Понятие, правовая природа, особенности и виды административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, является исследование административного принуждения, выявление особенностей и его правовой природы.
На мой взгляд, анализ указанного института , нужно начитать с осознания его тесной взаимосвязи с государственно- правовым принуждением, и, что еще более важно, с понимания сущности самого принуждения.

Содержание работы

Введение.
1.Принуждение и убеждение, как универсальные методы осуществления управленческих действий. Взаимосвязь и различие.
1.1.Понятие и виды правового принуждения.
2.Административное принуждение, как особый вид в системе правового принуждения.
2.1.Становление института административного принуждения в России.
2.2. Понятие и основания административного принуждения.
3.Виды административного принуждения и их классификация.
3.1. Административно – предупредительные меры.
3.2. Меры административного пресечения.
3.3.Меры административной ответственности.
3.4. Меры процессуального обеспечения.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая - копия (2) - копия.docx

— 76.35 Кб (Скачать файл)

                

 

 

 

 

 

 

                  Административно – предупредительные меры

Являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых состоит в предупреждении правонарушений и обеспечении общественной безопасности. Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Это меры, действующие постоянно, им не предшествует совершение правонарушения, не предшествует наступление особых последствий, когда государство вынуждено применять меры для их устранения, в том числе и принудительные меры. Предупредительные меры создают такие рамки, при которых совершение правонарушения невозможно, либо его вероятность всячески минимизируется. Если образно представить эти меры «живыми» то они системно, методически, регулярно, посредством особых процессуальных форм совершения охраняют состояние законности. Можно выделить несколько групп административно предупредительных мер, ввиду их многообразия.

1)         меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных и тяжких последствий,

2)         меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений.

3)         меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения им обязанностей,

Отчасти, в отдельную группу мер, я бы также выделил государственно лицензионно – разрешительную деятельность, по моему мнению, подобный вид деятельности органов исполнительной власти, ставит под контроль субъектов осуществления  деятельности, уменьшает вероятность  возникновения правонарушений в  части ее применения. Например, ст.9 ФЗ Об оружии ,определяет, что «Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию…»34

Примеры предупредительных  мер:

1.Таможенный досмотр.  В соответствии со ст.116 ТК ТС , «Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.»35

2. Временное отселение жителей в безопасные районы в условиях чрезвычайного положения. Данная мера установлена пунктом а,ст.13.ФКЗ «О чрезвычайном положении»36.

3. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Установлена в соответствии со ст.29 ФЗ «о санитарно – эпидемиологическим благополучии населения»37.

4.Административный надзор  за лицами, освобожденными из  мест лишения свободы. На основании  ст.2.ФЗ  "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"38, данная мера устанавливается для предупреждения совершения лицами, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

 

 

 

 

 

                           Меры административного пресечения

Суть  подобных   мер   административного   принуждения,   несмотря   на   их многообразие,   состоит   в   «…принудительном   прекращении   противоправных действий,  нарушающих   установленный   порядок»39. Значение    мер    административного     пресечения     в     системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе  их  применения пресекаются  наиболее  распространенные  правонарушения  -  административные проступки,   обеспечивается   возможность    привлечения    нарушителей    к ответственности.       Как   разновидность   административно-правового   принуждения    меры административного  пресечения  обладают  всеми   его   признаками,   но   им характерны и свои, сугубо внутривидовые признаки. Особенность их  состоит  в целевом назначении и в самой сущности .     Цель пресечения – непосредственное прекращение противоправного деяния

и  недопущение  нового.  Оно должно  быть  оперативным,  а   поэтому   часто осуществляется в  условиях  дефицита  информации  об  обстановке,  характере

противоправного деяния. Меры административного пресечения связаны с прямым  вмешательством  в деятельность  субъекта,  что  позволяет  в  большинстве  случаев  фактически решить его физической возможности действовать. Особенность   мер   административного   пресечения   заключается    в своеобразии  проявления  объективной   связи   «неправомерное   действие   –

административное  принуждение»,   которое   заключается   в   одновременном,

одномоментном существовании  элементов  данной  системы.  

Исходя  из  целей,  характера  и объекта воздействия, меры пресечения можно подразделить на:

      1. Применяемые к нарушителю, например ст.18,19, ФЗ «О Полиции» 40 регулирует основания и порядок применения физической силы, и огнестрельного оружия к правонарушителю. Ст.14,указанного закона, устанавливает такую принудительную меру, как задержание правонарушителя.

2.Имущественного характера,  например ст.8.28.КоАП РФ предусматривает конфискацию имущества, как принудительную меру, и как дополнительное наказание за совершение административного правонарушения.

       3. Технического характера, например приостановление эксплуатации автотранспортных средств, техническое состояние которых не соответствует нормативам. Регулируется ч.2,3.,ст.27.12 КоАП РФ

       4. Санитарно-эпидемиологического характера. В соответствии с п.5,ст.51 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушений законодательства, государственные санитарные врачи, и их заместители могут приостанавливать деятельность по эксплуатации, помещений, цехов и других объектов, и выносить предписания об устранении нарушений законодательства.

       5. Финансово-кредитного характера. Так, в соответствии с пунктами д,л,ст.10 Приказа Минприроды РФ «"О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель"41,в соответствующие финансовые учреждения могут вноситься обязательные для исполнения предписания, по приостановлению финансирования строительств объектов, ведущихся с нарушением технического регламента, и отсутствии документов удостоверяющих права на землю.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Меры административной ответственности

Административная ответственность  обладает чертами, свойственными юридической  ответственности вообще. Однако ей присущи и специфические черты, характерные только для данного  вида юридической ответственности:

1. административная ответственность  в большинстве случаев является  внесудебной ответственностью. Административные  наказания назначаются должностными  лицами значительного числа государственных  органов системы исполнительной  власти или определенными коллегиальными  органами во внесудебном порядке,  хотя и судьи рассматривают  значительное количество таких  правонарушений. Все эти органы  являются субъектами административной юрисдикции;

2. административные наказания  назначаются должностными лицами  правонарушителям, не подчиненным  им по службе. По этому признаку  административная ответственность  отличается от дисциплинарной  ответственности, при которой  меры взыскания применяются в  основном в порядке подчиненности  вышестоящим органом или должностным  лицом;

3. применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

4. существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица

5. в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

На основании ст.3.2 КоАП РФ   применяются следующие  виды наказаний:

1.Предупреждение;

2.Административный штраф;

3.конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

4.Лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

5.Административный арест;

6.Административное выдворение;

7.Дисквалификация;

8.Административное приостановление  деятельности;

9.Обязательные работы;

Важной характеристикой  перечисленных наказаний является их возможная комбинаторика, т.е. сочетание  как меры ответственности. Ст.3.3,ч.1 КоАП РФ устанавливает, что предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Часть 2,ст.3.3.КоАП РФ устанавливает, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Таким образом сочетание основных и дополнительных наказаний усиливает эффект административного воздействия на нарушителя.

 
 
 
 

 

 

 

                          Меры процессуального обеспечения

Главная особенность этой группы мер административного пресечения в том, что они применяются  с целью обеспечить нормальный ход  производства по делу, носят обеспечительный  характер.

По содержанию принудительного  воздействия среди мер процессуального  принуждения следует различать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетельствование, личный досмотр), во-вторых, меры ограничения  имущественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и , отстранение от управления транспортным средством).

В соответствии со ст. 27.1 КоАП России определены общие цели применения мер обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях: они используются для пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления  протокола об административном правонарушении при невозможности его составления  на месте выявления административного  правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

При этом должностные лица исполнительных органов государственной  власти вправе применять:

1.  меры организационного характера, обращенные к личности: доставление; административное задержание; личный досмотр; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; привод;

2.  меры имущественного характера, обращенные к товарам, транспортным средствам, вещам и документам, задействованным в административном правонарушении: досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; задержание транспортных средств, запрещение их эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей.  Процедура и уполномоченные должностные лица, указаны в главе 27 КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

 

Подводя итоги работы, тезисно  изложу свои выводы:

1.В качестве основных  методов государственного управления  используется убеждение и принуждение.  Их сочетание, обеспечивает состояние  законности и стабильности в  регулируемых отношениях.

Информация о работе Понятие, правовая природа, особенности и виды административного принуждения