Понятие, предмет, метод правового регулирования и система административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 01:19, контрольная работа

Описание работы

Административное право имеет жизненно важное значение для успешного регулирования отношений в обществе. Наше общество с его многочисленными и многообразными связями нуждается в управлении. В современных условиях государственное управление, имеющее главной задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общественного организма, осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти. Именно они практически администрируют, то есть управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом проведение в жизнь требований российского законодательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Понятие, предмет, метод правового регулирования.
Система административного права………………………………………………5
1.1. Понятие, предмет, метод правового регулирования……………………….5
1.2. Система административного права………………………………………...15
Глава 2: Контроль как способ обеспечения законности. Виды контроля…...19
2.1. Контроль как способ обеспечения законности……………………………19
2.2.Виды контроля……………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 55.72 Кб (Скачать файл)

 

 

                     Муниципальное образовательное учреждение

                        высшего профессионального образования

                                 « Институт права и экономики»

 

 

                    Кафедра государственно-правовых  дисциплин

                                                                 

                    Контрольная работа по административному праву

                                                  на тему:  

                «1. Понятие, предмет, метод правового  регулирования 

                               и система административного  права.

       2.Контроль  как способ обеспечения законности. Виды контроля».                       

 

 

                                                                                Выполнила: студентка 2 курса

                                                                                юридического факультета

                                            группы: ЮЗС 12-2                                                                      

                                                                                Добрынина С.В.

                                                                                Научный руководитель:

                                                                                  к.ю.н. доцент Абрамов В.А.                                                      

 

                                            г. Липецк 2013

План:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1: Понятие, предмет, метод правового регулирования.

Система административного права………………………………………………5

1.1. Понятие, предмет, метод правового регулирования……………………….5

1.2. Система административного права………………………………………...15

Глава 2: Контроль как способ обеспечения законности. Виды контроля…...19

2.1. Контроль как способ  обеспечения законности……………………………19

2.2.Виды контроля……………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….28

Список используемой литературы……………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение

 

          Административное право является одной из древнейших и профилирующих, базовых отраслей системы права (наряду с конституционным, гражданским, уголовным).

          Административное право имеет жизненно важное значение для успешного регулирования отношений в обществе. Наше общество с его многочисленными и многообразными связями нуждается в управлении. В современных условиях государственное управление, имеющее главной задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общественного организма, осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти. Именно они практически администрируют, то есть управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом проведение в жизнь требований российского законодательства.

          Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы.

          Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

          Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимает административное право. В настоящей работе будет дана общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующего широкий круг общественных отношений и не имеющего четко очерченных границ своего воздействия. С этой целью в первом разделе работы рассматривается предмет административного права, метод административного права, а во втором разделе рассмотрим систему административного права. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом.

          Актуальность темы данной работы  связана с тем, формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий.

         Целью данной контрольной работы  является раскрытие сущности  системы административного права  и контроля как способа обеспечения  законности.

        Задачами  контрольной работы  является:

- рассмотреть понятие, предмет, метод  правового регулирования и систему  административного права;

-рассмотреть контроль как способ  обеспечения законности и виды  контроля.

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Понятие, предмет и метод административного права и система административного права.

              1.1. Понятие, предмет и метод административного права

          Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности1.

         Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет. Административное право является самостоятельной отраслью права, с помощью которой государство регулирует однородные общественные отношения в сфере публичного управления, развивает и укрепляет его демократические основы. Административное право занимает особу роль в механизме правового влияния - оно выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Иначе говоря, административное право — это управленческое право, которое отличается от других отраслей права спецификой предмета, методом регулирования и структурными особенностями (системой расположения нормативного материала).

          Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей:  

          Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в виду прежде всего внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы opгaнов государственного управления, для осуществления которой они собственно и созданы, а именно, организация экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

          Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые в основном одинаковы, похожи, однотипны независимо от того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных или судебных. Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техническое обеспечение и т.п. Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административного права.

          В-третьих, к предмету административного права относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства, будучи наделен государственно-властными полномочиями федерального характера. При этом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых действий, но и их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов прокуратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы (должности) и денежный начет. Ранее этот вид контроля имел различные названия — Рабоче-крестьянская Инспекция, Министерство контроля, партийно-государственный контроль, народный контроль.

            В пocледние годы он был упразднен. Однако государственная необходимость в такого рода контроле очевидна и начинает воссоздаваться в виде Контрольного управления Администрации Президента РФ2.

         В-четвертых, предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Дело в том, что, являясь органом правосудия, они тем не менее руководствуются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, что не может быть изъято из предмета административного права. Возможно, эта сфера деятельности судов и судей со временем превратится в административную юстицию, суды будут называться административными, а судьи мировыми, единолично рассматривающими значительную категорию дел об административных правонарушениях.                      В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия. Например, народным дружинам переданы некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять задержание нарушителей, составлять протоколы (акты) о правонарушениях. Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется нормами административного права.

          В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:

          1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

          2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Предмет административного права (как отрасли) составляет широкий комплекс общественных отношений, возникающих в сфере публичного управления3.             Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти. Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права. Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления. Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования. 
          Круг общественных отношений, регулируемых этой отраслью прав, достаточно разнообразен. Наряду с управленческими отношениями, в рамках которых непосредственно реализуются функции и полномочия органов исполнительной власти, в его предмет включаются также охранительные и правообеспечительные отношения, отношения внутриорганизационной деятельности других государственных органов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением некоторыми общественными органам и  организациями внешне - властных функций и полномочий. Вместе с

Информация о работе Понятие, предмет, метод правового регулирования и система административного права