Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 01:53, курсовая работа
Цель работы рассмотреть полномочия Президента РФ и значение актов президента.
Задачи работы следующие:
- раскрыть правовой статус президента РФ;
- дать сравнительную характеристику глав государств первого мира;
- определить полномочия в сфере принятия главенствующего подзаконного акта;
- рассмотреть право вето на законопроекты со стороны президента РФ;
- определить порядок принятия актов президента.
ВВЕДЕНИЕ
1. СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
1.1. Статус Президента РФ
1.2. Сравнительная характеристика глав государства первого мира
2. ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ ГЛАВЕНСТВУЮЩЕГО ПОДЗАКОННОГО АКТА
2.1. Право вето на законопроекты со стороны Президента РФ
2.2. Поручения и президентская власть в России
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Актуальность работы заключена наличие множества толкований и истолкований отдельных положений Конституции Российской Федерации, данных Конституционным Судом Российской Федерации по спорным нормам и моментам конституционно-правовых отношений Президента РФ с федеральными органами государственной власти, свидетельствующая о несовершенстве и неоднозначности в понимании действующей юридической модели регулирования взаимодействия различных ветвей власти. Понятно, что эти взаимоотношения, находящиеся в эпицентре политических процессов, априори не могут быть в полном объеме урегулированы только лишь юридическими нормами, поскольку они сложнее и шире всяких предлагаемых им рамок. Несомненно, в них есть место для неформальных согласований, коалиций различного рода единомышленников, разнообразных форм рабочего сотрудничества, переговоров, лоббизма.
Вместе с тем, необходимость уточнения и расширения зоны правового регулирования процессов взаимоотношений Президента РФ и различных ветвей государственной власти неоспорима. По этому пути идут российские законодатели посредством пополнения конституционного законодательства новыми процессуальными конституционными актами и нормами. Однако на этом пути сталкиваются противоположные мировоззренческие позиции различных общественных и политических сил, имеющих значительное влияние на формирование политических элит в России, действуют отлаженные механизмы воздействия теневых лоббистов. Президент Российской Федерации, как глава государства, определяющий основные направления внутренней и внешней политики России, как гарант Конституции Российской Федерации должен обладать реальным правом влиять на работу государственных органов власти страны, на законодательную деятельность обеих палат парламента. Президентом РФ в настоящий период времени активно используется данное им Конституцией Российской Федерации право законодательной инициативы, он уполномочен одобрять или отклонять чужую законодательную инициативу (право «вето»). Однако, практика взаимоотношений законодательной и других ветвей власти и Президента РФ за последние тринадцать лет после принятия новой Конституции РФ неоднократно сталкивалась с серьезными трудностями, связанными, например, с выходом палат парламента или Президента РФ за пределы их компетенции, закрепленной в Конституции Российской Федерации.
Решение актуальных проблем современности невозможно без обращения к «классике» конституционного права, без постоянного переосмысления правовых позиций по вопросам государственного устройства, соотношения их с основными, фундаментальными правами человека. Система разделения властей в России находится ещё в стадии становления, что обусловливает наличие множества проблем, которые можно отнести к болезням роста. Нераскрытость многих конституционных статей, отсутствие ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, призванных последовательно и полно реализовывать исходные решения возникающих затруднений и разногласий в процессе взаимодействия Президента РФ и федеральных государственных органов власти– вот те основные причины, которые нередко задают конфликтный политический тон в действиях различных ветвей власти при проведении глобальных реформ в обществе.
Объект работы - правовые взаимоотношения работы президента РФ и его актов.
Предмет работы – деятельность Президента РФ и значение актов президента
Цель работы рассмотреть полномочия Президента РФ и значение актов президента.
Задачи работы следующие:
- раскрыть правовой статус
- дать сравнительную
- определить полномочия в сфере принятия главенствующего подзаконного акта;
- рассмотреть право вето на
законопроекты со стороны
- определить порядок принятия актов президента.
Степень научной разработанности исследования. Проблема социокультурного статуса правоохранительной системы в отдельно взятом социуме, легитимации ее деятельности исследовалась в рамках более широкой научной тематики – воспроизводства механизмов сохранения социального порядка в обществе, правовой культуры и правового поведения как его составляющих.
Особое значение в данном аспекте представляет социокультурная интерпретация сущности правовой нормативности, (теория «социального пространства» П. Бурдье), которая ориентирует на понимание правовой социализации в перераспределении правовых ресурсов, а так же значение правовой нормативности, которая, по мнению П. Друкера и Т. Стюарта, достигается использованием правового знания в качестве методологии для получения конкретных результатов в развитии общества и его культуры.
Комплексный анализ процессов социализации не может исчерпывающим без исследования правового поведения. Большая работа в этом направлении проведена такими авторами, как С.С. Алексеев, А.В. Артюхов, В.Н. Кудрявцев, А.Ю. Зудин и др. В то же время, правовое поведение характеризуется определенным типом правовой культуры. В этом направлении проводили научный анализ Г.С. Денисова, Жукова Е.И., В.С. Нерсесянц, М.Б. Смоленский и др.
Мировая практика свидетельствует, что в переходный период существенно повышается роль и значение отдельного человека (личности). Значительное ухудшение жизненного уровня основной массы населения страны требует наличия таких политических сил и таких личностей, которые смогли бы взять на себя ответственность за положение в государстве и реально на него влиять. Для этого, конечно, нужны широкие полномочия. Именно такими полномочиями, согласно Конституции, и наделен Президент России. Считаем, что именно он и является тем правовым институтом, который способен реально влиять на деятельность всех органов государственной власти. Благодаря своему авторитету, широкому кругу полномочий, Президент России может способствовать интеграции государства, обеспечить действенный, консенсуальный режим функционирования государственной власти в целом. И потому именно эта правовая институция должна выполнять функцию координации и объединения всех ветвей власти.1
Опыт функционирования института Президента в различных странах подтверждает его способность быть гарантом стабильности развития общества и государства, оптимального взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.
Много полезного в аспекте взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти отыскиваем в исследованиях выдающихся ученых прошлого. В монографии "Русское государственное право" русский ученый-государствовед дореволюционного периода А.А. Кокошкин, анализируя поправки к теории разделения властей Монтескье 2, с. 51, отмечает, что некоторые мыслители кроме трех ветвей власти выделяют еще одну - "умеряющую" или "уравновешизающую", которая регулирует действия остальных трех ветвей в обеспечении их равновесия, разрешает конфликты между ними. Клермон-де-Тоннер, Бенжамен Констан, Гегель, Штейн и другие мыслители того времени такой нейтральной (примирительной) властью считали монарха. Конституция Португалии тогда и содержала раздел под названием "О короля (О уравновешивающую власть)", считая главной функцией короля "заботу о независимости, согласие и гармонию остальных власти".
Вывод.
Правовой и политический статус Президента существенно отличается от статуса монарха. Однако, как видим, много положительных черт было и в институте монархии, и этот опыт можно удачно использовать. Подтверждение этому находим в современной зарубежной практике, в частности в Конституции Французской Республики, где в. 5 второй главы - "Президент Республики" гласит: "Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также правопреемственность государства ".
В ФРГ нужно отметить специфику отношения и разделения полномочий между федеральным президентом и канцлером. Важнейшую роль в жизни германского государства играет Федеральное правительство; особое положение занимает его глава - федеральный канцлер. Германию вследствие этого нередко именуют «канцлерской республикой». Федеральное правительство, согласно основному закону, состоит из федерального канцлера и федеральных министров. Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению федерального президента. Избранным считается получивший большинство голосов депутатов Бундестага. Если это лицо собрало голоса большинства депутатов, федеральный президент в течение 7 дней после выборов должен его назначить. Если оно не получило такого большинства, то федеральный президент должен в течение 7 дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг.ва государство германия президентство
Касаясь вопроса об институте президентства в США, необходимо несколько слов сказать об импичменте. При рассмотрении дел в порядке импичмента нижняя палата парламента играет роль органа предания суду - формулирует обвинение и предъявляет его соответствующему должностному лицу. Рассмотрение дела по существу производится верхней палатой парламента, которая преобразует себя в судебную коллегию. Приговор, выносимый верхней палатой, принимается обычно квалифицированным большинством голосов депутатов (напр., в США - 2/3 голосов Сената). Наказание не может идти дальше отрешения от должности. Одна только угроза импичмента является сдерживающим фактором для президента, и даже может вынудить его самостоятельно уйти в отставку, как это случилось в 1974 г. с президентом Никсоном.
Значительно более сходства обнаруживает та часть статуса главы государства, которая относится к полномочиям.2 Круг полномочий главы государства в современном мире сложился исторически и в самых общих чертах примерно одинаков. Критическая разница состоит лишь в том, что в одних государствах перечисленные выше полномочия осуществляются главой государство самостоятельно, реально, а в других - являются всего лишь юридической фикцией, скрывающей подлинные отношения, основанные на конституционном обычае (или же вполне конкретной конституционной норме). Полномочия главы государства в США и ФРГ весьма наглядно иллюстрируют указанное выше различие. Президент США самостоятельно использует предоставленные ему конституцией полномочия (и как показывает практика, даже нередко выходит за их рамки, расширяя односторонне сферу свой компетенции). Глава государства в Германии лишен такой возможности - принадлежащие ему конституционные полномочия фактически реализуются федеральным канцлером. Федеральный канцлер в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет за них ответственность.
Президент США - глава государства, верховный главнокомандующий армии и флота США. Может вводить чрезвычайное и военное положение в стране. Президент Соединенных Штатов Америки также глава исполнительной власти и единственный ее носитель. Если президент уходит в отставку или уходит в случае смерти, то его замещает вице-президент.
В отличии от германского главы государства президент США самостоятельно издает нормативные акты (приказы, директивы). Эти акты должны соответствовать Конституции и законам США. Важнейшей прерогативой американского главы государства является право «вето». Однако вето президента является относительным - оно может быть преодолено двумя третями голосов палаты представителей и сената .
Отличительной чертой института президентства ФРГ является внепартийность президента. В этой стране с момента её образования сложилась политическая традиция, в соответствии с которой кандидатуру президента предлагает одна из партий правящей коалиции, опирающейся на большинство в Бундестаге.3
При любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарной республики в Германии). Парламентская республика ФРГ наделяет президента статусом «первого гражданина», имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Несмотря на относительно незначительную роль президента в Федеральной Республике Германия, система её государственных органов довольно устойчива и стабильна.
Фигура президента в Соединенных Штатах Америки имеет несравнимо больший политический вес в системе органов власти. В США президент одновременно является главой государства и главой правительства, а это означает, что функциональных обязанностей и прав у него гораздо больше, чем у президента в ФРГ.
Тем не менее, исходя из всего сказанного, можно отметить, что обе политические системы - в США и в ФРГ - эффективно зарекомендовали как во внутренней, так и внешней политике. И достигнуто это благодаря точному балансу всех их государственных институтов.
Вывод.
Правовой и политический статус Президента существенно отличается от статуса монарха. Однако, как видим, много положительных черт было и в институте монархии, и этот опыт можно удачно использовать. Подтверждение этому находим в современной зарубежной практике, в частности в Конституции Французской Республики, где в. 5 второй главы - "Президент Республики" гласит: "Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также правопреемственность государства ". Функциями арбитра наделяет Президента также Конституция Румынии, в ст. 80 которой гласит: "Президент Румынии следит за исполнением Конституции и функционированием органов государственной власти. С этой целью он выполняет функцию посредника между государственными властями, а также между государством и обществом "4.
Этим же путем пошла Россия, где в ст. 80 Конституции Российской Федерации закреплено, что Президент является гарантом Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина, что он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти .
Однако, моему мнению, такие функции Президент России должен выполнять и уже реально выполняет. Это следует из его конституционно-правового статуса.