Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа
Цель:
во-первых, определить понятие производства по делам об административных правонарушениях;
во-вторых, выявить задачи и характерные особенности производства по делам об административных правонарушениях;
в-третьих, определить участников производства по делам об административных правонарушениях и рассмотреть правовой статус некоторых из них;
в-четвертых, исследовать применение отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
в-пятых, проанализировать существующие стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Понятие, нормативно-правовая база и особенности производства по делам об административных правонарушениях ………………………………. 6
1.1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………… 6
1.2. Участники производства по делам об административных правонарушениях …………………………………… ...……………………….12
1.3. Обстоятельства, подлежащие выяснению и доказательства по делам об административных правонарушениях ……………………………... 14
Глава II. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 16
Глава III. Стадии производства по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 25
3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении …… 25
3.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении ……27
3.3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях …………………………………………30
3.4. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях ……………………………………………………………… 33
Заключение …………………………………………………………………… ...35
Список нормативно-правовых актов и литературы …………………………..37
Анализируя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, можно выделить и другие основания прекращения производства по делу об административном правонарушении:
1) малозначительность
2) обнаружение в действиях (бездействии) содержания признаков преступления (п.3 ч. 11 ст. 29.9. КоАП РФ).
1.2. Участники производства по делам об административных правонарушениях
В Главе 25. «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоящей из 15 статей определен перечень лиц - участников производства по делам об административных правонарушениях, указаны их права и обязанности. Это лица, участвующие в деле, которые, выступают от своего имени, могут влиять на исход дела, так как наделяются совокупностью процессуальных прав и обязанностей11.
Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор.
Исходя из принципиальных положений Конституции РФ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международно-правовых документов Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает статус участников производства по делам об административных правонарушениях. Так, например,
1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях12.
2. Потерпевший (физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред)13 вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях14.
3. Свидетель (лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению) обязан явиться по вызову судьи, органа, лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым он владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
1.3. Обстоятельства, подлежащие выяснению и доказательства по делам об административных правонарушениях
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению:
1) наличие события
2) лицо, совершившее противоправные
действия (бездействие), за которые
Кодексом Российской Федерации
или законом субъекта
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие
административную
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие
производство по делу об
7) иные обстоятельства, имеющие
значение для правильного
Решение задач производства по делам об административных правонарушениях осуществляется посредством доказывания, включающего в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств15.
Всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении невозможно без исследования всех доказательств по делу, т.е. сведений о фактах (фактических данных), на основании которых можно сделать в конечном итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой. В этой связи в целях обеспечения задач производства по делу в Кодекс РФ об административных правонарушениях включена Глава 26. «Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств.», в которой подробно урегулированы как общие вопросы доказательственной базы, так и все конкретные виды доказательств.
Результаты оценки всей совокупности доказательств субъектом административной юрисдикции должны найти адекватное отражение в постановлении по делу об административном правонарушении16.
Средствами установления доказательств являются:
1) протокол об административном правонарушении;
2) иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ;
3) объяснения лица, в отношении которого ведется производство;
4) показания потерпевшего, свидетелей;
5) заключения эксперта;
6) иные документы;
7) показания специальных технических средств;
8) вещественные доказательства.
Не могут быть использованы доказательства, полученные с нарушением законодательства.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу17.
Глава II. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой специфические средства административно-правового принуждения. Согласно ст. 27.1. КоАП РФ они применяются в целях:
1) пресечения административного правонарушения;
2) установления личности нарушителя;
3) составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
4) обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;
5) исполнения принятого по делу постановления.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях возможно на разных стадиях производства по делам об административных правонарушениях. Они должны быть направлены на решение задач производства, обеспечивать проведение процесса производства.
Должностные лица, уполномоченные на применение мер обеспечения, в установленном законом порядке вправе использовать следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления
транспортным средством
51) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
6) медицинское
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод:
10) временный запрет деятельности;
11) залог за арестованное судно;
12) помещение в специальные
учреждения граждан или лиц
без гражданства, подлежащих административному
выдворению за пределы
Основанием применения какой-либо из мер является реальное наступление соответствующих обстоятельств. Необходимо наличие законодательной нормы, которая предусматривает возможность применения меры воздействия в связи с совершением данного конкретного деяния. Применяя определенную меру обеспечения производства, уполномоченное лицо должно установить факт совершения административного правонарушения конкретным лицом или иметь данные позволяющие предполагать это. Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что решая вопрос о возможности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляется необходимым учитывать законные основания, цели и условия применения данных мер.
Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие федеральные законы устанавливают ряд гарантий при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
К ним следует отнести:
1) применение мер только в связи с административным правонарушением, если без их применения не могут быть достигнуты цели производства;
2) составление протокола при применении соответствующей меры. Протокол представляет собой процессуальный документ с указание в нем даты и места его составления, должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол, сведений о лице, в отношении которого применена мера обеспечения производства. Иные данные указываются в зависимости от примененной меры;
3) осуществление применения мер только в порядке и в соответствии с КоАП РФ;
4) применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом или органом в пределах компетенции установленной ст. 27.2, 27.3, 28.3;
5)невозможность унижения человеческого достоинства при применении мер производства по дела об административных правонарушениях;
6) установление процессуальных сроков доставления, административного задержания, временного запрета деятельности;
7) возможность обжалования необоснованного и незаконного применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в вышестоящий орган (должностному лицу), прокурору или в суд.
Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством18.
Перейдем к раскрытию содержания отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях указанных в ст. 27.1. КоАП РФ.
Доставление в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляет собой передвижение принудительного характера, препровождение физического лица в служебное помещение, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Обязательность составления протокола является неукоснительным условием применения данной меры. В то же время доставление может содействовать осуществлению некоторых других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя. Заметим, что фактически при применении данной меры происходит ограничение свободы лица, но он не считается задержанным. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок19. В ст. 27.2. КоАП РФ определен перечень лиц, уполномоченных применять доставление. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Административное задержание — мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, заключающаяся в кратковременном ограничении свободы физического лица. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дает гарантии кратковременности ограничения свободы. В статье 27.5. КоАП РФ определено, что срок административного задержания не может превышать три часа. Только в отдельных исключительных случаях срок административного задержания может быть увеличен, но установлен в рамках 48 часов. Как правило, основанием административного задержания лиц, совершивших административное правонарушение, является противодействие законным требованиям должностных лиц20. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители21. Административное задержание предполагает составление протокола об административном задержании. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Информация о работе Особенности производства по делам об административных правонарушениях