Особенности производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель:
во-первых, определить понятие производства по делам об административных правонарушениях;
во-вторых, выявить задачи и характерные особенности производства по делам об административных правонарушениях;
в-третьих, определить участников производства по делам об административных правонарушениях и рассмотреть правовой статус некоторых из них;
в-четвертых, исследовать применение отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
в-пятых, проанализировать существующие стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Понятие, нормативно-правовая база и особенности производства по делам об административных правонарушениях ………………………………. 6
1.1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………… 6
1.2. Участники производства по делам об административных правонарушениях …………………………………… ...……………………….12
1.3. Обстоятельства, подлежащие выяснению и доказательства по делам об административных правонарушениях ……………………………... 14
Глава II. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 16
Глава III. Стадии производства по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 25
3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении …… 25
3.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении ……27
3.3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях …………………………………………30
3.4. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 33
Заключение …………………………………………………………………… ...35
Список нормативно-правовых актов и литературы …………………………..37

Файлы: 1 файл

Особенности производства по делам об административных правонарушениях.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Досмотр определяется как обследование вещей (транспортного средства), проводимое без нарушения их (его) конструктивной целостности. Целью досмотра является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства могут осуществлять те же должностные лица, уполномоченные применять доставление и административное задержание. Законность проведения досмотра обеспечивается  обязательным наличием двух понятых (ч. 3 ст. 27.7.). Личный досмотр и досмотр вещей может быть проведен без понятых только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия. Орудия совершения и предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении. В случае необходимости применяются способы фиксации вещественных доказательств, предусмотренные ст. 26.6. КоАП РФ. Проведение досмотра фиксируется путем составления протокола досмотра, либо произведением записи о проведении досмотра в протоколе о доставлении или же произведение записи о проведении досмотра в протоколе об административном задержании.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3. КоАП РФ. Осмотру подлежат помещения и территории, а так же вещи и документы, используемые только для осуществления предпринимательской деятельности. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых22. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. При применении данной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях так же является обязательным составление протокола.

Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства (далее - изъятие вещей и документов), представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленную на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях23. Изъятие вещей и документов осуществляется лицами указанными в статьях 27.2., 27.3., 28.3. КоАП РФ, в присутствии двух понятых. Изъятие вещей и документов фиксируется путем соответствующей записи в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании или составляется отдельный протокол об изъятии вещей и документов.

Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование  на состояние опьянения применяются в отношении лиц, имеющих право управления транспортным средством, управляющих ими.

Поводом отстранения от управления транспортным средством может быть:

1) достаточные основания  полагать, что лицо находится  в состоянии опьянения;

2) управление транспортным  средством водителем, не имеющим  при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключение случая, предусмотренного ч.2 ст. 12.37. КоАП РФ, а равно документов подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца (ч. 1 ст.12.3. КоАП РФ)

3) управление  транспортным  средством с заведомо неисправными  тормозной системой (за исключение стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе автопоезда) (ч.1 ст.12.7. КоАП РФ)

4) управление транспортным  средством водителем, не имеющим  права управления транспортным  средством (за исключением учебной  езды) (ч.1 ст. 12.7. КоАП РФ)

5) управление транспортным  средством водителем, лишенным права  управления транспортным средством (ч. 2 ст. 12.7.  КоАП РФ)

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения24. Порядок прохождения и оформления, процедура и основания применения таких мер как освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения установлены в «Правилах освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов» утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475.

О направлении на медицинское освидетельствование составляется соответствующий протокол, в котором указываются дата, время, место направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу25.

 

 

 

 

 

Глава III. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает следующие стадии производства:

1) возбуждение дела;

2) его рассмотрение и  вынесение решения (постановления или определения) по делу;

3) пересмотр решений по  делу (необязательная, факультативная  стадия);

4) исполнение постановления  по делу.

3.1. Возбуждение  дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении – начальная стадия производства, имеет специфическое процессуальное оформление, которое состоит в составлении протокола об административном правонарушении. Для возбуждения дела необходимо наличие одного из поводов, установленных в ст. 28.1. КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

По своему юридическому значению возбуждение дела является юридическим фактом. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Протокол направляется мировому судье, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента составления протокола.

В этой, первой, стадии производства по делам об административных правонарушениях устанавливается факт правонарушения, то есть основание административной ответственности. Он закрепляется в официальном документе – протоколе. Определяется территориальная и предметная (видовая) подведомственность, то есть где и кто будет рассматривать дело.

Установление фактических обстоятельств дела и закрепления их в протоколе отнесено к полномочиям широкого круга должностных лиц — МВД, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, налоговых и таможенных органов, органов государственной регистрации, органов ответственных за исполнение государственного бюджета, органов войск и пограничной службы, инспекций, органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической инспекции, экологического контроля и многим другим (ст. 28. 3. КоАП РФ).

Требования к протоколу перечислены в статьях 28.3, 28.5, и 28.6 КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Рассмотрение  дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении является самой важной стадией производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляется административная юрисдикция.

Подготовка дела к рассмотрению является начальным этапом этой стадии. Она необходима для изучения субъектом административной юрисдикции, к которому поступило дело, материалов дела и предварительной их оценке с позиции достаточности данных для разрешения дела. Для этого судья выясняет ряд вопросов, указанных в ст. 29.1 КоАП РФ.

Законодатель в ст. 29.2 Кодекса установил исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающий возможность рассмотрения дела судьей.

Установлен общий срок рассмотрения дела -  в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом или органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока субъект административной юрисдикции выносит мотивированное определение.

Порядок рассмотрения дела установлен в ст. 29. 7 КоАП РФ. Оно начинается с представления судьи, должностного лица, органа, рассматривающего дело. Затем объявляется, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона лицо привлекается к административной ответственности. Устанавливается факт явки физического лица, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, а также иных, участников производства. Проверяются полномочия законных представителей. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины их неявки, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После оглашения протокола о правонарушении и при необходимости иных материалов дела заслушиваются объяснения участников производства, исследуются доказательства.

По делу подлежат выяснению:

1) наличие события административного  правонарушения;

2) лицо, совершившее правонарушение  и его виновность;

3) обстоятельства, смягчающие  или отягчающие административную  ответственность;

4) характер и размер  причиненного ущерба;

5) обстоятельства, исключающие  производство по делу;

6) иные обстоятельства.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление или определение. В ст. 29.9 КоАП РФ установлены два основания для вынесения постановления: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Если будет выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи, должностного лица то будет вынесено определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (ст. 29.12 КоАП РФ).

Постановление по делу является итоговым процессуальным документом, которым завершается рассмотрение дела по существу. Требования к его оформлению даны в ст. 29.10 КоАП РФ. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку участникам процесса либо высылается в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Пересмотр постановлений  и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении является необязательной, факультативной стадией.

Законодатель установил, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) лицом, в отношении которого  ведется производство;

2) потерпевшим;

3) законными представители  физических и юридических лиц;

4) защитником и представителем.

Постановление по делу: вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Информация о работе Особенности производства по делам об административных правонарушениях