Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 07:49, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности ответственность юридических лиц за административные правонарушения.
Исходя из поставленной цели, следуют задачи:
- проанализировать понятие и виды юридической ответственности;
-выявить значение юридической ответственности как элемента в правовом статусе юридических лиц; рассмотреть виды публично-правовой ответственности юридических лиц
- исследовать административную ответственность как вид ответственности
- проанализировать правовое регулирование административной ответственности юридических лиц;
- рассмотреть состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности;
ВВЕДЕНИЕ………………...………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
1.1 Административная ответственность как вид юридической ответственности ……………....6
1.2 Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности. Вина юридических лиц ……………………………………………8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
2.1 Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения ………………………………………………………………………………………...14
2.2 Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности ………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………22
Вряд ли можно поставить под сомнение, что именно институт административной ответственности является средством защиты в налоговых правоотношениях, в которых присутствует и административный контроль, и надзор. Принимаемые в налоговых отношениях меры административного принуждения имеют целью, прежде всего, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а также соблюдение установленного законом порядка управления.
Соглашаясь с точкой зрения С.Г. Пепеляева, изложенной им в Комментарии к главе 15 части первой НК РФ. «Термин «налоговая ответственность» применен законодателем в п. 2 ст.108 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) как синоним понятия «ответственность за совершение налогового правонарушения». Взыскания, установленные главой 16 НК РФ «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение», являются мерами административной ответственности. «Основанием такой ответственности служит налоговое правонарушение как вид административного проступка. Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства НК РФ не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типичного административного взыскания – штрафа».
К разрешению спора о правовой природе
налоговых взысканий в виде штрафа
был привлечен и
В заключение данного параграфа необходимо отметить, что к характерным особенностям административной ответственности можно отнести следующее:
- административная
- административная
- административная
Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
1.2 Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности, вина юридических лиц
Долгое время вопрос о привлечении
юридического лица к административной
ответственности носил
Дискуссионность такой правовой категории,
как ответственность
В действующем административном законодательстве вопрос о привлечении юридических лиц решен, и они выступают субъектами данной ответственности наравне с физическими лицами.
Вопрос об административной ответственности юридических лиц был раньше решен и реализован в практике, нежели чем в теории. Как отмечали, исследователи, за год до принятия нового КоАП РФ, «в этом вопросе столкнулись различные интересы, с одной стороны - теории, с другой - практики. Последняя давно уже освоила институт ответственности юридических лиц и довольно успешно использует его, хотя и вне рамок действующего КоАПа. Теория же административного права этот институт принимала, да и сейчас еще принимает с трудом».
Признание юридического лица субъектом
административной ответственности
на уровне единого закона означает,
что в случае привлечения юридического
лица к административной ответственности
на него распространяются в равной
мере общие задачи, принципы законодательства
об административных правонарушениях,
правила назначения административных
наказаний, процессуальный порядок
возбуждения, рассмотрения, вынесения
решения о привлечении к
Обратимся к современному законодательному регулированию административной ответственности юридических лиц.
В соответствии с п.1 ст.2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Всего в Особенной части содержится более 200 юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо: правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, собственность, охрану окружающей природной среды и природопользования, в области промышленности, строительства и энергетики, сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, на транспорте, в области таможенного дела; нарушения, посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ.
Как следует из КоАП РФ, юридические
лица подлежат административной ответственности
и за нарушения законодательства
субъектов РФ в случаях, если правонарушение
предусмотрено законом
Субъекты РФ с учетом п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ могут устанавливать административную ответственность только в форме законов, но при этом местное законотворчество не должно нарушать норм КоАП РФ.
В заключение данного параграфа подчеркну, что согласно ст. 1.7 КоАП РФ действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве определяется по следующим правилам:
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Лицо, совершившее административное
правонарушение, подлежит ответственности
на основании закона, действовавшего
во время и по месту совершения
административного
Как подчеркивается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2008 №7-П, из ч.2 ст.54 Конституции РФ следует, что юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.
Наличие состава правонарушения является,
таким образом, необходимым основанием
для всех видов юридической
Юридический состав административного правонарушения представляет собой совокупность четырех элементов:
- объект противоправного
- субъект деликта (юридическое лицо);
- содержание деликта (
- психоэмоциональный статус
Отсутствие любого из них исключает как наличие состава в целом, так и соответственно, применение мер государственного принуждения.
Теперь рассмотрим состав административного правонарушения применительно к юридическим лицам.
Объектом административного
- защита личности;
- охрана прав и свобод человека и гражданина;
- охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- защита общественной
- охрана окружающей среды,
- защита законных экономических
интересов физических и
Данные объекты по своей правовой характеристике являются родовыми объектами административных правонарушений, которые составляют неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Общим же профилактическим объектом является предупреждение административных правонарушений.
В особенной части раздела II при формулировании родовых объектов указаны два правовых критерия – отрасль и объект посягательства.
Различают также видовой объект – специфическая юридическая группа общественных отношений, являющаяся разновидностью родового объекта. В КоАП видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенные дела.
Объективная сторона административного
правонарушения характеризуется системой
законодательных норм и правил, регулируемых
административно-правовыми
Объективная сторона правонарушения
- это действие (бездействие), причинившее
вред общественным отношениям, а также
способ, место, время, орудия и средства
совершения правонарушения и др. обстоятельства.
Объективная сторона
Субъектом правонарушения является тот,
кто совершил административное правонарушение,
применительно к
Для характеристики юридического лица как субъекта административного правонарушения его понятие заимствовано из гражданского права. Из содержания ст.48 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ) вытекает, что юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной ГК РФ, и имеющие статус юридического лица.
В ч.3 ст.2.1 КоАП РФ закрепляется важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.