Понятие административно-правовых методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: всестороннее изучение методов государственного управления (убеждение, стимулирование, принуждение).

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

обеспечения общественной безопасности, когда наступление  экстраординарных условий определяют необходимость принудительных мер  и при отсутствии правонарушений.

7. Административное принуждение  применяется лишь уполномоченными  на это органами и должностными  лицами, круг которых строго определен  правовыми актами.

8. Административно-правовое  принуждение всесторонне регулируется  соответствующими нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

Таким образом, административное принуждение -- это система мер  морального, материального, физического  и психического воздействия уполномоченных органов на сознание и волю людей в целях достижения определенного поведения, строгого соблюдения дисциплины и законности в сфере управления.

Меры административного  принуждения весьма разнообразны и  многочисленны.

В зависимости от целей  и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры административного принуждения могут быть разделены на четыре группы:

административно-предупредительные;

административного пресечения (административно-пресекательные);

меры процессуального  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях;

административной ответственности.

Под мерами административного  предупреждения понимают способы и  средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

На основании классификации мер по целям применения выделяют две группы мер административного предупреждения.

К первой группе относятся  меры, которые применяются в целях  предупреждения угрозы общественной и  личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:

введение карантина;

таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переезде через  государственную границу с целью  предупреждения контрабанды;

закрытие участков государственной  границы, участков дороги или улицы в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий;

досмотр транспортных средств;

принудительное медицинское  освидетельствование физического  состояния лиц, санитарного состояния  предприятий торговли и общественного  питания;

принудительное выселение из домов, находящихся в аварийном состоянии; реквизиция имущества, т.е. временное возмездное изъятие (например, личного транспорта) в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий;

досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;

пожарный надзор;

административный надзор;

регистрация оружия, транспортных средств и т.п.

Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Такими мерами являются: проверка документов, удостоверяющих личность; контрольные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, и др.

Меры пресечения - это  способы и средства принудительного  воздействия, применяемые в целях  прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также обеспечивающие возможность последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Цель пресечения - прекратить противоправные деяния и не допустить  новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

Меры пресечения используются более широко, чем административная ответственность, следовательно, круг субъектов, в отношении которых  они могут быть использованы, более широкий. Эти меры могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.

Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего, властное прекращение  антиобщественной деятельности позволяет  предотвратить действия, события, которые  усугубили бы ответственность виновного. Например, принудительное лечение, помещение в вытрезвитель и другие меры призваны непосредственно оказывать помощь гражданину, совершающему противоправные действия.

В отличие от карательных  санкций меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим.

Среди средств административного принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, что обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на интересы государственных, общественных и иных организаций, граждан. Тем не менее, их можно свести в следующие группы:

меры пресечения, применяемые  непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных  средств и оружия и др.);

меры пресечения имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);

меры пресечения технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого  нарушения правил охраны труда и  техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);

меры пресечения санитарно-эпидемиологического  характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий  торговли или общественного питания  при нарушении санитарных норм и др.);

меры пресечения финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета  сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения  финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.)

2.3 Стимулирование.

Одним из методов управляющего воздействия является метод стимулирования должного поведения участников управленческих отношений.

Под стимулированием  следует понимать целенаправленно  используемый побудитель к добросовестному  труду, в соответствии с которым  работник добровольно выполняет  трудовые обязанности, руководствуясь личной моральной или материальной заинтересованностью в результатах своего труда.

Стимулирование основывается на моральной материальной заинтересованности работника в результатах своего труда. Возможность удовлетворения этого интереса путем улучшения  отношения к служебным обязанностям и побуждает работника добровольно (по собственной инициативе), по своему желанию добиваться успехов в труде.

Средства стимулирования к добросовестному труду предусматривают  многообразные формы поощрения, признания, положительную оценку деятельности, и в этом смысле поощрение является видом (формой) стимулирования.

В широком смысле поощрение - это положительная оценка со стороны  общества, государства, коллектива честного и добросовестного труда рабочих  и служащих. Однако в правовом смысле термин имеет более узкое значение. Поощрение в данном случае понимается как публичное признание, оказание почета как отдельным работникам и служащим, так и трудовым коллективам за успехи в работе в форме установленных законодательством мер.

Поощрение предназначено для стимулирования активной деятельности субъектов управленческих отношений, укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Основанием для поощрения  являются указанные в нормах права  действия, которые стимулируются  государством в целях достижения конкретных успехов в экономической, социально-культурной, оборонной и иных сферах жизнедеятельности.

Поощрение предопределяет дальнейшие успехи не только тех, к  кому оно применено, но и является прекрасным стимулом для других, граждан, побуждает их к добросовестному отношению к обязанностям, общественному долгу, способствует развитию сознательности.

Действующую систему  поощрений составляют: государственные  и иные премии; почетные звания и  другие виды поощрений, предусмотренные  законодательством.

За выдающиеся работы в области науки и техники, литературы и искусства присуждаются государственные премии.

Таким образом, моральное  стимулирование выражается в поощрении  действий лица посредством вынесения  благодарности, награждения Почетной грамотой, почетными медалями ("Отличник здравоохранения", "Отличник культуры"), значками, присвоения почетных званий ("Заслуженный юрист", "Заслуженный деятель науки" и др.), награждения орденами и др. Методы материального стимулирования состоят в предоставлении субъекту (лицу) имущественных благ (как правило, выраженных в денежной форме). В свою очередь, этот метод подразделяется на группы: метод экономического стимулирования, метод материального поощрения. Метод экономического стимулирования обеспечивается экономическими рычагами воздействия (хозрасчет, кредит, экономические санкции) на поведение субъекта (предприятие, трудовой коллектив). Материальное поощрение выражается в уровне оплаты труда работника, применении других мер материального поощрения - премия, награждение ценным подарком и др. Право поощрения и стимулирования представлено широкому кругу государственных органов и должностных лиц.

Методы убеждения, стимулирования и принуждения являются основными, так как на базе их соотношения  выделяются иные специальные методы государственного управления.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итог, можно сказать  о том, что поставленные перед  нами задачи были выполнены, т.е. изучена  сущность методов управления и проанализированы основные методы. На основании этого  можно сделать следующие выводы, которые будут приведены ниже.

Реализацию целей и  задач организации руководитель осуществляет путем применения различных методов. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления. Имеется множество подходов к определению понятия «методы управления». Наиболее известным определением является следующее: методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать свою систему правил и приемов, повышающих эффективность организации.

В теории менеджмента существует достаточное количество классификаций методов, но на практике выделяют следующую значимую группу методов, называемых также методами воздействия: административные, экономические, социально-психологические. С помощью административных методов осуществляется управленческое воздействие на персонал, основанное на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентируются на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. Экономические методы управления являются способами воздействия на основе использования экономических законов, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов воздействия выделяются планирование, хозяйственный расчет, ценообразование, финансирование, материальное стимулирование и ценные бумаги. Что касается социально-психологических методов управления, то они основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности). Выражаются данные методы в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.

Рассмотрев основные методы управления на конкретном предприятии, приходим к выводу, что в управлении организацией целесообразно совмещать разные методы управления. Приняв за основу экономические методы управления, можно добиться материальной заинтересованности людей в качественной работе, что играет колоссальную роль в современных условиях. Но любой системой нужно управлять, поэтому на предприятии не обойтись без административного вмешательства, что и обосновывает необходимость использования при управлении административных методов. В то же время в управлении огромную роль играют взаимоотношения в коллективе, важно создать приятную рабочую атмосферу, обеспечить все условия для качественной работы. А для этого, в свою очередь, широко используются социально-психологические методы управления предприятием. Поэтому, для  наиболее эффективной работы предприятия  административные и социально-психологические методы используются как приложение к основным используемым – экономическим методам.

Информация о работе Понятие административно-правовых методов управления