Право муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить право муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.
Задачи исследования: изучить вопрос формирования муниципальной собственности в Российской Федерации, выявить содержание, назвать субъекты и объекты права муниципальной собственности, определить основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности, рассмотреть вопрос регулирования отношений муниципальной собственности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................2
Глава1. История формирования муниципальной собственности Российской Федерации........................................................................................................................4
Глава2.Содержание права муниципальной собственности
2.1.Муниципальная собственность как объект управления..........................7
2.2.Объекты муниципальной собственности.................................................10
2.3.Субъекты права муниципальной собственности....................................11
Глава 3.Формирование, прекращение и осуществление права муниципальной собственности........................................................................................................15
3.1.Формирование и прекращение права муниципальной собственности...............................................................................................................15
3.2.Приватизация муниципальной собственности........................................17
3.3. Формы осуществления права муниципальной собственности............19
Глава 4. Ограничения (обременения) права муниципальной собственности...............................................................................................................22
Глава 5. Задачи управления муниципальной собственностью...............................27
Заключение....................................................................................................................29Список источников литературы..................................................................................31

Файлы: 1 файл

курсовикНика.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................2

Глава1. История формирования муниципальной  собственности  Российской Федерации........................................................................................................................4

Глава2.Содержание права муниципальной собственности

2.1.Муниципальная  собственность как объект управления..........................7

2.2.Объекты муниципальной собственности.................................................10

2.3.Субъекты  права муниципальной собственности....................................11

Глава 3.Формирование, прекращение и осуществление  права муниципальной собственности........................................................................................................15

3.1.Формирование  и прекращение права муниципальной  собственности...............................................................................................................15

3.2.Приватизация муниципальной собственности........................................17

3.3. Формы осуществления права муниципальной собственности............19

Глава 4. Ограничения (обременения) права муниципальной  собственности...............................................................................................................22

Глава 5. Задачи управления муниципальной собственностью...............................27

Заключение....................................................................................................................29Список источников литературы..................................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 Таким образом, местное самоуправление  - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и ответственное решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

В условиях современной  политики и рыночной экономики уровень  жизни населения Российской Федерации  существенно зависит от эффективности  работы муниципального управления. Самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность, которая является ресурсами для развития муниципального образования. Поэтому правильная стратегия управления муниципальным образованием как социально-экономической системой позволит наиболее рационально использовать инвестиционные ресурсы во благо развития муниципального образования.

Степень научной разработанности темы исследования. В последнее время стали уделять больше внимания к развитию муниципалитетов, потому что местное самоуправление - самый  наглядный  для населения элемент власти в стране. Это самый близкий к людям, самый  низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при  этом  это  - основа   власти. Дальше   власть   уже   становится   более государственная и менее общественная. В своих работах2 ученые констатируют факт того, что законодательная база, касающаяся вопросов местного самоуправления несовершенна, а кое-где даже несправедлива. Однако они не рассматривают возможности изменения законов и ищут наиболее оптимальные пути рационального использования сложившейся ситуации. Конечно, законодательство должно изменяться и дополняться с течением времени, чтобы увеличить темпы роста развития МО, а значит и всего государства.

Объектом данной работы является муниципальная собственность Российской Федерации.

Цель исследования - изучить право муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.

Задачи исследования: изучить вопрос формирования муниципальной собственности в Российской Федерации, выявить содержание, назвать субъекты и объекты права муниципальной собственности, определить основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности, рассмотреть вопрос регулирования отношений муниципальной собственности.

Структура работы.

Работа  состоит из  четырёх глав, где  отражены исторические моменты, общие  понятия, заканчивающихся краткими выводами, введения и заключения, в  которых определяется важность темы и   связываются выводы предыдущих вопросов. В структуре работы имеется содержание и список используемой литературы.

 

 

 

 

Глава 1. «История формирования муниципальной собственности Российской Федерации»

Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 года. Формирование муниципальной собственности началось еще до новой Конституции Российской Федерации с принятием Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»3. Порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Сонета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»4. В развитие названного выше постановления Президент Российской Федерации своим Распоряжением от 18 марта 1992 г. утвердил Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности 5.

Указанное Положение  установило порядок составления  и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, а также порядок оформления прав собственности. Муниципальное имущество  подлежит пообъектной регистрации  в соответствующем реестре муниципальной собственности. Согласно Положению право и обязанность ведения реестра по объектам, переданным в муниципальную собственность, принадлежат комитетам по управлению имуществом городов и районов. Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»6 было установлено, что передача объектов, относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

На формирование муниципальной собственности существенным образом влиял и процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления прежде всего небольших районных городов, поселков, сельских населенных пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»7, а также Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.8, местных программ приватизации, которые разрабатываются комитетами по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, а также комитетами по управлению имуществом городов и районов и принимаются соответствующими органами местного самоуправления. В связи с тем, что многие приватизируемые государственные предприятия имеют в своем ведении объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издали ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок дальнейшего функционирования этих объектов. К этим актам относятся: Указ Президента Российской Федерации «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» от 10 января 1993 г.9; Указ Президента Российской Федерации «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28 октября 1994 г.10; Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий» от 23 декабря 1993 г.11; Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 7 марта 1995 г.12. На основе данных нормативных актов многие из объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся ранее в ведении предприятий, перешли в собственность муниципальных образований. На основании названных актов была сформирована муниципальная собственность в районах и городах областного подчинения. Впоследствии, с вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уравнявшего в правах все муниципальные образования, начался процесс разграничения муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных типов. Как считает Широков А. Н., «большое внимание передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность уделяется в связи с тем, что изначально в СССР, а затем в Российской Федерации вся собственность являлась государственной, и первичное формирование федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности происходит на основе разграничения общегосударственной собственности между уровнями власти»13. В дальнейшем формирование муниципальной собственности может идти путем создания новых объектов собственности, приобретения, получения в дар, принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов и другими законными способами.

 

Глава 2. «Содержание права муниципальной собственности».

Порядок правового  регулирования института муниципальной  собственности Российской Федерации.

    1. Муниципальная собственность как объект управления.

Любое общество располагает  некоторой  совокупностью  материальных  благ, которые  в  рамках  отдельного  государства   формируют   его   национальное богатство.  Вопросы муниципальной  собственности в первую очередь  регулируются на уровне Конституции Российской Федерации. Муниципальная собственность представляет собой систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях удовлетворения потребностей населения МО, повышения его благосостояния.

Имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст.215 Градостроительный кодекс РФ (ГК РФ))14 Имущество, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну муниципального образования. В состав муниципальной собственности может входить имущество, предназначенное:

      1. для решения вопросов местного назначения, установленных ФЗ, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;
      2. осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
      3. обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в случаях, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Имущество, предназначенное  для коммерческого использования, должно быть передано другим собственникам.

В собственности муниципальных  образований могут находиться объекты  культурного наследния (памятники  истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного  значения, в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленн федеральным законом. В [1] ст.50 проводится разграничение имущества, которое может находится в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов. 

Муниципальная собственность  всегда выступает в двух взаимосвязанных  проявлениях:

      • как хозяйственно-имущественный (вещественный) комплекс муниципальная собственность дает МО результаты в виде конкретных товаров и услуг: тепло в домах, свет на ночных улицах, возможность добраться до места работы и обратно и т.д. Ценность муниципальной собственности в данном отношении измеряется  в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть произведены и на деле производятся при ее использовании;
      • как экономический (стоимостной) комплекс муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность. Она определяется способностью данной собственности приносить населению МО финансовые средства или же экономить их. Ценность собственности в этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у МО в процессе ее использования.

В обоих случаях  муниципальная собственность является объектом управления, т.е. испытывает на себе воздействие со стороны собственника того или иного уровня с целью достижения определенного результата (производста товаров, услуг, получения прибыли, экономии расходов).

Эффективное управление  муниципальной собственностью направлено на достижение оптимального сочетания  между вещественными и стоимостными проявлениями собственности. С этих позиций идеальной можно было бы считать ситуацию, при которой все товары и услуги, производимые на основе использования объектов муниципальной собственности, представлялись населению за плату, покрывающую их себестоимость.

Однако практика показывает, что продукт, произведенный в  муниципальном секторе экономики, как правило, не имеет эквивалентного обмена на денежные средства потребителей и, следовательно, изначально является убыточным (существуют исключения, такие как предприятия общественного питания или муниципальные строительные организации).

Поэтому, для того, чтобы  процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местных коллективов, осуществлялся непрерывно, т.е. носил характер воспроизводства, органам местного самоуправления постоянно требуются дополнительные средства для его регенерации. Эти средства поступают в местные бюджеты через налоговый механизм и по каналам бюджетного регулирования.

2.2.Объекты  муниципальной собственности.

В зависимости от возможности физического перемещения все объекты муниципальной собственности могут быть поделены на движимое и недвижимое имущество.

Информация о работе Право муниципальной собственности