Особенности производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель:
во-первых, определить понятие производства по делам об административных правонарушениях;
во-вторых, выявить задачи и характерные особенности производства по делам об административных правонарушениях;
в-третьих, определить участников производства по делам об административных правонарушениях и рассмотреть правовой статус некоторых из них;
в-четвертых, исследовать применение отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
в-пятых, проанализировать существующие стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Понятие, нормативно-правовая база и особенности производства по делам об административных правонарушениях ………………………………. 6
1.1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………… 6
1.2. Участники производства по делам об административных правонарушениях …………………………………… ...……………………….12
1.3. Обстоятельства, подлежащие выяснению и доказательства по делам об административных правонарушениях ……………………………... 14
Глава II. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 16
Глава III. Стадии производства по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 25
3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении …… 25
3.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении ……27
3.3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях …………………………………………30
3.4. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 33
Заключение …………………………………………………………………… ...35
Список нормативно-правовых актов и литературы …………………………..37

Файлы: 1 файл

Особенности производства по делам об административных правонарушениях.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионально образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА ПРАВА

Специальность  030501.65 – Юриспруденция

 

 

                                                                                                    Суханов Алексей Олегович

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

 

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент

Малышко А. Ю.

 

 

 

 

Москва 2013г.

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава I. Понятие, нормативно-правовая база и особенности  производства по делам об административных правонарушениях ………………………………. 6

           1.1.  Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………… 6

           1.2. Участники производства по делам об административных правонарушениях …………………………………… ...……………………….12

           1.3. Обстоятельства, подлежащие выяснению и доказательства по делам об административных правонарушениях ……………………………... 14

Глава II. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 16

Глава III. Стадии производства по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 25

              3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении …… 25

            3.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении ……27

            3.3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях …………………………………………30

            3.4. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 33

Заключение …………………………………………………………………… ...35

Список нормативно-правовых актов и литературы …………………………..37

 

 

 

 

Введение

Административное право играет свою особенную роль в системе правового регулирования. Оно представляет собой необходимый и значительный инструмент управления, определенную основу регулирования  процессов в государственной и общественной жизни. Ему подведомствен обширный круг социальных отношений, возникающих при осуществлении функций управления в процессе деятельности органов по реализации исполнительной власти, то есть административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

Значительный объем вопросов в административном праве посвящен процессуальной деятельностью в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Процессуальная деятельность – это последовательно реализуемые юридические действия, которые совершаются для достижения конкретного результата. Она имеет правовую форму своего выражения и реализуется только в правоотношении. Итогом такой деятельности является реализация предоставленных прав и возложенных обязанностей субъектами правоотношений. На основе административно – процессуальная деятельность четко прослеживаются  взаимоотношения власти и гражданина.

Административный процесс – это урегулированная административно – процессуальными нормами деятельность органов государственной власти (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению индивидуальных дел, возникающих в сфере государственного управления1.

Административные индивидуальные дела чрезвычайно разнообразны в силу объективного разнообразия самих норм административного права. Поэтому порядок разрешения таких дел не может быть единым,  представляет собой сумму различных видов административных производств. Процесс и производство соотносятся как общее и особенное. Совершенно справедливо заметил В. Д. Сорокин: «Производство – часть процесса, процесс есть совокупность производств. Каждое административное производство представляет собой  систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел»2.

      Производство по делам об административных правонарушениях является наиболее распространенным видом производства. Его массовость отражается в данных правовой статистики: каждый год возбуждаются и рассматриваются миллионы дел об административных правонарушениях. Следовательно, нет оснований усомниться в злободневности и важности поднятой автором темы.

Раз производство по делам об административных правонарушениях имеет самый большой вес среди всех видов производств, является самым распространенным, то в ходе выполнения работы нам просто необходимо  подробнее разобраться в некоторых моментах.

Не претендуя на исчерпывающую информацию, автор данной работы имеет цель:

во-первых, определить понятие производства по делам об административных правонарушениях;

во-вторых, выявить задачи и характерные особенности производства по делам об административных правонарушениях;

в-третьих, определить участников производства по делам об административных правонарушениях и рассмотреть правовой статус некоторых из них;

в-четвертых, исследовать применение отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

в-пятых, проанализировать существующие стадии производства по делам об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие, нормативно-правовая база и особенности  производства по делам об административных правонарушениях

1.1.  Общая характеристика  производства по делам об административных  правонарушениях

Под производством по делам об административных правонарушениях понимается совокупность взаимосвязанных процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях, обжалованию и исполнению решения по делу об административном правонарушении3.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации. На производство в меньшей степени оказывают влияние региональные особенности, ведь опираясь на ч.1 ст. 1.3. следует отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению РФ отнес установление общих положений и принципов производства, порядка производства, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Нормативно-правовую базу производства по делам об административных правонарушениях главным образом составляет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в нём производству по делам об административных правонарушениях посвящен Раздел IV и V (статьи 24.1. - 32.13.)), а также принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В Главе 24. «Общие положения» КоАП РФ зафиксированы исходные начала, которым необходимо следовать при осуществлении производства. В первую очередь упор сделан на задачи производства (ст. 24.1.). Среди них законодатель выделяет: 

1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;

2) разрешение его в соответствии с законом;

3) обеспечение исполнения вынесенного постановления;

4) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Важно раскрыть смысл заложенный законодателем в каждый из выделенных пунктов.

В соответствии с первой задачей производства по делам об административных правонарушениях для справедливого разрешения дела необходимо выявить все факторы, которые имели место быть при совершении административного правонарушения. К примеру, было ли событие административного правонарушения, виновно ли конкретное лицо в его совершении. Должно быть выяснено подлежит ли административной ответственности лицо, имеются ли обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность, а также иные сведения, которые имеют значение для дела. Объективность и своевременность отражается в непредвзятости органов и должностных лиц и соблюдении процессуальных сроков установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Раскрывая вторую задачу производства – разрешение дела в соответствии с законом необходимо указать, что привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения может происходить только в соответствии с законом. Порядок привлечения также имеет законодательное закрепление.

Согласно третьей задачи вынесенное постановление по делу об административном правонарушении подлежит обязательному исполнению.

Четвертая задача заключается в выявлении органами и должностными лицами причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Но они должны не только выявить, но и предпринять меры по их устранению и последующему предупреждению соответствующих административных правонарушений.

Статья 24.2. КоАП РФ определяет, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации, или языке республики в составе Российской Федерации.  В то же время КоАП РФ предусматривает гарантии для лиц, участвующих в производстве по делу и не владеющих языком, на котором оно ведется. Эти гарантии обеспечиваются возможностью привлечения в качестве участника производства по делу об административных правонарушениях переводчика4.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению5. Это означает, что оно происходит в присутствии публики и желающие имеют свободный доступ в зал, могут во время процесса делать письменные заметки, фиксировать все происходящее с помощью средств аудиозаписи; с разрешения субъекта административной юрисдикции возможна также фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела6. Допускается, в порядке исключения из общего правила, проведение закрытого рассмотрения дела. Оно возможно в силу двух причин: 1) необходимость предотвращения разглашения охраняемой законом тайны и 2) обеспечение безопасности, а также защиты чести и достоинства лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких7. Решение о проведении закрытого рассмотрения дела должно быть оформлено определением судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело8. По средствам ходатайства можно приобщить к делу новые доказательства, вызвать свидетелей, то есть пополнить доказательственную базу. Таким образом, могут быть наиболее полно выяснены все обстоятельства дела. Все ходатайства заявляются в письменной форме и подлежат немедленному рассмотрению.

Четко определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств9:

1) отсутствие события  административного правонарушения;

2) отсутствие состава  административного правонарушения, в том числе не достижение  физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии  крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение  административного наказания;

5) отмена закона, установившего  административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному  и тому же факту совершения  противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется  производство по делу об административном  правонарушении, постановления о  назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении10.

Считаю необходимым пояснить содержание некоторых обстоятельств указанных в ст. 24.5. КоАП РФ.

К примеру, отсутствие события административного правонарушения  означает, что не удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой-либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения, как противоправность.

Крайняя необходимость как основание исключающее производство по делу об административном правонарушении определяется согласно ст. 2.7. КоАП РФ как причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Информация о работе Особенности производства по делам об административных правонарушениях