Пособия по безработице

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 04:11, дипломная работа

Описание работы

Одним из важнейших видов социального обеспечения является пособие по временной нетрудоспособности. Право на пособие имеют лица, работающие по трудовому договору, а также граждане, которые в период своей деятельности подлежат обязательному государственному социальному страхованию и граждане, вступившие в систему обязательного социального страхования на добровольной основе.

Содержание работы

Введение
Глава.1. Временная нетрудоспособность как одно из оснований назначения пособий по праву социального обеспечения
1.1 Понятие и виды временной нетрудоспособности
1.2 Характеристика видов действительной" временной нетрудоспособности
1.3 Характеристика видов "условной" временной нетрудоспособности
Глава.2. Пособия по временной нетрудоспособности по праву социального обеспечения РФ
2.1 Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности
2.2 Круг лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности
Глава.3. Правила назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

В своих решениях по жалобам на нарушение конституционного права  граждан на социальное обеспечение  Конституционный Суд исходит  из принципа всеобщности этого права  и ответственности государства  за его соблюдение и защиту. Но при  добровольности страхования принцип  всеобщности права на социальное обеспечение не вполне осуществим. Добровольность ведет к тому, что  страхованием охватывается лишь некоторая  наиболее благополучная в материальном отношении и предусмотрительная часть самостоятельных работников. Большинство же их не считает участие  в страховании первостепенной потребностью и, следовательно, думает, что добровольное страхование является менее надежной, чем обязательное, гарантией их конституционного права на социальное обеспечение  в случае болезни и воспитания детей. Причем это право может  быть реализовано только в порядке социального страхования. Действующим законодательством не предусмотрена социальная защита самозанятых лиц при наступлении указанных рисков в форме собственно социального обеспечения, т.е. обеспечения за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации. Напомним, что самозанятые трудящиеся не были охвачены страхованием по безработице (в то время, когда этот вид страхования существовал), но они получали минимальное пособие по безработице, которое реально гарантировало им право на социальную поддержку в случае потери работы.

Что касается государственной социальной помощи, которая может быть предоставлена  самозанятым гражданам в случае недостаточности средств к существованию из-за болезни или материнства, то право на нее не рассматривается в международных актах как составная часть права на социальное обеспечение – основное и неотъемлемое право человека. В частности, право на социальную помощь как самостоятельное право сформулировано в Европейской социальной хартии (ст. 13). Это вызвано многочисленными ограничениями в ее получении (недостаточностью общего объема средств, выделяемых на оказание социальной помощи, определением вида и объема предоставляемой помощи по усмотрению соответствующего органа и т.п.).

Более того, по смыслу ст. 39 Конституции  РФ добровольное социальное страхование  является желательным дополнением  к государственной системе социального  обеспечения, повышающим общий уровень  защищенности граждан. Поэтому позиция  Конституционного Суда, ставящая добровольное социальное страхование в один ряд  с обязательным страхованием и материальным обеспечением за счет государства, т.е. общепризнанными организационно-правовыми  формами социального обеспечения  граждан, вызывает серьезное сомнение. Она создает правовую базу для  расширения практики добровольного  страхования взамен обязательного  и в случае с другими категориями  работающего населения. Так, в Постановлении  Конституционного Суда от 23 декабря 2004 г. №19-П добровольное страхование  рассматривается уже как конституционно допустимая основная форма страхования  наемных работников. Исходя из этого, Конституционный Суд признал  не противоречащим Конституции РФ подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса, освобождающий потребительские кооперативы от обязанности страховать своих работников. Работники кооперативов, а также другие категории работников, право которых на обязательное социальное страхование оказалось не подкрепленным обязанностью работодателей вносить соответствующие платежи, по решению Конституционного Суда могут в добровольном порядке (и за свой счет) уплачивать взносы в Пенсионный фонд и таким образом приобретать право на трудовую пенсию. При этом Конституционный Суд не учел традиционный принцип трудового законодательства – обязательное социальное страхование всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору.

Полная и беспрепятственная  реализация каждым гражданином своего конституционного права на социальное обеспечение требует организации  социального страхования работающего  населения на началах всеобщности  и обязательности. Именно такой характер страхования закреплен в ст. 4 Федерального закона "Об основах  обязательного социального страхования". Использование добровольного страхования (добровольного присоединения к  системе обязательного страхования) в качестве основной гарантии права  на социальное обеспечение возможно лишь в особых случаях (например, при  работе за границей), а не в отношении  отдельных категорий занятых.

Определенную роль в закреплении  добровольности страхования сыграло  представление о достаточно высоком  уровне доходов самозанятых, позволяющем без особого напряжения семейного бюджета пережить кратковременный отход от дел. Но более вероятно, что их доходы дифференцируются в такой же степени, как и заработки наемных работников. В целом же уровень материального достатка большинства работающего населения (в т.ч. самозанятого) не настолько высок, чтобы оно могло взять на себя риск более или менее продолжительной болезни или материнства. Так, по данным социологического исследования Института комплексных социальных исследований РАН, лишь 6% представителей среднего класса имеют сбережения или другие возможности, достаточные для того, чтобы в случае болезни или безработицы обойтись не менее года без посторонней помощи.

Кроме того, у самозанятых работников социальные риски сочетаются с рисками, свойственными соответствующим видам деятельности (предпринимательским риском, риском профессиональной ответственности), что усиливает необходимость обеспечения их экономической безопасности путем охвата обязательным социальным страхованием. С социально-экономической точки зрения выравнивание социальной защищенности самозанятых и наемных работников будет стимулировать граждан к реализации своих способностей к труду в сфере предпринимательства и снижению давления на рынок рабочей силы.

В научной литературе было высказано  мнение, что вопрос об обязательном социальном страховании самозанятых граждан может решаться с учетом уровня их доходов. Так, М.Ю. Федорова считает, что если совокупный доход за определенный период не превышает установленной величины, то они должны охватываться социальным страхованием в обязательном порядке, в противном случае они могут самостоятельно застраховать себя от социальных рисков. Е.Е. Мачульская предлагает использовать этот подход не только к самозанятым, но и к наемным работникам.

Такая позиция представляется весьма спорной. Обязательное страхование  определяется не только личной заинтересованностью  гражданина в защите своих скромных доходов. В настоящее время обязательное социальное страхование является основным экономико-правовым механизмом, с помощью  которого осуществляется содержание нетрудоспособных членов общества, причем на общественно  приемлемом уровне. Такое назначение фондов социального страхования  оправдывает участие в их создании каждого работающего сообразно размеру его дохода. Законодательство содействует формированию и укреплению общественной солидарности, включая в систему обязательного страхования всех наемных и самозанятых работников, в т.ч. и высокооплачиваемые слои этих работников.

Очевидно, учитывая сходство материального  и социального положения самостоятельных  и зависимых работников, в Рекомендации МОТ 67 (1994 г.) "Обеспечение дохода" указано на необходимость обязательного  пенсионного страхования самозанятых трудящихся. Этим же актом рекомендовано их страхование на случай болезни и материнства, случаи, повлекшие госпитализацию, а также на случай болезни, продолжающейся несколько месяцев.

Таким образом, право на пособие  по временной нетрудоспособности имеют, прежде всего, лица, работающие по трудовому  договору. Кроме них, право на пособие  по временной нетрудоспособности имеют  и иные лица. К их числу относятся лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (в том числе адвокаты, частные детективы и охранники); военнослужащие, уволенные с военной службы по призыву и утратившие трудоспособность в течение месяца после увольнения; лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к оплачиваемому труду, в случае, если они добровольно присоединились к системе социального страхования.

Право на пособие имеют также  совместители. Это предусмотрено  ч. 2 ст. 287 ТК, которая закрепляет за совместителями право на гарантии и компенсации, предусмотренные ТК, другими законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, в полном объеме. Это касается и гарантий, предусмотренных ст. 183.

Сложность при реализации права  на пособие по временной нетрудоспособности совместителями заключается в том, что листок временной нетрудоспособности выдается в единственном экземпляре. До установления порядка выплаты  пособий по временной нетрудоспособности совместителям следует принимать  для оплаты заверенную в надлежащем порядке копию листка временной  нетрудоспособности.

3. Правила назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало  не позднее шести месяцев со дня  восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности  к трудовой деятельности), а также  окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным  членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.

 

При обращении за пособием по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Назначение и выплата пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного  лица. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.

Застрахованному лицу, утратившему  трудоспособность вследствие заболевания  или травмы в течение 30 календарных  дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или  иной деятельности, в течение которой  оно подлежит обязательному социальному  страхованию, пособие по временной  нетрудоспособности назначается и  выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом Фонда  социального страхования Российской Федерации.

В случае прекращения деятельности работодателем на момент обращения  застрахованного лица за пособиями  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначение и выплата указанных пособий  осуществляются территориальным органом  Фонда социального страхования  Российской Федерации.

Для назначения и выплаты пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые  установлены федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере обязательного  социального страхования, а для  назначения и выплаты пособий  территориальным органом Фонда  социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.

Работодатель осуществляет выплату  пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному  лицу в порядке, установленном для  выплаты работникам заработной платы.

В случаях назначения и выплаты  пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам территориальным  органом Фонда социального страхования  Российской Федерации, выплата пособия  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится в установленном размере непосредственно  территориальным органом Фонда  социального страхования Российской Федерации, назначившим указанное  пособие, или через организацию  федеральной почтовой связи, кредитную  либо иную организацию по заявлению  получателя.

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются  исходя из среднего заработка застрахованного  лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В заработок, исходя из которого исчисляются  пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при  определении налоговой базы по единому  социальному налогу, зачисляемому в  Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса  Российской Федерации. В заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

Средний дневной заработок для  исчисления пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления  суммы начисленного заработка за 12 календарных месяцев перед наступлением болезни, на число календарных дней, приходящихся на период, за который  учитывается заработная плата.

Размер дневного пособия по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем  умножения среднего дневного заработка  застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении  к среднему заработку.

Информация о работе Пособия по безработице