена современными проблемами в области миграционной политики, с которыми сталкивается не только Россия, но и многие западные страны. Вопросы о правовом положении иностранных граждан, лиц без гражданства, особенностях осуществления ими трудовой деятельности, ответственности за нарушение порядка пребывания на территории России в настоящее время стоят в ряду наиболее значимых.
С давних времен в силу исторических событий одну из значительной части населения того или иного государства составлял иностранный элемент. Такие мировые процессы, как глобализация, интеграция, международная миграция, обязательно сопровождались миграцией населения из одной страны в другую. Основной причиной, вынуждающей людей уезжать из своей родной страны, является неравенство доходов и возможностей в разных регионах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами
В связи с этим любое государство не может не считаться с пребыванием на его территории иностранцев. Изменения в экономической и политической сферах жизни России последних лет привели к тому, что правовое положение иностранцев из вопроса, затрагивающего сравнительно незначительное количество людей, переросло в существенную проблему для многих органов, организаций и широких слоев населения.
Объектом данной работы является нормативно-правовое регулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. Предметом исследования являются нормы права, определяющие особенности правового статуса иностранных граждан, порядок их пребывания на территории Российской Федерации, ограничения, накладываемые на иностранных граждан, находящихся на территории России, в целях обеспечения соблюдения национальных интересов и безопасности страны.
Целью работы является исследование основ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Рассмотрев цель исследования, можно определить задачи настоящей работы: 1) исследовать законодательно закрепленные, а также разработанные юридической наукой, понятия «иностранного гражданина», «лица без гражданства; 2) выделить категории иностранных граждан в зависимости от длительности их пребывания на территории России; 3) обозначить особенности правового статуса иностранных граждан и правового режима, предоставляемого нашей страной иностранным гражданам; 4) выявить особенности передвижения иностранных граждан по территории России и особенности отношения иностранных граждан к муниципальной и государственной службе в Российской Федерации; 5) выработать правовые позиции по дальнейшему усовершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Решение поставленных задач позволит в результате анализа нормативных положений, научной литературы определить необходимые направления, которые могли бы стать основой для совершенствования законодательного регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Теоретическая основа работы включает в себя научные труды юристов, занимающихся вопросами гражданства, правового регулирования статуса иностранных граждан. Практическая основа работы составляет совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих правое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.
Структура работы включается в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение и библиографический список.
Глава 1. Законодательное регулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
1.1.Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства по российскому законодательству.
В научной литературе понятия "иностранец", "иностранный гражданин", "иностранное физическое лицо", "лицо без гражданства" трактуются по-разному. Так, А.М. Арбузкин под иностранцем понимает физическое лицо, находящееся в определенной правовой связи с государством пребывания, но не являющееся его гражданином и имеющее гражданство другого государства. 1 А.А. Корсик отмечает, что правовой статус иностранных физических лиц определяется внутренним законодательством каждого государства. 2 По мнению А.Б. Агапова, к иностранным физическим лицам относятся граждане иностранных государств, подданные в монархиях, лица с множественным гражданством, а также беженцы и вынужденные переселенцы.3
Следует заметить, что до 1977 года советское законодательство использовало термины "иностранец" и "иностранный гражданин" как равнозначные. Однако Конституция СССР 1977 года расширила понятие "иностранец", включив в него как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Соответствующие изменения были затем внесены в терминологию ряда других нормативных актов.4 Так, Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 9 октября 1979 года в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года термин "иностранцы" был заменен термином "иностранные граждане".
В действующем российском законодательстве существует несколько определений понятия "иностранный гражданин". Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве) установлено, что иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. К иностранным гражданам приравниваются лица без гражданства и те лица, которые в иностранных государствах не обладают гражданством, но имеют вид на жительство.
Несколько иное определение понятий "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства" содержится в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан). В этом Законе определено, что иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Под лицом без гражданства в этом Законе понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно Федеральному закону от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
В юридической литературе отмечается, что понятие "иностранный гражданин", определенное Законом о правовом положении иностранных граждан, более точно и оптимально с практической точки зрения. О.Е. Кутафин, присоединяясь к данной точке зрения, считает, что термины "иностранец", "иностранный гражданин", "иностранное физическое лицо" и "лицо без гражданства" равнозначны 5
Ряд видных ученых подчеркивают, что особую группу иностранных граждан составляют зарубежные соотечественники, т.е. лица, родившиеся в одном государстве и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц.6
Следует отметить, что в нашей стране принята Программа содействия переселению, которая создает более благоприятные условия для возвращения на родину соотечественников и максимально упрощенный порядок получения российского гражданства: возможность обзавестись российским паспортом в течение 6 месяцев. Содействие добровольному переселению в Россию зарубежных соотечественников является одним из приоритетных направлений миграционной политики страны.
В 2012 году была принята новая редакция Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента РФ от 14.09.2012 N 1289). В период с 2007 по 2012 год нашими зарубежными соотечественниками в рамках действия первой редакции Программы содействия переселению было подано около 120 тысяч анкет на 275 тысяч человек. Всего в Россию прибыло более 135 тысяч переселенцев.7 Естественно, наибольший миграционный потенциал соотечественников сохраняется в СНГ. Кроме того, соотечественники переселяются из государств Евросоюза: Германии, Польши и др. Программа содействия переселению соотечественников с 2012 года приобрела бессрочный характер. Свидетельства ее участников, выданные до 1 января 2013 года, действительны до 1 января 2015 года. Так, с 1 января 2013 года ведется прием заявлений для участия в Программе содействия переселению от соотечественников, решения по которым будут приняты после утверждения новых региональных программ субъектами Российской Федерации. Программа содействия переселению в редакции 2012 года имеет отличия от предыдущей. Во-первых, ее участниками теперь могут стать индивидуальные предприниматели, если у них есть разрешение на временное проживание, и иностранные студенты, проходящие обучение на территории России. Во-вторых, раньше статус переселенца сохранялся за соотечественником в течение 2 лет, а теперь этот срок увеличен до 3 лет.
Участник Программы содействия переселению и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (в зависимости от того, в какую территорию они переселяются), имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на: компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания; компенсацию расходов по оплате государственной пошлины за оформление разрешения на временное проживание, российского гражданства и внутреннего паспорта; получение пособия на обустройство ("подъемных"). Размеры пособий зависят от территории вселения. Если участник выбирает для переселения приоритетную территорию вселения, он получает 240 тысяч рублей; по 120 тысяч рублей будет выделено каждому члену семьи участника. К приоритетным регионам относятся: Республика Бурятия, Забайкальский край, Приморский край, Хабаровский край, Камчатский край, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. Пособия будут выплачиваться в два этапа.
В обычных территориях предусмотрен более скромный размер подъемных средств - по 20 тысяч рублей участнику Программы и по 10 тысяч - членам его семьи. При этом пособия выплачиваются однократно после прибытия на территорию вселения. Участники Программы содействия переселению имеют право на получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение 6 месяцев; на получение компенсационного пакета, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания; общего и профессионального образования; социального обслуживания; здравоохранения; государственной службы занятости.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выделяет три отличающиеся друг от друга категории лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие. Существуют и другие категории иностранных граждан, правовое положение которых не регулируется нормами вышеупомянутого закона: это лица, находящиеся в Российской Федерации на особых основаниях и имеющие особый дипломатический статус (сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений), а также лица, получившие (или стремящиеся получить) убежище в Российской Федерации.
Временное пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется сроком действия выданной им визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством России).
Временно прибывающие в Российскую Федерацию иностранные граждане и лица без гражданства обязаны выехать из страны по истечении срока действия визы или срока, установленного действующим законодательством, если на момент истечения указанных сроков ими не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Срок временного пребывания в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми разрешался въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере миграции.