Понятие, предмет, метод правового регулирования и система административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 01:19, контрольная работа

Описание работы

Административное право имеет жизненно важное значение для успешного регулирования отношений в обществе. Наше общество с его многочисленными и многообразными связями нуждается в управлении. В современных условиях государственное управление, имеющее главной задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общественного организма, осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти. Именно они практически администрируют, то есть управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом проведение в жизнь требований российского законодательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Понятие, предмет, метод правового регулирования.
Система административного права………………………………………………5
1.1. Понятие, предмет, метод правового регулирования……………………….5
1.2. Система административного права………………………………………...15
Глава 2: Контроль как способ обеспечения законности. Виды контроля…...19
2.1. Контроль как способ обеспечения законности……………………………19
2.2.Виды контроля……………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 55.72 Кб (Скачать файл)

тем благодаря используемому административным правом методу правового воздействия на регулируемые им общественные отношения создается определенный правовой режим организации и деятельности всех участников упомянутых общественных отношений, которые составляют предмет административного права. Это значит, что для характеристики административного права как отрасли права и элемента единой правовой системы кроме выяснения круга регулируемых им общественных отношений чрезвычайно важно установить также особенности используемого им      метода правового регулирования.

            Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права4.

           Любая отрасль права, в том  числе и административная, использует три основных метода:

          1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

          2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

          3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Метод административного права, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения, отличается рядом особенностей. Он включает в себя иерархичность, т.е. выполнение предписаний, приказов, команд, требований, запретов вышестоящих органов и должностных лиц, нижестоящими.

           Этот метод может быть сопоставлен с методами гражданско-правового регулирования. Учет этих различий особенно необходим тогда, когда нормы административного и гражданского права регулируют одну и ту же группу общественных отношений (например, отношения в области разграничения государственной собственности, инвестиций, торговли регулируются и административным, и гражданским правом).

          Для административного права, как в принципе и для любой другой отрасли, характерно использование всей совокупности приемов и средств, обусловленных самой природой юридических норм, призванных упорядочивать и регулировать общественные отношения. Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Для гражданско-правового регулирования характерно историческое равенство воль сторон; отсюда широкое применение договорных форм.

          Административно-правовой метод предполагает неравенство воль сторон: воля одной из них главенствует над волей другой стороны. Это имеет место во взаимоотношениях органов исполнительной власти и предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти и граждан. В административно-правовых отношениях одна сторона очень часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне, именно она — первая сторона — принимает юридически обязательные решения, осуществляет государственный контроль за действиями другой, может в предусмотренных законом случаях применить принуждение к ней. Хотя нередко вопрос решается по инициативе второй стороны отношения (пример тому — заявление гражданина о предоставлении жилой площади), но решение принимает именно орган исполнительной власти. Вторая сторона не может отказаться от исполнения предписания органа, осуществляющего такую власть, и вправе лишь обжаловать его в компетентный государственный орган. Данный метод предполагает состояние подчиненности воли одной стороны по отношению к воле другой, причем это состояние может быть достигнуто не только на добровольной, но и на принудительной основе. Этот метод предполагает возможность заставить подчиняться воле властвующего лица с использованием самых решительных мер, вплоть до применения оружия, например отражение посягательства на охраняемый объект.

          Метод административного права — это метод одностороннего властвования, например инспектор ГАИ самостоятельно, без согласования и без какой-либо санкции привлекает к ответственности нарушителя правил дорожного движения, выехавшего на перекресток на красный сигнал светофора. Этот метод характеризуется юридическим неравенством сторон, например, руководитель и подчиненный, начальник милиции и нарушитель общественного порядка. Объем юридических полномочий их различен; с одной стороны, наличие всех прав и обязанностей, предусмотренных законом, для выполнения управленческих функций, с другой — преимущественно обязанность выполнить предъявляемые требования, понести наложенное дисциплинарное или административное взыскание. Вместе с тем здесь необходимо подчеркнуть их равенство перед законом, т.е. руководитель и подчиненный, начальник милиции и нарушитель обладают определенными правами и несут соответствующие обязанности, в равной мере подлежащие безусловному выполнению. Наконец, следует отметить и такую особенность метода административного права, как безоговорочная, лишенная какой-либо диспозитивности обязательность выполнения установленных законом правил, норм, стандартов, требований, запретов и иных предписаний. Причем эта обязательность может касаться всех граждан, например общеобязательность соблюдения правил поведения в общественных местах, правил перехода улиц, либо только специальных субъектов административного права — водителей автомототранспорта, военнослужащих, охотников, должностных лиц и т.д.

            Итак, если суммировать все сказанное  о методе административного права, то его можно определить как  метод “власти и подчинения”, приказа и исполнения, команды  и выполнения. Данный метод административного  права является приоритетным, преобладающим, превалирующим. Но не единственным. Не все отношения в сфере  исполнительной власти построены  по схеме “власть — подчинение”, т.е. по вертикали.

            В административном праве существует  немало ситуаций, когда необходимо  регулировать возникающие так  называемые горизонтальные общественные  отношения, стороны которых находятся  на одном иерархическом уровне, например два министерства —  МПС и МВД. Здесь отсутствует  подчиненность, юридический статус  характеризуется полным равенством  и ни о каком одностороннем  властвовании не может быть  и речи. Вот тогда и возникает потребность в иных методах административно-правового регулирования, в качестве которых выступают взаимодействие, согласование, координация, соглашение, административный договор и др.          Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности. Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне. Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений). Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

          Метод правового регулирования - это совокупность форм и приемов, применяемых государством для регулирования общественных отношений; способ воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение целей правового регулирования. При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся другим отраслям права.

         Административное право - это юридическая форма, модель управления, которая закрепляет юридическое неравенство (субординацию) субъектов отношений в отличие, например, от норм гражданского права, которое характеризуется юридическим равенством сторон. Подобное подчинение одной стороны другой может быть линейным (связь типа “начальник-подчиненный”) и функциональным (“инспектор-гражданин”). Юридическое неравенство сторон обусловлено разными ролями, задачами, которые выполняют субъекты в системе общественных отношений. Даже у органов и должностных лиц, находящихся на одной ступени управленческой лестницы могут быть неодинаковые права и обязанности. Например, не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбоохраны и т.п.

          Возникают административные взаимоотношения чаще всего не по обоюдному желанию сторон, а по волеизъявлению одной стороны. Такими действиями являются, например, приказ, предписание, жалоба, решение о выдаче лицензии, наложение штрафа и т.п. Споры между различными сторонами административных отношений в основном решаются также в административном порядке - субъектом управления, который представляет более высокостоящую фигуру в административных правоотношениях (при одних и тех же обстоятельствах одни субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие - правом обжаловать решения вышестоящих органов (должностных лиц).

 

 

 

 

                        

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

                           1.2. Система административного права

          Система административного права — совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права[6]. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права. Как и большинство других отраслей права, административное право состоит из Общей и Особенной частей.

          В рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

-  предмет и метод правового регулирования отрасли;

-  характеристику административно-правовых норм;

-  особенности административно-правовых отношений;

-  иерархию источников административного права;

-  статус участников административно-правовых отношений;

-  основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

-  формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

-  механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

-  вопросы административной ответственности и административного принуждения.

          Что же касается содержания особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

          -управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью;

          -управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

-управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

          -управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.

           Однако сформировавшуюся традицию нельзя считать незыблемой. Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно управленческое право, так называемое полицейское право, представленное в настоящее время КоАП РФ, а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц. Одним из аргументов подобного разделения, вполне обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции5.

          Содержание общей и особенной  частей административного нрава  является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления в действие и действие актов государственного управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех отраслях социально-культурного строительства с учетом их специфики. Наряду с делением на две основные части (общую и особенную) система административного права состоит из административно-правовых институтов — групп норм, регулирующих тесно связанные, однородные общественные отношения (например, государственной службы).

         Часть отрасли административного права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом6. Данный институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права. Институты административного права могут быть:

Информация о работе Понятие, предмет, метод правового регулирования и система административного права