Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 18:46, курсовая работа
Целью работы является исследование основ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Рассмотрев цель исследования, можно определить задачи настоящей работы: 1) исследовать законодательно закрепленные, а также разработанные юридической наукой, понятия «иностранного гражданина», «лица без гражданства;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Законодательное регулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства
по российскому законодательству……………………………………………5
Категории иностранных граждан…………………………………….10
Глава 2. Особенности правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации.
2.1. Понятие правового статуса иностранных граждан………………….17
2.2 Особенности передвижения иностранных граждан в пределах Российской Федерации………………………………………………………..20
2.3 Отношение иностранных граждан к государственной
или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности………24
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………..32
Принадлежность лица к своему государству увеличивает объем правоспособности, а следовательно, и содержания конституционно-правового статуса гражданина по сравнению с ограниченным правовым положением иностранных граждан.
2.2 Особенности передвижения иностранных граждан в пределах Российской Федерации.
Статьей 11 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривается, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.
С одной стороны, положения дано нормы закона
пропагандируют
общность правового положения иностранных
граждан, лиц без гражданства и россиян,
с другой стороны, иностранные граждане
и лица без гражданства имеют ряд ограничений,
что отличает их от положения российских
граждан. Положения данной статьи не только гарантируют
равенство, но одновременно определяют
круг таких ограничений.
Лица без гражданства могут въезжать, пребывать на территории Российской Федерации и выезжать за ее пределы при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.
В случае если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, то последние обязаны покинуть территорию Российской Федерации на основании принятого государственными органами решения.
Закон ограничивает, но не конкретизирует цели иностранных граждан и лиц без гражданства, в соответствии с которыми они могут въезжать и пребывать на территории Российской Федерации, к ним относятся личные и деловые цели. Для въезда на особо охраняемые объекты и территории могут понадобиться специальные разрешения, помимо комплекта обязательных документов, предусмотренного ст. 10 комментируемого Закона.
К таким территориям в соответствии с Перечнем территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754, относятся:
- территории закрытых
- территории с
- территории, на которых введено
чрезвычайное или военное
- территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;
- территории закрытых военных городков;
- территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;
- зоны экологического бедствия;
- пограничная зона;
- объекты и организации
- объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- другие территории, организации
и объекты, для посещения которых
российским гражданам
В соответствии с ч. 2 11 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» после того как иностранный гражданин получит разрешение на временное проживание в Российской Федерации, он не имеет право по собственному желанию, без получения разрешения в территориальных органах ФМС России изменить место своего проживания.
Действующее законодательство обязывает иностранных граждан проживать в том регионе и населенном пункте, на территории которого им разрешено временное проживание, а также не вправе проживать вне пределов указанного в разрешении субъекта Российской Федерации.11
Временно проживающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин обязан в срок, не превышающий двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание, подать уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Данное уведомление должно быть подано в территориальный орган ФМС России, на территории субъекта которого он проживает.
Следует отметить, что существует круг субъектов - иностранных граждан, которым предоставляются привилегированные права на территории нашего государства. Такими правами пользуются:
1) сотрудники дипломатических
2) работники консульских
3) сотрудники международных организаций;
4) аккредитованные в Российской
Федерации иностранные
Под аккредитацией следует понимать процедуру, по результатам которой иностранный журналист получает возможность на постоянной основе присутствовать при осуществлении функций аккредитующего его органа. Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Российской Федерации иностранных корреспондентов, в том числе из стран СНГ, регулируются международными договорами Российской Федерации, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" и другими актами законодательства Российской Федерации. Аккредитация иностранных корреспондентов в Российской Федерации производится МИД России в соответствии со ст. ст. 48 и 55 Закона РФ "О средствах массовой информации", если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Данные категории иностранных граждан пользуются правом на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, которое предоставляется им на основе принципа взаимности. Исключение из этого правила будут составлять территории, перечисленные в п. 1 статьи 11 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», для нахождения на которых следует получить специальное разрешение.
Современные государства стремятся к признанию действия национальных законов. Обоюдное признание государствами действия их законов включает в себя в том числе и признание прав, которые возникают на основании их законов в иностранном государстве.
2.3 Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности
Положения комментируемой статьи призваны установить ряд исключений из общего правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства, декларированного Конституцией РФ в качестве равенства в правах и обязанностях с российскими гражданами. В соответствии с комментируемой статьей в отношении иностранного гражданина установлены следующие ограничения и запреты:
1) он не вправе находиться
на муниципальной службе. Данное
положение представляет
Следует отметить, что данный подпункт вступает в противоречие со ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", которая отмечает, что предметом регулирования указанного Закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу как граждан Российской Федерации, так и граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе с прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.12
В данном контексте следует отметить, что возможные ограничения связаны лишь с тесной взаимосвязью муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, а именно тождеством:
- основных квалификационных
- ограничений и обязательств при прохождении данных служб;
- требований к подготовке, переподготовке
и повышению квалификации
Статья 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" указывает, что гражданским служащим может быть исключительно гражданин РФ. Одновременно ст. 16 указанного Закона рассматривает утрату российского гражданства в качестве одного из оснований для прекращения государственной службы. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Таким образом, в отношении военной службы наличие гражданства России не только является обязательным условием, но и факт наличия второго гражданства или подданства препятствует осуществлению отдельных видов военной службы.
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве одного из основных требований, предъявляемых к муниципальному служащему, также рассматривает наличие российского гражданства. Определяя ряд ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы, в качестве одного из них он указывает наличие гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе. Таким образом, действующее законодательство в качестве исключения допускает возможность пребывания на муниципальной службе иностранных граждан и подданных, а также лиц без гражданства. В этой связи более целесообразной представляется формулировка рассматриваемого положения Закона в качестве императивного запрета пребывания иностранного гражданина на государственной службе. Замещение указанными субъектами должностей муниципальной службы определяется специальным Законом, который в качестве исключения данный факт допускает;
2) он не вправе замещать
Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны иметь уровень профессиональной подготовки и компетентности, соответствующий требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами Российской Федерации к лицам, замещающим должности, на занятие которых претендуют иностранные граждане и лица без гражданства (например, Приказ Госкомрыболовства от 29 июля 2002 г. N 299);
3) он не вправе быть членом
экипажа военного корабля