Полномочия и порядок деятельности Совета федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования является Совет Федерации – верхняя палата парламента Российской Федерации.
Предмет исследования – полномочия и особенности формирования Совета Федерации.
Цель данной курсовой работы - исследовать порядок деятельности и полномочия Совета Федерации.

Содержание работы

Введение
5
1 Совет Федерации – верхняя палата парламента Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации

7
Теоретические и исторические аспекты двухпалатности
парламента

7
1.2 Особенности формирования Совета Федерации
12
2 Полномочия и порядок деятельности Совета Федерации
17
2.1 Полномочия Совета Федерации
17
2.2 Законодательная деятельность верхней палаты парламента Российской Федерации
22
3 Совет Федерации в российской системе разделения властей: реальность и перспективы развития

29
Заключение
33
Список использованных источников
35

Файлы: 1 файл

КП Курсовая Совета Федерации 25.10.12.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Третий Совет Федерации окончательно сформирован к 1 января 2002 года на неограниченный срок и заседает в полностью обновленном составе с 16 января 2002 года. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002 года. Председатель третьего Совета Федерации - Сергей Михайлович Миронов был избран раньше - 5 декабря 2001 года (переизбран 29 января 2003).

В связи с принятым для переходного периода механизмом плавной ротации трудно твердо обозначить дату, начиная с которой "второй" Совет Федерации превратился  в "третий".

31 августа 2011 года Матвиенко Валентина Павловна назначена членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации  от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга. 21 сентября 2011 года избрана Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В отличие от Совета Федерации  первого созыва, последующие его  составы официально не имеют подобного  порядкового номера, т.к. считаются  вечными.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности формирования Совета Федерации.

 

 Реформе  Совета Федерации предшествовала  дискуссия о порядке его формирования, в ходе которой данная проблема рассматривалась с нескольких точек зрения. В конституционно-правовом плане в центре полемики находился вопрос о соответствии порядка формирования Совета Федерации, установленного Федеральным законом от 5 декабря 1995 года, принципу разделения властей и принципу выборности органов власти, закрепленным Конституцией Российской Федерации.

С точки зрения эффективности  работы Совета Федерации дискуссия развернулась вокруг вопроса о необходимости изменения порядка его формирования. Не случайно тезис о недостаточной эффективности работы палаты наряду с аргументами конституционно-правового характера вошел в пояснительную записку к президентскому проекту закона о новом порядке формирования Совета Федерации.

В политическом дискурсе о будущем Совета Федерации  довольно четко выделяются две составляющие — стратегическая и конъюнктурная. В стратегическом плане на вопрос об адекватности порядка формирования тесно связанной с ним политической роли палаты выводил очевидный политический факт — наметившееся осенью 1999 года изменение характера политического режима в Российской Федерации. Такие изменения происходили на протяжении предшествующего десятилетия неоднократно, и всякий раз за ними следовали более или менее масштабные институциональные изменения 5. Если вести отсчет от августа 1991 года, то первое такое изменение произошло в 1991 —1993 годах. За этот период парламентская по букве Конституции и реальному распределению властных полномочий форма правления, установившаяся в России в 1990 году, постепенно эволюционировала в направлении парламентско-президентской, а затем президентско-парламентской формы и, наконец, выродилась в пре зидентско-парламентское двоевластие, которое было преодолено неконституционным путем в октябре 1993 года.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации  закрепила статус двухпалатного  парламента России, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон “О порядке  формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, согласно которому в Совет Федерации входили  по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.

8 августа 2000 года вступил  в силу новый Федеральный закон  “О порядке формирования Совета  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”.

Одной из основных причин внесения изменений в порядок  формирования Совета Федерации являлась необходимость обеспечения такого порядка формирования палаты, при  котором полномочия членов Совета Федерации  осуществлялись бы на постоянной основе.

В соответствии с законом  представитель в Совете Федерации  от исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  назначается высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

4 февраля 2009 года Совет  Федерации одобрил Федеральный  закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон установил новый порядок формирования Совета Федерации, предложенный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской федерации 5 ноября 2008 года.

Согласно Закону, новый  порядок формирования Совета Федерации  вступил в силу с 1 января 2011 года. С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования6.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) указанного должностного лица субъекта Российской Федерации.

27 июня 2012 года, выступая перед членами Совета Федерации, президент Владимир Путин заявил о внесении в Государственную Думу проекта федеральных законов «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Законопроектом устанавливаются  две различные процедуры наделения  полномочиями члена Совета Федерации  – представителя от законодательного (представительного) органа и члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа в течение одного месяца со дня первого заседания данного органа нового созыва. Представителем в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа может быть только депутат этого органа.

Согласно законопроекту  предполагается установить следующий  порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя  от исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации. При проведении выборов высшего  должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего её кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа власти субъекта Федерации. Решение о наделении полномочиями соответствующего члена Совета Федерации вновь избранное высшее должностное лицо субъекта Федерации должно принять не позднее чем на следующий день после дня вступления в должность, оформив его соответствующим указом (постановлением) 7.

Введение нового порядка  формирования Совета Федерации предполагается с 1 января 2013 г. Президент заявил, что порядок формирования Совета Федерации должен стать более демократичным, а сама верхняя палата – «более региональной» по составу. При этом президент высказал мнение, что при новом порядке формирования Совфеда должен сохраниться непартийный принцип работы верхней палаты парламента. Путин отметил, что это разумно и необходимо, поскольку в отличие от Государственной думы, депутаты которой представляют различные политические силы, Совет Федерации призван выражать общие интересы регионов, всех их жителей вне зависимости от партийных предпочтений.

 2. Полномочия и порядок деятельности Совета Федерации

2.1 Полномочия Совета Федерации

Полномочия и порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями Совета Федерации.

Согласно ст. 102 Конституции  к ведению Совета Федерации относятся  утверждение изменения границ между  субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ 8.

В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации".

Совет Федерации назначает  на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств. В соответствии со ст. 21 Постановления Совета Федерации "О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные  комиссии из числа членов палаты. Совет  Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее 7 и не более 15 членов Совета Федерации (за исключением Комитета Совета Федерации по бюджету), в состав комиссии палаты - не менее 11 и не более 25 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой. В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;Комитет Совета Федерации  по правовым и судебным вопросам; Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;Комитет Совета Федерации по бюджету;Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению; Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; Комитет Совета Федерации по международным делам; Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств; Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности; Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению; Комитет Совета Федерации по образованию и науке; Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму; Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; Комитет Совета Федерации по промышленной политике; Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям; Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды; Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу; Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов; Комиссия Совета Федерации по информационной политике; Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации; Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике; Комиссия Совета Федерации по культуре; Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству; Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества; Комиссия Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют  равные права и несут равные обязанности  по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Деятельность временных  комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации9. Действующая редакция Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждена постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ, с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены постановлением от 27 июня 2012 года № 194-СФ.

Информация о работе Полномочия и порядок деятельности Совета федерации