Права и обязанности граждан в сфере паспортно-регистрационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Защищенность общества и государства от преступлений, разумеется, является той социальной ценностью, ради которой целесообразно ограничить права и свободу отдельного лица. Важно, чтобы это ограничение осуществлялось на основании и в рамках закона, а так же в соответствии с процедурой, установленной законом. Цель исследования состоит в разборе основных назревших проблем работы паспортной системы, разработке новых и важных аспектов, обосновании основных положений данного правового режима, изучения этих проблем в целом, поиск возможных путей улучшения работы с законом, обоснованности и эффективности применения одного из важнейших административно-правовых режимов.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные
отношения, возникающие в сфере функционирования паспортно-регистрационного режима.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
1.Паспортная система в России
1.1.понятие, содержание, правовые основы паспортной системы……………….5
1.2.основной документ, удостоверяющий личность и гражданство РФ, порядок
его выдачи, обмена и изъятия………………………………………………………8
2.Права и обязанности граждан РФ в условиях паспортного режима
2.1.Регистрация граждан и снятие их с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства……………………………………………….16
2.2.Административная ответственность граждан за нарушение паспортно-
регистрационных правил…………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 65.45 Кб (Скачать файл)

Объектом правонарушения, установленного в статье, являются конституционные права и обязанности  граждан, а также порядок управления, предусматривающий наличие паспорта (удостоверения личности) у гражданина Российской Федерации, достигшего 14-летнего  возраста, а непосредственным предметом  посягательства – документ, удостоверяющий личность гражданина.

Ст. 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации предусматривает, что гражданин обязан бережно  хранить паспорт.

Объективную сторону характеризуют  два противоправных деяния: действие – умышленное уничтожение или  умышленная порча удостоверения  личности гражданина (паспорта), то есть приведение документа в состояние  непригодное для использования; либо небрежное хранение, повлекшее  утрату удостоверения личности гражданина (паспорта) – бездействие лица, не принявшего меры к сохранности документа, что повлекло его утрату.

Субъектами данного правонарушения признаются граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста. В  связи с тем, что по действующему законодательству паспорта должны иметь  граждане, достигшие 14-ти лет, может  возникнуть вопрос об ответственности  родителей и лиц, их заменяющих, за указанное правонарушение.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или  неосторожностью, о чем прямо  указано в диспозиции статьи. Ответственность  предусмотрена только за умышленное уничтожение или порчу удостоверения  личности (паспорта) или неосторожное (небрежное) хранение названных документов, повлекшее их утрату.

Статья 19.17 КоАП РФ предусматривает  незаконного изъятия удостоверение  личности гражданина (паспорта) или  принятие удостоверение личности гражданина (паспорта) в залог.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» паспорт гражданина является основным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории Российской Федерации.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей, являются конституционные  права и свободы граждан, а  также порядок управления в Российской Федерации. Предметом посягательства, признается удостоверение личности гражданина (паспорт).

П. 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года, устанавливает, что запрещается изъятие у  гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, граждане, призванные на военную службу, сдают  свои паспорта на хранение, у лиц, задержанных  или заключенных под стражу, а  также осужденных к лишению свободы, паспорта изымаются органами дознания, предварительного следствия или  судом. Часть 2 ст. 19.17 КоАП РФ направлена на реализацию п. 22 названного выше положения, а также ст. 336 ГК РФ, в соответствии с которой предметом залога не может быть имущество, изъятое из оборота.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет действия, выражающиеся не в любом изъятии  удостоверения личности (паспорта) у гражданина, а только в незаконном.

Субъектом административного  правонарушения предусмотренного п. 1 данной статьи, признается только должностное  лицо, уполномоченное в предусмотренных  законом случаях изымать удостоверение  личности (паспорта) у гражданина Российской Федерации, а ч. 2 – физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной  в форме умысла.

Статья 19.18 КоАП РФ предусматривает  предоставление ложных сведений для  получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей, являются конституционные  права и свободы граждан, а  также порядок выдачи им удостоверения  личности гражданина (паспорта). Положение  о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительством Российской Федерации от 8 июля 1997 года [14, ст. 9] устанавливает перечень сведений и отметок, которые вносятся в  паспорт. Это – сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения, а также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с учета – соответствующими органами регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и ОВД; о регистрации и расторжении брака – соответствующими органами записи актов гражданского состояния и ОВД; о детях, не достигших 14-летнего возраста – органами ЗАГС и ОВД; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - ОВД и другими уполномоченными органами.

По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения  в паспорте делается отметка о  его группе крови и резус-факторе.

Лица, получающие удостоверение  личности гражданина (паспорт) и уполномоченные вносить в него сведения, обязаны  предоставлять правдивые данные. Это требование относиться и к  сведениям, предоставленным для  получения заграничного паспорта либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство.

Объективная сторона правонарушения характеризуется противоправными  действиями, выражающимися в представлении  заведомо ложных сведений, необходимых  для получения удостоверения  личности (паспорта).

Субъектом данного правонарушения признаются граждане, достигшие 16-лнтнего  возраста и получающие удостоверение  личности гражданина (паспорт), и должностные  лица, наделенные правом вносить в  указанные документы сведения о  личности гражданина.

Субъективной стороны  данное противоправное деяние характеризуются  виной в форме умысла, на что  прямо указано в диспозиции статьи – представление заведомо ложных сведений, то есть лицо сознает противоправность своих действий и желает их совершить.

 

Заключение

 

Закон Российской Федерации  от 25 июля 1993 года "О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" называет целью регистрационного учета граждан обеспечение необходимых  условий для реализации гражданином  Российской Федерации его прав и  свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Отношения между государством и личностью должны строиться на  началах юридического  равноправия,   где каждая сторона должна и может иметь равные права и обязанности. Как представляется, в любом демократическом государстве должны быть   не   только   продекларированы   права   и   свободы,   но   и обеспечены   правовые   механизмы,   создающие   условия   для   их использования. Сейчас такого рода механизмы не всегда способны в полной мере выполнять возложенные на них функции. Одним из примеров   является   порядок   регистрации   граждан   Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. Несовершенство российской законодательной системы нашло свое отражение,  прежде всего в нормативных актах,  регулирующих вопросы регистрации граждан.  В статье  8  Закона  Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства    в    пределах    Российской    Федерации"    приведен исчерпывающий перечень оснований ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах   Российской   Федерации.   Такое   право    может   быть ограничено только в пределах пограничной полосы,  закрытых военных городков, закрытых административно - территориальных образований,   зонах   экологического   бедствия,   на   отдельных территориях и в населенных пунктах, где существует опасность распространения   инфекционных   и   массовых   неинфекционных заболеваний, если там введены особые условия и режим проживания населения и хозяйственной деятельности а также в случае введения на   какой   -   либо   территории   чрезвычайного   или   военного положения.

      Однако       нормативные       правовые       акты, регламентирующие порядок  осуществления регистрационного  учета содержат  в   себе  нормы,   устанавливающие   ограничение   срока пребывания (п. 10) и возможность  отказа заявителю в регистрации  по месту пребывания и месту  жительства (п.п.  12 и 21), таким образом  придают регистрации разрешительный  порядок,  иначе говоря, право граждан на свободу передвижения    может быть ограничено не только в соответствии с федеральным законом, как это отражено в Конституции 1993 года, но и иным подзаконным актом, каковыми являются указанные Правила.  Конституция в статье 27, часть 1, а также Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания  и  места  жительства в  пределах  Российской Федерации»         устанавливают         уведомительный         порядок регистрационного    учета,    означающий    что,     "...уведомление гражданином... органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства... является не только его правом, но и обязанностью".

 Вместе с тем, как говорится в законе, "...сам по себе факт регистрации  или  отсутствие  таковой  не  порождает  для гражданина каких - либо прав и обязанностей и... не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан... органы  регистрационного   учета   уполномочены   лишь удостоверить   акт   свободного   волеизъявления   гражданина   при выборе   им места пребывания и жительства."

Исходя из этого, можно  сделать вывод о том, что данное положение изначально содержит в  себе противоречие, поскольку наряду с установлением обязательности регистрационного учета, допускает  возможность проживания и без  него, т.к. факт регистрации или ее отсутствия не порождает возникновения  каких - либо прав или обязанностей и представляет   собой   лишь   материальное   удостоверение   акта волеизъявления гражданина.

В соответствии с Конституцией, ограничение права 
гражданина на свободу передвижения возможно только лишь на 
основании положений федерального закона и только в той степени, 
которая необходима для защиты основ конституционного строя, 
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, 
обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

В настоящее время данная проблема не решена окончательно, поскольку действующее отраслевое законодательство (Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, регулирующие правоотношения по поводу предоставления жилых помещений и проживания в них, права и обязанности их участников) содержит нормы, в достаточной степени ограничивающие возможность осуществления некоторыми гражданами своего права на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства.

В сложившейся ситуации неизбежно  будут возникать серьезные проблемы при реализации законодательства о  регистрационном учете. Устранение их, как представляется, должно быть связано с принятием окончательного решения о том, что собственно должен представлять регистрационный  учет граждан -либо, как это предусматривается в Конституции и Федеральном законе - удостоверение факта выбора гражданином места пребывания (проживания), без учета обстоятельств, "препятствующих вселению", либо - возложить на органы регистрационного учета функции контроля за соблюдением отраслевого законодательства, регулирующего жилищные вопросы и восстановить разрешительный порядок регистрации граждан, путем принятия нового законодательства, вплоть до внесения изменений в действующую Конституцию РФ.

Остается   нерешенной   проблема   пребывания   на территории    Российской    Федерации    граждан    иностранных государств - бывших республик Советского Союза. Правовой статус таких лиц в части, касающейся режима их пребывания и  проживания на территории России, определен  федеральным законом « О правовом положение иностранных граждан » и приравнивается  к статусу граждан Российской    Федерации.12   Это   означает,    что   все   правила регистрационного учета распространяются  и на этих лиц.   Как представляется,    в    условиях,    когда    значительное    число преступлений   и   иных   правонарушений   в   последние   годы совершается гражданами иностранных государств, большинство из которых составляют выходцы из стран "ближнего зарубежья" а также значительно увеличился поток мигрантов из  стран   ближнего  зарубежья   (известно,   что в последние годы прирост населения России увеличился за счет миграции из бывших союзных республик СССР. По данным Международной организации по миграции (МОМ) с 1999 по 2002 годы население России выросло на 3,3 млн. человек, тогда как за период с 1976 по 1990 год прирост населения составил всего 2,4 млн. человек), установленный порядок регистрации таких лиц способен   значительно   осложнить   оперативную   обстановку, поскольку контроль  за  их  пребыванием и проживанием   на территории       Российской       Федерации       будет ослаблен.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.

2. Итоговый документ Венской встречи представителей государств, участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. - М. -1989. - С. 96.Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 (ред. от 31.05.2002) "О гражданстве Российской Федерации" // Российская газета, N 30, 06.02.1992

Информация о работе Права и обязанности граждан в сфере паспортно-регистрационной деятельности