Понятие административно-правовых методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: всестороннее изучение методов государственного управления (убеждение, стимулирование, принуждение).

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Соответственно, в еще  большей степени актуализируется  проблема административно-правовых методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды методов  управления.

Методы, используемые в  процессе реализации исполнительной власти, разнообразны. Но в их основе два  универсальных метода любой государственной  или общественной работы – убеждение  и принуждение.

Убеждение является главным методом  деятельности. Проявляется оно в  использовании средств воспитания, разъяснения, пропаганды лучших примеров, поощрения за добросовестную работу, материальное стимулирование. Принуждение  традиционно характеризуется как  вспомогательный метод, используемый тогда, когда средства убеждения оказываются нерезультативными, т.е. когда нарушаются требования правил, действующих в сфере государственного управления.

В административно-правовых методах  получают свою конкретизацию средства убеждения и принуждения с учетом специфики государственно-управленческой деятельности.

Можно выделить следующие три вида методов в зависимости от конкретных целей соответствующих действий.

1. Методы управляющего воздействия;  в них находят свое непосредственное выражение все качества, присущие отношениям между субъектами и объектами управления.

2. Методы организации работы  исполнительных органов. Они имеют  чисто аппаратное значение, так  как создают условия, необходимые  для эффективного управляющего  воздействия. Они включают как юридические средства (например, методы определения персональной ответственности между работниками центрального аппарата министерства, распределения компетенции между его структурными подразделениями и т.п.), так и средства неправового характера. Это математические, графические, социологические, исследовательские методы и т.п. Главное в содержании такого рода методов – их использование вне рамок непосредственного управляющего воздействия.

3. Методы совершения управленческих  действий. Они носят процедурный характер (например, существуют определенные методы принятия управленческих решений, совершения контрольно-надзорных действий и т.п.).

Наибольший интерес представляют методы первого вида, являющиеся собственно административно-правовыми методами. Их принято подразделять на административные и экономические. Что лежит в основе такой классификации?

Несмотря на то что до сих пор  не преодолена противоречивость многих суждений на этот счет, возможно акцентировать  внимание на следующем.

Административные методы характеризуются в качестве средств или способов внеэкономического или прямого управляющего (упорядочивающего) воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение управляемых. Поэтому они в максимальной степени выражают юридически властное обеспечение должного поведения в сфере государственного управления. Полномочный субъект управления принимает управленческое решение, обязательное для тех, кто в данном отношении выступает в роли объекта управления.

Почему такие методы являются средствами внеэкономического воздействия? Да потому, что реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение. Это означает, что должное поведение обеспечивается через сознание и волю управляемых. Конечно, в необходимых случаях допускается возможность юридического принуждения к должному поведению. Но при этом нет никаких оснований отождествлять прямое управляющее воздействие с принуждением. В подавляющем большинстве случаев такое воздействие рассчитано на достижение позитивных целей.

Экономические методы, как правило, характеризуются в качестве способов или средств экономического (материального) или косвенного воздействия со стороны  субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение управляемых. Это предполагает, что управляющее воздействие осуществляется не прямо на поведение управляемых, а через их материальные интересы. Тем не менее непосредственным объектом управляющего воздействия остается сознательно-волевое поведение управляемых. Его должный вариант достигается не путем прямых предписаний, а созданием экономических (материальных) условий, стимулирующих должное поведение. Достигается это, например, широким использованием мер материального поощрения, предоставлением налоговых и иных льгот и т.п. Нельзя исключать из числа экономических методов и возможность применения к управляемым при их негативном поведении определенных материальных (экономических) санкций или угрозы их применения.

Иногда административные и экономические  методы управления противопоставляются. Причем приоритет отдается вторым. Однако для этого нет убедительных оснований. Напротив, они не противоположны, поскольку их сближает единая цель – управляющее воздействие.

Использование их отнесено к компетенции  одних и тех же органов исполнительной власти; их адресатом являются одни и те же объекты. Наконец, самое главное – для административных и экономических методов установлена единая правовая форма: одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления. Действительно, что необходимо для того, чтобы тот или иной орган использовал такую экономическую меру, как премирование? Конечно, издание приказа руководителя этого органа о премировании.

Различного рода меры, связанные  с материальной компенсацией заработной платы и пенсий в условиях инфляции, несомненно относятся к числу экономических рычагов управления. Но сами по себе реального значения они не приобретают без соответствующих административно-правовых средств (например, указы Президента РФ, акты Правительства РФ).

Поэтому деление методов управления на административные и экономические следует воспринимать как условное, так как и экономические средства воздействия входят в содержание административно-правовых методов.

Свое проявление административно-правовые методы (а иными они и не могут  быть, так как администрирование и есть управление) получают в различных вариациях. Это установление правил поведения (норм); утверждение конкретных заданий; предписания о совершении определенных действий; назначение на должности; удовлетворение законных притязаний участников управленческих отношений; запрещение определенных действий; выдача разрешений различного рода; осуществление регистрационных действий; проведение контроля и надзора; материальное и моральное поощрение; применение материальных санкций; разрешение административных споров; оформление государственных заказов; применение административно-принудительных мер и т.д.

2.1 Убеждение.

Убеждение в государственном управлении это - метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий, повышающих сознательность, организованность, ориентирующих на добросовестное соблюдение гражданами правовых норм.

Цель убеждения как  особого средства воспитания состоит  в том, чтобы обеспечить соблюдение правовых требований рабочими и служащими, всеми трудящимися в силу внутреннего  признания ими этих требований. Убеждение  позволяет совместить требования закона, властные предписания компетентных органов с внутренней убежденностью работника, достичь единства интересов человека и общества, совпадения воли народа, воплощенной в законе, с индивидуальной волей. Убежденность человека должна быть результатом его размышления и принятия решений.

Поворот к правовому  государству показал, что командные, а тем более репрессивные методы решения общественных проблем неприемлемы. В качестве основного государство  должно использовать метод убеждения  граждан в необходимости неуклонного  соблюдения Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законов, уважения прав, чести и достоинства человека, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

Чтобы сохранить свое убеждение, человек должен постоянно поддерживать и укреплять субъективную уверенность в его истинности. Однако проблема состоит не только в том, насколько человек верен свои убеждениям, является субъективно честным, но в том, насколько его личные убеждения отражаю объективную истину.

В демократическом обществе убеждение - главный метод воздействия, поскольку:

используется систематически, можно сказать, постоянно и в  отношении всех граждан;

обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном счете - воспитывает привычку к законопослушанию;

выражает управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов  исполнительной власти на соответствующие  объекты;

органически связано  с целевым назначением этого  вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти;

используется субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закрепленной за ними компетенции;

данный метод управления всегда непосредственно выражает государству  и его исполнительному аппарату полномочия юридически властного характера;

методу убеждения управления характерна правовая форма и непосредственность выражения.

Степень убежденности проверяется  в процессе практической деятельности людей, в линии их поведения.

Убеждение выражается в  различных формах идеологического воздействия. К ним относятся: идейно-политическая и пропагандистская деятельность; агитационно-массовая и культурно-массовая работа; повышение политической и правовой культуры; разъяснение политики государства, действующего законодательства; нравственное и правовое воспитание потребности; индивидуальная массовая работа; распространение передового опыта; совершенствование профессионального мастерства; критика отрицательных поступков; совершенствование форм и методов управления; личный пример руководителя и др.

2.2 Принуждение.

Являясь основным методом  воздействия на сознание и волю людей, метод убеждения не всегда оказывается  достаточно действенным в отношении  лиц, совершающих противоправные действия. В связи с этим государство, охраняя  неприкосновенность личности, ее права и свободы, законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций, вынуждено применять принуждение.

В своей основе принуждение  как метод государственного управления так же, как и убеждение, представляет собой сложную систему средств, приемов, способов воздействия на поведение граждан и направлено на достижение согласия в обществе.

В обществе существуют различные  виды принуждения. По объекту воздействия  различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие.

Непосредственным объектом психического принуждения является психика человека, его разум, эмоции, воля.

Материальное принуждение  воздействует на поведение личности, на должностных и юридически лиц, через принадлежащие им денежные средства, имущество; определенным образом ограничивает владение, распоряжение и пользование имущество лишает некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца, взыскивает с нарушителя денежные суммы, штраф и др.).

Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций.

К физическому принуждению  относятся такие меры, которые  непосредственно воздействуют на личность, ограничивая свободу ее действий, пресекая противоправное поведение.

К основным признакам, характеризующим административное принуждение, можно отнести следующие.

1.Административное принуждение  является особым видом государственного  принуждения, имеющим своей целью  охрану регулируемых, как правило,  нормами административного права  общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.

2.Всем мерам административного  принуждения присущ государственно-властный  характер.

3.Основанием для их  применения является совершение  административного правонарушения  или особые условия, предусмотренные правовой нормой, (эпидемии, стихийные бедствия и другие чрезвычайные обстоятельства), когда меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий.

4.Акты, регламентирующие применение мер административного принуждения, уполномочены издавать строго определенные органы власти: Национальное собрание; Президент Республики Беларусь; Совет Министров; местные Советы депутатов (исключая поселковые и сельские Советы), а при чрезвычайных обстоятельствах (эпидемии, стихийные бедствия) - и исполнительные комитеты.

5.Административное принуждение  состоит в понуждении к исполнению  гражданами и должностными лицами, юридических обязанностей, установленных  правовыми нормами.

6. Административное принуждение применяется целях:

прекращения противоправных действий;

наказания нарушителей  в административном порядке;

Информация о работе Понятие административно-правовых методов управления