Практические проблемы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть особенности ответственность юридических лиц за административные правонарушения.
Исходя из поставленной цели, следуют задачи:
- проанализировать понятие и виды юридической ответственности;
-выявить значение юридической ответственности как элемента в правовом статусе юридических лиц; рассмотреть виды публично-правовой ответственности юридических лиц
- исследовать административную ответственность как вид ответственности
- проанализировать правовое регулирование административной ответственности юридических лиц;
- рассмотреть состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………...………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
1.1 Административная ответственность как вид юридической ответственности ……………....6
1.2 Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности. Вина юридических лиц ……………………………………………8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
2.1 Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения ………………………………………………………………………………………...14
2.2 Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности ………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………22

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

Вряд ли можно поставить под  сомнение, что именно институт административной ответственности является средством  защиты в налоговых правоотношениях, в которых присутствует и административный контроль, и надзор. Принимаемые  в налоговых отношениях меры административного  принуждения имеют целью, прежде всего, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а также  соблюдение установленного законом порядка управления.

Соглашаясь с точкой зрения С.Г. Пепеляева, изложенной им в Комментарии к главе 15 части первой НК РФ. «Термин «налоговая ответственность» применен законодателем в п. 2 ст.108 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) как синоним понятия «ответственность за совершение налогового правонарушения». Взыскания, установленные главой 16 НК РФ «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение», являются мерами административной ответственности. «Основанием такой ответственности служит налоговое правонарушение как вид административного проступка. Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства НК РФ не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типичного административного взыскания – штрафа».

К разрешению спора о правовой природе  налоговых взысканий в виде штрафа был привлечен и Конституционный  Суд России, который в Определении  Конституционного Суда РФ от 05 июля 2001 г. N 130-О. По запросу Омского областного суда о проверке конституционности  положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых  органах Российской Федерации", занял  позицию тех юристов, которые  не признают налоговую ответственность  как новый вид юридической  ответственности. Конституционный  Суд России указал, что санкции  за налоговые правонарушения являются административно-правовыми, т. е. имеет  место административно-правовая ответственность  за налоговые правонарушения – «штрафные  санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся  к мерам взыскания административно-правового  характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу статьи 118 (часть 2) и 126 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством  административного судопроизводства».

В заключение данного параграфа  необходимо отметить, что к характерным особенностям административной ответственности можно отнести следующее:

- административная ответственность  налагается за административные  правонарушения;

- административная ответственность  всегда представляет собой следствие  противоправного действия (бездействия)  юридического или физического  лица;

- административная ответственность  по преимуществу наступает вследствие  правонарушений в сфере общегосударственных,  а не частноправовых интересов.

Основанием административной ответственности  является административное правонарушение.

 

1.2 Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности, вина юридических лиц

 

Долгое время вопрос о привлечении  юридического лица к административной ответственности носил дискуссионный  характер. В теории высказывались  точки зрения, что этот институт чужд Кодексу и разрушает цельность  его предмета регулирования.

Дискуссионность такой правовой категории, как ответственность юридического лица, вытекает из его сущности юридического лица как правовой фикции, что проявляется, в частности, в отсутствии у него рассудка и психического отношения  к совершаемым им деяниям. Следовательно, является невозможным использование  в отношении юридического лица классического  понимания вины.

В действующем административном законодательстве вопрос о привлечении юридических  лиц решен, и они выступают  субъектами данной ответственности  наравне с физическими лицами.

Вопрос об административной ответственности юридических лиц был раньше решен и реализован в практике, нежели чем в теории. Как отмечали, исследователи, за год до принятия нового КоАП РФ, «в этом вопросе столкнулись различные интересы, с одной стороны - теории, с другой - практики. Последняя давно уже освоила институт ответственности юридических лиц и довольно успешно использует его, хотя и вне рамок действующего КоАПа. Теория же административного права этот институт принимала, да и сейчас еще принимает с трудом».

Признание юридического лица субъектом  административной ответственности  на уровне единого закона означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности  на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок  возбуждения, рассмотрения, вынесения  решения о привлечении к ответственности  и его исполнения. Например, юридическое  лицо, как и физическое, не может  нести дважды административную ответственность  за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не может быть подвергнуто административному  наказанию и мерам обеспечения  производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного  правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту  совершения административного правонарушения. Исключение составляют случаи, если по смыслу данные нормы относятся и  могут быть применены только к  физическому лицу, например, невменяемость, совершение административного правонарушения группой лиц.

Обратимся к современному законодательному регулированию административной ответственности юридических лиц.

В соответствии с п.1 ст.2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных  статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Всего в Особенной части содержится более 200 юридических составов, субъектом  которых является юридическое лицо: правонарушения, посягающие на права  граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, собственность, охрану окружающей природной среды и  природопользования, в области промышленности, строительства и энергетики, сельского  хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, дорожного движения, связи  и информации, предпринимательской  деятельности, финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг, на транспорте, в области таможенного дела; нарушения, посягающие на институты государственной  власти и установленный порядок  управления, общественный порядок и  общественную безопасность, в области  защиты Государственной границы  РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц  без гражданства на территории РФ.

Как следует из КоАП РФ, юридические  лица подлежат административной ответственности  и за нарушения законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

Субъекты РФ с учетом п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ могут устанавливать административную ответственность только в форме законов, но при этом местное законотворчество не должно нарушать норм КоАП РФ.

В заключение данного параграфа подчеркну, что согласно ст. 1.7 КоАП РФ действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве определяется по следующим правилам:

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность  за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение  лица, обратной силы не имеет.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность  за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение  лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое  совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление  о назначении административного  наказания не исполнено.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности  на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Время вступления в силу нормативного акта об административной ответственности  может быть указано в самом  акте (ст.1.7 КоАП РФ).

Как подчеркивается в Постановлении  Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2008 №7-П, из ч.2 ст.54 Конституции РФ следует, что юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности. При этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться  с конституционными принципами демократического правового государства, включая  требование справедливости, в его  взаимоотношениях с физическими  и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности (п.1.1 Постановления).

Юридический состав административного  правонарушения представляет собой  совокупность четырех элементов:

- объект противоправного посягательства;

- субъект деликта (юридическое  лицо);

- содержание деликта (объективная  сторона),

- психоэмоциональный статус участников (субъективная сторона).

Отсутствие любого из них исключает  как наличие состава в целом, так и соответственно, применение мер государственного принуждения.

Теперь рассмотрим состав административного правонарушения применительно к юридическим лицам.

Объектом административного правонарушений являются общественные отношения, которые  регулируются и охраняются нормами  административного права в сферах исполнительной власти, предусматривающими применение видов административного  наказания (ст. 3.2 КоАП РФ). Объектами  административных правонарушений, согласно ст. 1.2 являются:

- защита личности;

- охрана прав и свобод человека  и гражданина;

- охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- защита общественной нравственности;

- охрана окружающей среды, установленного  порядка осуществления государственной  власти; общественного порядка и  общественной безопасности, собственности;

- защита законных экономических  интересов физических и юридических  лиц, общества и государства.

Данные объекты по своей правовой характеристике являются родовыми объектами  административных правонарушений, которые  составляют неотъемлемую и самостоятельную  часть общего объекта. Общим же профилактическим объектом является предупреждение административных правонарушений.

В особенной части раздела II при  формулировании родовых объектов указаны  два правовых критерия – отрасль  и объект посягательства.

Различают также видовой объект – специфическая юридическая  группа общественных отношений, являющаяся разновидностью родового объекта. В  КоАП видовой объект достаточно полно  и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок  ценных бумаг, таможенные дела.

Объективная сторона административного  правонарушения характеризуется системой законодательных норм и правил, регулируемых административно-правовыми средствами и юридически значимыми признаками, важным внешним проявлением которых  является деяние.

Объективная сторона правонарушения - это действие (бездействие), причинившее  вред общественным отношениям, а также  способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. Объективная сторона правонарушения может характеризоваться и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность.

Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение, применительно к рассматриваемой  теме - юридическое лицо.

Для характеристики юридического лица как субъекта административного  правонарушения его понятие заимствовано из гражданского права. Из содержания ст.48 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ) вытекает, что юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной ГК РФ, и имеющие статус юридического лица.

В ч.3 ст.2.1 КоАП РФ закрепляется важное положение о том, что субъектом  одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.

Информация о работе Практические проблемы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения