Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 01:19, контрольная работа
Административное право имеет жизненно важное значение для успешного регулирования отношений в обществе. Наше общество с его многочисленными и многообразными связями нуждается в управлении. В современных условиях государственное управление, имеющее главной задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общественного организма, осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти. Именно они практически администрируют, то есть управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом проведение в жизнь требований российского законодательства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Понятие, предмет, метод правового регулирования.
Система административного права………………………………………………5
1.1. Понятие, предмет, метод правового регулирования……………………….5
1.2. Система административного права………………………………………...15
Глава 2: Контроль как способ обеспечения законности. Виды контроля…...19
2.1. Контроль как способ обеспечения законности……………………………19
2.2.Виды контроля……………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………
Муниципальное образовательное учреждение
высшего профессионального
Кафедра государственно-
Контрольная работа по административному праву
на тему:
«1. Понятие, предмет, метод правового регулирования
и система административного права.
2.Контроль
как способ обеспечения
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Понятие, предмет, метод правового регулирования.
Система административного права………………………………………………5
1.1. Понятие, предмет, метод правового регулирования……………………….5
1.2. Система административного права………………………………………...15
Глава 2: Контроль как способ обеспечения законности. Виды контроля…...19
2.1. Контроль как способ
обеспечения законности……………………
2.2.Виды контроля…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Административное право является одной из древнейших и профилирующих, базовых отраслей системы права (наряду с конституционным, гражданским, уголовным).
Административное право имеет жизненно важное значение для успешного регулирования отношений в обществе. Наше общество с его многочисленными и многообразными связями нуждается в управлении. В современных условиях государственное управление, имеющее главной задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общественного организма, осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти. Именно они практически администрируют, то есть управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом проведение в жизнь требований российского законодательства.
Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы.
Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимает административное право. В настоящей работе будет дана общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующего широкий круг общественных отношений и не имеющего четко очерченных границ своего воздействия. С этой целью в первом разделе работы рассматривается предмет административного права, метод административного права, а во втором разделе рассмотрим систему административного права. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом.
Актуальность темы данной
Целью данной контрольной
Задачами контрольной работы является:
-
рассмотреть понятие, предмет, метод
правового регулирования и
-рассмотреть контроль как
Глава 1: Понятие, предмет и метод административного права и система административного права.
1.1. Понятие, предмет и метод административного права
Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности1.
Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет. Административное право является самостоятельной отраслью права, с помощью которой государство регулирует однородные общественные отношения в сфере публичного управления, развивает и укрепляет его демократические основы. Административное право занимает особу роль в механизме правового влияния - оно выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Иначе говоря, административное право — это управленческое право, которое отличается от других отраслей права спецификой предмета, методом регулирования и структурными особенностями (системой расположения нормативного материала).
Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей:
Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в виду прежде всего внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы opгaнов государственного управления, для осуществления которой они собственно и созданы, а именно, организация экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.
Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые в основном одинаковы, похожи, однотипны независимо от того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных или судебных. Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техническое обеспечение и т.п. Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административного права.
В-третьих, к предмету административного права относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства, будучи наделен государственно-властными полномочиями федерального характера. При этом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых действий, но и их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов прокуратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы (должности) и денежный начет. Ранее этот вид контроля имел различные названия — Рабоче-крестьянская Инспекция, Министерство контроля, партийно-государственный контроль, народный контроль.
В пocледние годы он был упразднен. Однако государственная необходимость в такого рода контроле очевидна и начинает воссоздаваться в виде Контрольного управления Администрации Президента РФ2.
В-четвертых, предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Дело в том, что, являясь органом правосудия, они тем не менее руководствуются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, что не может быть изъято из предмета административного права. Возможно, эта сфера деятельности судов и судей со временем превратится в административную юстицию, суды будут называться административными, а судьи мировыми, единолично рассматривающими значительную категорию дел об административных правонарушениях. В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия. Например, народным дружинам переданы некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять задержание нарушителей, составлять протоколы (акты) о правонарушениях. Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется нормами административного права.
В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:
1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
3) контрольные правоотношения – как и
любой другой вид деятельности, осуществление
государственного управления контролируется
специализированными органами. В какой-то
мере контрольные полномочия характерны
для любого государственного органа, но
для некоторых органов данная функция
является основной. Предмет административного
права (как отрасли) составляет широкий
комплекс общественных отношений, возникающих
в сфере публичного управления3. Предмет административного
Круг общественных
отношений, регулируемых этой отраслью
прав, достаточно разнообразен. Наряду
с управленческими отношениями, в рамках
которых непосредственно реализуются
функции и полномочия органов исполнительной
власти, в его предмет включаются также
охранительные и правообеспечительные
отношения, отношения внутриорганизационной
деятельности других государственных
органов, а также отношения, возникающие
в связи с осуществлением некоторыми общественными
органам и организациями внешне - властных
функций и полномочий. Вместе с