Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:08, курсовая работа
Объектом настоящего исследования является Совет Федерации – верхняя палата парламента Российской Федерации.
Предмет исследования – полномочия и особенности формирования Совета Федерации.
Цель данной курсовой работы - исследовать порядок деятельности и полномочия Совета Федерации.
Введение
5
1 Совет Федерации – верхняя палата парламента Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации
7
Теоретические и исторические аспекты двухпалатности
парламента
7
1.2 Особенности формирования Совета Федерации
12
2 Полномочия и порядок деятельности Совета Федерации
17
2.1 Полномочия Совета Федерации
17
2.2 Законодательная деятельность верхней палаты парламента Российской Федерации
22
3 Совет Федерации в российской системе разделения властей: реальность и перспективы развития
29
Заключение
33
Список использованных источников
35
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П. ОГАРЁВА»
Факультет юридический
Кафедра государственного и административного права
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентки 203 группы Павловой Натальи Александровны
1 Тема «Полномочия и порядок деятельности Совета федерации».
2 Срок предоставления работы к защите 15.10 .2012.
3 Исходные данные для научного исследования: нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, периодические издания.
4 Содержание курсовой работы:
4.1 Совет Федерации – верхняя палата парламента Российской Федерации. Порядок Формирования Совета Федерации.
4.2 Полномочия и порядок деятельности Совета Федерации.
4.3 Совет Федерации в российской системе разделения властей: реальность и перспективы развития в России.
Руководитель работы
д. ю. н., профессор
Задание принял к исполнению
Содержание
Введение |
5 |
1 Совет Федерации – верхняя палата парламента Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации |
7 |
парламента |
7 |
1.2 Особенности формирования Совета Федерации |
12 |
2 Полномочия и порядок деятельности Совета Федерации |
17 |
2.1 Полномочия Совета Федерации |
17 |
2.2 Законодательная деятельность верхней палаты парламента Российской Федерации |
22 |
3 Совет Федерации в российской системе разделения властей: реальность и перспективы развития |
29 |
Заключение |
33 |
Список использованных источников |
35 |
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников.
ПАРЛАМЕНТ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛИЗМ, КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФОРМИРОВАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ.
Объектом настоящего исследования является Совет Федерации – верхняя палата парламента Российской Федерации.
Предмет исследования – полномочия и особенности формирования Совета Федерации.
Цель данной курсовой работы - исследовать порядок деятельности и полномочия Совета Федерации.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- выяснить понятие и значение палат парламента;
- изучить полномочия и порядок формирования верхней палаты парламента.
Методология исследования. Решение поставленных задач проводилось на основе методов, целесообразность выбора которых обусловлена выбранным предметом исследования. В их числе можно отметить общенаучный диалектико-материалистический метод, а также сравнительный, системный, логический, формально-юридический и другие.
Теоретическая и практическая значимость данной работы обусловлена тем, что проведенное комплексное исследование представляет интерес для работников и специалистов в области конституционного права.
Степень внедрения – частичная.
Область применения: учебный процесс.
Введение
Российская Федерация определена в ст. 1 Конституции Российской Федерации как демократическое федеративное правовое государство. Формирование и деятельность высших органов государственной власти осуществляется в соответствии с принципом разделения властей и принципами федеративного устройства. Среди высших органов государственной власти, формирование которых обусловлено федеративной природой России, особое место занимает Федеральное Собрание Российской Федерации. Конституционно-правовой статус одной из палат российского парламента - Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) с момента ее учреждения стал объектом пристального внимания отечественной науки конституционного права. При этом актуальность этой темы не снижается. Напротив, события последних лет свидетельствуют о возрастании ее значимости благодаря появлению новых аспектов, нуждающихся в углубленном, системном исследовании. К ним относится, в частности, вопрос о реальной роли Совета Федерации в системе государственной власти и особенностях совершенствования его статуса в контексте задач укрепления государственности и развития федеративных отношений.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президентом Российской Федерации среди приоритетных направлений развития федеративных отношений особо выделена задача повышения роли Совета Федерации в отражении интересов субъектов Российской Федерации, координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Совершенствование конституционно-правового статуса Совета Федерации требует соответствующего научно-теоретического осмысления новых его аспектов в контексте повышения роли данной палаты в укреплении и развитии федеративной государственности России.
Вышеизложенное
Актуальность. В своей работе я уделяю большее внимание комплексному исследованию представительного и законодательного характера Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· проанализировать историчесике аспекты становления российского бикамерализма;
· определить порядок формирования Совета Федерации Федерального Соборания Российской Федерации;
· рассмотреть полномочия Совета Федерации Федерального Соборания Российской Федерации;
· теоретически обосновать некоторые проблемы эффективности работы Совета Федерации Федерального Соборания Российской Федерации.
Среди авторов, посвятивших в своих работах место данному вопросу и использованных при написании курсовой работы, хотелось бы особо отметить Авакьяна С.А., Абдулатипова Р.Г., Баглая М.В., Смирнягина Л.В., Чиркина В.Е.
1.1 Теоритические и исторические аспекты двухпалатности парламента.
Проблема оптимального структурирования парламента, в том числе и установления количества палат в парламенте, возникает вместе с самим парламентом и будет, скорее всего, существовать до тех пор, пока существуют парламенты. Во многих странах современные парламенты выросли из средневековых сословно-представительных учреждений. Когда мы говорим о зарождении сословно-представительных учреждений, то имеем в виду появление их нижних палат, поскольку созывать начали именно их, а верхними палатами стали заседавшие задолго до этого советы при монархах, которые состояли из лиц, занимавших придворно-управленческие (чаще всего наследственные) должности 1. На общегосударственном уровне в России двухпалатный парламент появился только в XX веке, однако на отдельных территориях, находившихся под властью российского императора, парламенты существовали еще и в XIX веке. В России верхняя палата парламента была создана в 1906 году в результате реформы Государственного совета. Она появилась путем преобразования существовавшего ранее органа и даже сохранила не только его наименование, но и обеспечивавший его работу аппарат, а в ее состав вошли частично ряд членов органа — предшественника палаты 2.
В России в советский период довольно длительное время действовали двухпалатные представительные коллегиальные органы. Опыт их деятельности и сегодня оказывает влияние на функционирование современных российских представительных органов независимо от того, осознается такое влияние или нет. Создаваемые в 1917 году советы народных депутатов сразу же заявляли о себе как органы власти. Они принимали акты о сокращении рабочего дня, о регулировании трудовых отношений, занимались снабжением населенных пунктов продовольствием, охраной общественного порядка, направляли своих комиссаров в государственные органы и т.д.
Генезис постсоветского бикамерализма начался еще в недрах механизма осуществления государственной власти, который был унаследован от предыдущего периода. Всем был очевиден факт, что Конституция России в новых политических условиях требует коренной переделки, и одними конституционными поправками к Основному закону 1978 года, которых в период с 1990 по 1993 год набралось около 300, этого добиться невозможно, так как пересмотру должны были подвергнуться и конституционные основы политического и экономического строя, и территориальная организация государства, и система органов власти и управления 3.
Впервые орган под названием "Совет Федерации" был создан 17 июля 1990 года при Председателе Верховного Совета РСФСР (Б.Н. Ельцине) и включал председателей Советов всех автономных республик, автономных областей и автономных округов (31 человек) и Председателей некоторых областных, краевых и городских Советов (31 человек). С 30 января 1991 года включал председателей Советов всех 88 (затем - 89) субъектов Федерации. В июле 1991года, пост председателя Совета Федерации унаследовал новый глава Верховного Совета Р.И.Хасбулатов.
8 сентября 1993 года Президент
Ельцин созвал встречу
Совет Федерации в качестве верхней палаты парламента создан президентским указом № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ». Утвержденное указом "Положение о федеральных органах власти на переходный период" предусматривало, что Совет Федерации действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти (президентов республик) каждого субъекта Федерации до истечения полномочий Советов народных депутатов текущего созыва (март 1995 года). Совет Федерации должен был приступить к парламентской функции после избрания новой Государственной Думы. Вскоре Ельцин пересмотрел свое решение: 9 октября 1993 года он издал указ о выборах новых представительных органов в регионах, а 11 октября назначил прямые выборы в Совет Федерации первого созыва по 89 двухмандатным округам. Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, установила, что в Совет Федерации "входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти".
Совет Федерации первого созыва (выборный), в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, был избран непосредственно населением 12 декабря 1993 года на двухлетний срок и заседал с 11 января 1994 до 15 января 1996 года. Председателем Совета Федерации с 13 января 1994 до 23 января 1996 года был Владимир Филиппович Шумейко.
Конкретный механизм формирования Совета Федерации из представителей органов власти регионов должен был быть установлен федеральным законом. Первый вариант закона (июль 1995 года) - о прямых альтернативных выборах из числа кандидатов, выдвинутых органами власти региона, был отклонен Президентом. За неделю до истечения срока полномочий парламента первого созыва, 5 декабря 1995 года, Дума приняла, а Президент подписал лаконичный закон, вступивший в силу 13 декабря 1995 года и действовавший до августа 2000 года. В соответствии с этим законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При этом закон предписал во всех регионах, где главы администраций назначены указами Президента, провести выборы не позже декабря 1996 года.
Второй ("губернаторско-спикерский") Совет Федерации был сформирован 23 января 1996 года на неограниченный срок, однако заседал с 23 января 1996 по 26 декабря 2001 года. Таким образом, фактический срок его деятельности, с захватом "переходного периода", составил 7 лет. Председателем Совета Федерации в этот период был выбран Егор Семенович Строев. Закон 1995 года о порядке формирования Совета Федерации был обжалован в Конституционный Суд обеими палатами парламента. Однако запрос, направленный 9 декабря 1995 года Советом Федерации первого созыва, был отозван новым составом палаты на первом же его заседании. Аналогичный запрос новой Государственной Думы был отклонен 10 апреля 1997 года. Конституционный Суд напомнил, что Дума сама могла бы реализовать свои полномочия по внесению изменений в оспариваемый ею закон, вместо того, чтобы пытаться с помощью решения Конституционного Суда повлиять на позиции во внутрипарламентской дискуссии.
В Комитете Государственной Думы по законодательству был подготовлен проект закона, заменяющего должностной принцип формирования Совета Федерации выборным. Президент Владимир Владимирович Путин внес в Думу в мае 2000 года свой проект закона о порядке формирования Совета Федерации, предусматривающий замену руководителей органов исполнительной и законодательной власти регионов представителями этих органов. 31 мая 2000 года Дума рассмотрела оба проекта и приняла в первом чтении проект Путина. После принятия закона Думой в целом он был отклонен Советом Федерации. После работы согласительной комиссии, созданной по настоянию Думы, Совет Федерации одобрил закон в согласованной редакции. Закон был подписан Президентом 5 августа, опубликован в "Собрании законодательства РФ" и вступил в силу 7 августа 2000 года 4.
Информация о работе Полномочия и порядок деятельности Совета федерации