Понятие, предмет, метод правового регулирования и система административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 01:19, контрольная работа

Описание работы

Административное право имеет жизненно важное значение для успешного регулирования отношений в обществе. Наше общество с его многочисленными и многообразными связями нуждается в управлении. В современных условиях государственное управление, имеющее главной задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общественного организма, осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти. Именно они практически администрируют, то есть управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом проведение в жизнь требований российского законодательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Понятие, предмет, метод правового регулирования.
Система административного права………………………………………………5
1.1. Понятие, предмет, метод правового регулирования……………………….5
1.2. Система административного права………………………………………...15
Глава 2: Контроль как способ обеспечения законности. Виды контроля…...19
2.1. Контроль как способ обеспечения законности……………………………19
2.2.Виды контроля……………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 55.72 Кб (Скачать файл)

          -отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (институт административной ответственности);

          -материальными (институт административно-правовых форм управления) и процедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях);

          -регулятивными (институт государственной службы) и охранительными (институт административного принуждения);

        -простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).

        Административное право может быть материальным (устанавливающим основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и административного права, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм административного права)7.

        Административное право подразделяется также на внешнее и внутреннее. Внешнее административное право регулирует отношения (правоотношения) между управляющим государством (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой. Внешнее административное право — это наиболее важная часть административного права, включающая такие институты, как институт административного акта, институт административного договора, институт государственной службы, институт административной ответственности, институт принуждения, применяемого в отношении физических или юридических лиц. Внутреннее административное право регулирует правоотношения между государством, его органами и структурными подразделениями. В рамках этого права также осуществляется управленческая деятельность, принимаются акты управления, реализуется правовой статус данных субъектов, однако они не вступают в отношения внешнего характера.

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

             Глава 2: Контроль как способ обеспечения законности.

                                                Виды контроля.

                    1.1. Контроль как способ обеспечения законности

 

           Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

           В системах управления контроль является важным видом обратной связи, посредством которого субъекты управляющего воздействия получают информацию о фактическом положении дел, течении процессов деятельности и результатах управляющего воздействия. Соответственно от своевременности проведения контроля зависит возможность изменить ход деятельности в случае его отклонения от заранее заданных параметров, предотвратив нежелательные последствия либо уменьшив их. Посредством контроля субъекты его реализующие выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, а также действия должностных лиц предписаниям правовых норм.

           Одним из важных принципов государственного управления является принцип законности. Этот принцип закреплен в Конституции РФ и его сущность состоит в строгом и неуклонном соблюдении законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами2.

           К принципам законности относятся: верховенство закона; единство законности; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; реальность законности; гласность законности.

           Государство обеспечивает гарантии соблюдения законности (политические, правовые, организационные). Однако гарантии не всегда способны сами по себе обеспечить тот или иной закон. Закон только тогда живёт, когда он выполняется. Следовательно, кроме гарантий необходимо установление государственно-правового режима, с тем, чтобы каждый орган государства, должностное лицо, гражданин неуклонно соблюдали законы. Для этого государство использует ряд способов обеспечения законности и образовало специальные органы, которые следят за точностью исполнения законов.

           Государственный контроль - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и др. правовых актов, издаваемых органами государства. Государственный контроль реализуется различными органами: парламентами, счетными палатами, конституционными судами, избирательными комиссиями, контрольно-инспекционными органами правительств и министерств и др.

Ряд авторов (Ю.М. Козлов, В.Г. Афанасьев, В.М. Манохин) рассматривает контроль как способ обеспечения законности.

           При таком подходе к пониманию контроля в него включаются: наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; выявление причин и условий, способствующих правонарушениям; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

          Контроль может рассматриваться (применительно к отдельному решению) и как одна из стадий управленческого цикла. В самом управленческом цикле выделяются следующие стадии: выявление проблем, нуждающихся в разрешении, выработка и принятие решения, организация его исполнения, проверка его исполнения, подведение итогов.

          Используемые уполномоченными законом государственными органами и гражданами для обеспечения законности формы, приёмы и методы образуют определённую систему, элементы которой обладают рядом общих признаков. В то же время таким методам и формам присуща своя специфика, обусловленная кругом решаемых задач, объёмом полномочий, как органа, так и отдельных должностных лиц. Конечной же целью всех действий (деятельности) по обеспечению законности является приведение возникающих административных отношений в правовые (нормативные) рамки. Чаще всего в основу систематизации способов обеспечения законности положена зависимость от субъекта контролирующего воздействия.

         Таким образом, говоря о государственном контроле, как способе обеспечения законности, мы можем говорить, о том, что он осуществляется органами государственной власти за соблюдением законодательства, требований иных нормативно-правовых актов в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической сферах.

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              2.2. Виды контроля

 

          Существуют различные основания для классификации видов государственного контроля. В зависимости от объема контрольной деятельности различают общий и специальный контроль. 
          Общий государственный контроль заключается в систематической проверке соответствия решений и действий подконтрольного объекта законодательству, укреплению государственной дисциплины и законности, изучению обоснованности и реальности решений подконтрольного органа, совершенствование практики разработки и принятия таких решений. Характерными чертами общего контроля является то, что он охватывает всю деятельность подконтрольных органов; общий контроль осуществляется обладающими наибольшими полномочиями по контролю органами. Общий контроль осуществляют, например, Правительство РФ и правительства (администрации) субъектов федерации. Общий контроль выполняет функцию предупреждения правонарушений и служит основой для проведения специального контроля.

           Специальный государственный контроль осуществляется по функциональным направлениям деятельности подконтрольного объекта. Значение специального контроля растет вместе с увеличением количества видов деятельности, осуществляемых государственными органами, гражданами и их объединениями. Специальный контроль осуществляют органы, в содержании полномочий которых проверка определенного вида деятельности.

            Могут быть выделены: финансовый контроль, валютно-экспортный контроль, контроль за состоянием правопорядка, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, мониторинг состояния окружающей среды, контроль за уплатой налогов, контроль соблюдения законодательства по противодействию экстремизму и другие виды контроля. 
В зависимости от положения контролирующего субъекта контроль может быть внешним и внутренним.

          Внешний государственный контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства. Определенные трудности при осуществлении внешнего контроля создает то, что подконтрольный объект стремится оградить себя от контроля и скрыть недостатки. 
         Внутренний государственный контроль осуществляется, напротив, собственными силами подконтрольного органа. Внутренний контроль может осуществляться руководителем органа, предприятия или организации самостоятельно, либо путем создания специализированного 
контрольно-ревизионного органа — например, Комиссии контроля в политических партиях или Службы собственной безопасности правоохранительных органов. 
          В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен предварительный, текущий и последующий контроль.

          Предварительный государственный контроль осуществляется перед принятием подконтрольным органом управленческого решения или совершением какого-либо действия. Например, предварительный контроль может осуществляться перед регистрацией политической партии в качестве юридического лица в целях проверки соответствия политической партии действующему законодательству.

          Текущий государственный контроль осуществляется в течение всего периода функционирования подконтрольного органа — например, проверка соответствия предприятий общественного питания санитарно- эпидемиологическим требованиям или наблюдение за техническим состоянием эксплуатируемых средств общественного транспорта. 
          Последующий государственный контроль осуществляется после принятия решения или совершения действия подконтрольным органом. Оцениваются не только соответствие решения или действия требованиям действующего законодательства, но и целесообразность, обоснованность и эффективность предпринятых действий. Например, последующий контроль осуществляется органами прокуратуры при проверке деятельности следователя в ходе проведения следствия по уголовному делу. 
          В зависимости от характера полномочий субъекта, осуществляющего государственный контроль, различают:

-контроль Президента РФ;

-контроль органов законодательной власти;

-контроль органов исполнительной власти;

-контроль органов судебной власти.

         Контроль Президента Российской Федерации в сфере управления осуществляется в двух основных формах. Непосредственный контроль Президента РФ. Он осуществляется в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ (представление кандидатуры Председателя Правительства РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой, назначение на должность руководителей министерств и ведомств, высшего командования Вооруженных Сил России, высших должностных лиц субъектов РФ и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить предложения, непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений, он также вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, принимать решение об отставке Правительства. Президентский контроль через соответствующие президентские структуры: Администрацию Президента РФ, важнейшей задачей которой является обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти РФ; 
Контрольное управление Президента РФ, которое, являясь структурным подразделением Администрации Президента РФ, осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с планами контрольных проверок или на основании отдельных поручений Президента РФ и руководителя его Администрации. 
          Контроль органов законодательной власти проявляется в том, что Государственная Дума: дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ, осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке федерального бюджета; заслушивает отчет о его исполнении (Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансовою контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему). Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются в назначении и освобождении от должности дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, для чего требуется согласование с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» наделяет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации контрольными полномочиями в области соблюдения и исполнения законов субъекта, исполнения бюджета субъекта, соблюдения установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации8. 
           В зависимости от органов исполнительной власти, осуществляющих контроль, и объему выполняемых полномочий, выделяют общий, внутриведомственный или отраслевой и надведомственный контроль. 
Общий контроль осуществляют Правительство РФ и Правительства (администрации) субъектов РФ. Федеральным конституционным законом  «О Правительстве РФ»9 закреплено, что Правительство РФ осуществляет систематический контроль деятельности подведомственных ему министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Российской Федерации. На своих заседаниях Правительство заслушивает отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов, и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денежной системы, развитии отраслей государственного управления. Надведомственный контроль осуществляется для обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Данный вид контроля осуществляется органами межотраслевой компетенции, которые координируют и регулируют деятельность отраслевых органов управления, организационно им не подчиненных. Кроме того, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера отраслевые органы также могут осуществлять полномочия по надведомственному контролю.

          К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и т.д. Осуществляющие надведомственный контроль органы наделяются соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по относящимся к их компетенции вопросам. Результатом проверки органами надведомственного контроля могут быть рекомендации и обязательные указания по устранению обнаруженных нарушений или совершенствованию деятельности подконтрольного органа, предприятия, учреждения и организации. 
Внутриведомственный или отраслевой контроль осуществляется органами отраслевой компетенции в рамках одной системы. Отраслевой контроль представляет собой систематическую проверку деятельности органа управления, учреждения, организации в процессе повседневного отраслевого руководства.

          Внутриведомственный контроль может быть общим, содержанием которого является проверка всей работы подконтрольного органа, предприятия, учреждения, либо специальным, когда осуществляется контроль одного из направлений деятельности10.

        Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются вопросы целесообразности расстановки кадров, эффективности методов руководства, соответствия принимаемых решений требованиям законодательства. Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

          Судебный контроль представляет собой осуществление контрольной функции государства при применении судебной власти в рамках особой судебно-процессуальной формы.

         Основная функция всей системы судебных органов — реализация задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов11.

        Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов, условий и причин, их порождающих, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Информация о работе Понятие, предмет, метод правового регулирования и система административного права