Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 18:46, курсовая работа
Целью работы является исследование основ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Рассмотрев цель исследования, можно определить задачи настоящей работы: 1) исследовать законодательно закрепленные, а также разработанные юридической наукой, понятия «иностранного гражданина», «лица без гражданства;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Законодательное регулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства
по российскому законодательству……………………………………………5
Категории иностранных граждан…………………………………….10
Глава 2. Особенности правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации.
2.1. Понятие правового статуса иностранных граждан………………….17
2.2 Особенности передвижения иностранных граждан в пределах Российской Федерации………………………………………………………..20
2.3 Отношение иностранных граждан к государственной
или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности………24
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………..32
Срок временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключивших трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований действующего законодательства, также продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня их въезда в Российскую Федерацию.
Под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина (лица без гражданства) временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительства, оформленное в виде отметки в документе иностранца (апатрида), удостоверяющем его личность, либо в виде документа установленной формы. Причем разрешение на временное проживание выдается лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание" раскрыт механизм подачи заявлений на получение разрешения на проживание на территории России. При определении квоты Правительство РФ должно учитывать предложения исполнительных органов власти субъектов Федерации, демографическую ситуацию в соответствующем субъекте Федерации и его возможности по созданию условий для проживания иностранцев на своей территории.
Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан предусматривает и получение разрешения на временное проживание вне квот. Этот порядок, в частности, распространяется на иностранцев, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории Российской Федерации; признанных недееспособными и имеющих дееспособного сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; состоящих в браке с гражданином России и имеющих место жительства в этой стране; осуществляющих инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ, и др.
Разрешение на временное проживание, выданное иностранному гражданину (лицу без гражданства), может быть аннулировано, если в течение очередного года со дня его выдачи иностранный гражданин (лицо без гражданства) не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на временное проживание.
Иностранный гражданин, временно проживающий на территории России и имеющий разрешение на временное проживание, может получить вид на жительство и право на постоянное проживание, если он прожил на ее территории не менее одного года с момента получения разрешения. Заявление о выдаче вида на жительство подается в компетентные органы не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину (лицу без гражданства) в подтверждение его прав на постоянное проживание в Российской Федерации, а также на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в нее. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим личность.
Вид на жительство выдается иностранцу сроком на 5 лет. По окончании срока действия вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет. Число продлений срока действий вида на жительство не ограничено. Вид на жительство не выдается, а ранее выданный аннулируется при наличии оснований, аналогичных основаниям отказа во временном проживании.
Иностранные граждане не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого им разрешено проживание, или избирать место проживания вне пределов указанного субъекта.
Правовой статус глав и сотрудников иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, членов их семей, а также других лиц, имеющий особый правовой режим пребывания на территории нашей страны, складывается из привилегий и иммунитетов, установленных российским законодательством и международными договорами. Время пребывания иностранных граждан - дипломатических представителей определяется с момента вручения ими верительных грамот Президенту России и заканчивается моментом вручения Президенту России верительных грамот лицами, заменяющими их в качестве представителей. Дипломатический статус этих лиц - предмет регулирования норм международного права.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации являются документы: выданные иностранным государством и признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Трудовая деятельность иностранных граждан дальнего зарубежья на территории России допускается только при наличии соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выдаваемого работодателю и заказчику работ и услуг, и разрешения на работу, выдаваемого иностранному гражданину ФМС России (его территориальным органом).
Ежегодно постановлением Правительства РФ квотируются рабочие места для иностранцев. Так, Постановлением Правительства РФ от 03.11.2012 N 1137 был утвержден объем потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и соответствующая квота на 2013 год. В частности, была установлена квота на выдачу иностранным гражданам 410 126 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и 1 745 584 разрешений на работу.
Следует отметить, что компетентные органы отказывают в выдаче иностранному гражданину разрешений на въезд в Российскую Федерацию и осуществление трудовой деятельности либо аннулируют ранее выданные разрешения по основаниям, установленным Законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и Законом о миграционном учете, в том числе в связи с тем, что иностранные граждане выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации и иными действиями создают угрозу безопасности России или гражданам Российской Федерации; финансируют, планируют террористические акты, оказывают содействие в совершении таких актов или совершают их; представляют поддельные или подложные документы либо сообщают о себе заведомо ложные сведения; являются больными наркоманией либо не имеют сертификата, свидетельствующего об отсутствии у них заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека; страдают одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждается Правительством РФ.
Иностранные граждане обязаны встать на учет по месту пребывания в порядке и при условиях, которые определены Законом о миграционном учете или международным договором Российской Федерации. Так, иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет в течение 7 рабочих дней со дня пересечения государственной границы. Дети, не достигшие 18-летнего возраста и въехавшие в Россию вместе с родителями, встают на миграционный учет одновременно с родителями. Граждане Республики Казахстан могут обратиться для постановки на миграционный учет в течение 30 дней.
В соответствии со ст. 14 Закона о гражданстве иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться с заявлением о предоставлении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке при наличии одного из следующих условий:
- имеет хотя бы одного родителя,
имеющего гражданство Российско
- имеет гражданство СССР, проживал и проживает в государствах, входивших в состав СССР, но не получил гражданство этих государств и остался в результате этого лицом без гражданства;
- является гражданином государства, входившего в состав СССР, получил среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года;
- родился на территории РСФСР и имел гражданство СССР;
- состоит в браке с гражданином Российской Федерации не менее 3 лет.
При этом обязательным условием для приобретения гражданства Российской Федерации является наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства вида на жительство на территории Российской Федерации. До получения вида на жительство он обязан прожить на территории России не менее года по разрешению на временное проживание.
Таким образом, в рамках данной главы были рассмотрены основные положения российского законодательства, касающиеся понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», а также выявлены смежные с данными категориями понятия и выделены категории иностранных граждан в зависимости от времени их нахождения на территории Российской Федерации.
Глава 2. Особенности правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации.
2.1. Понятие правового статуса иностранных граждан.
Рассматривая вопрос о правовом статусе иностранных граждан, необходимо отметить, что единого для всех государств международного понятия, определяющего правовой статус иностранных граждан, не существует.
То или иное государство самостоятельно устанавливает конституционно-правовой статус как для своих граждан, так и для граждан иностранных государств и лиц, не имеющих принадлежности к какому-либо государству. То есть определение объема прав, свобод и обязанностей иностранных граждан - дело внутренней компетенции каждого государства. Однако права каждого государства в данной сфере не являются абсолютными, поскольку, определяя конституционно-правовой статус иностранных граждан в своей стране, каждое государство должно учитывать требования соответствующих общепризнанных положений и принципов международного права, а также норм международных договоров, участниками которых они являются, в частности касающихся возможности защиты их прав и интересов государством их национальной принадлежности.8
Определяя содержание конституционно-правового статуса иностранных граждан, необходимо отметить, что он существенно отличается от конституционно-правового статуса собственных граждан, поскольку граждане своего государства обладают правами, относящимися как к правам человека, так и к правам гражданина, в то время как иностранные граждане обладают исключительно правами, относящимися к естественным правам человека, гарантированным соответствующим государством пребывания. Данный порядок исходит из международно-правовой практики, поскольку намерение каждого государства в отдельности наделить своих собственных граждан большим объемом прав и свобод, чем граждан других государств, находящихся на его территории, является обоснованным и оправданным.
Определение статуса иностранных граждан - весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой Россией. Поэтому необходимо выделить положения, которые не могли бы быть поколеблены охлаждением отношений между странами; положения, которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся на территории РФ и считающейся иностранным гражданином.9
Проведя определенные исследования сути понятия конституционно-правового статуса иностранного гражданина в Российской Федерации, можно сделать определенные выводы, касающиеся данного правового института.
Правовой статус человека - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Иными словами, применительно к правовому статусу иностранного гражданина - это его правовая взаимосвязь как с обществом, так и с государством, на территории которого он находится.10
Конституционно-правовой статус иностранных граждан - это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми наделяются лица, не обладающие российским гражданством. В свою очередь, можно сказать, что по своей структуре правовой статус иностранных граждан не отличается от правового статуса российских граждан.
Объем прав, свобод и обязанностей правового статуса иностранного гражданина, как, впрочем, и граждан РФ, регулируется почти всеми отраслями права. Поэтому исходя из особенностей общественных отношений, являющихся предметом регулирования каждой из отраслей права, допустимо говорить об отраслевом аспекте правового положения иностранного гражданина, в частности гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном, административном и т.д.
Объем конституционно-правового статуса иностранного гражданина может меняться в зависимости от его категории (временно пребывающие и постоянно проживающие; имеющие привилегии и иммунитет и лица, которые не имеют таких привилегий; и т.д.).