Право муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить право муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.
Задачи исследования: изучить вопрос формирования муниципальной собственности в Российской Федерации, выявить содержание, назвать субъекты и объекты права муниципальной собственности, определить основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности, рассмотреть вопрос регулирования отношений муниципальной собственности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................2
Глава1. История формирования муниципальной собственности Российской Федерации........................................................................................................................4
Глава2.Содержание права муниципальной собственности
2.1.Муниципальная собственность как объект управления..........................7
2.2.Объекты муниципальной собственности.................................................10
2.3.Субъекты права муниципальной собственности....................................11
Глава 3.Формирование, прекращение и осуществление права муниципальной собственности........................................................................................................15
3.1.Формирование и прекращение права муниципальной собственности...............................................................................................................15
3.2.Приватизация муниципальной собственности........................................17
3.3. Формы осуществления права муниципальной собственности............19
Глава 4. Ограничения (обременения) права муниципальной собственности...............................................................................................................22
Глава 5. Задачи управления муниципальной собственностью...............................27
Заключение....................................................................................................................29Список источников литературы..................................................................................31

Файлы: 1 файл

курсовикНика.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

5)     преобразование  муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;

6)    внесение муниципального  имущества в качестве вклада  в уставные капиталы хозяйственных  обществ;

  1. отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе  приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

     Важнейшим документом в области приватизации муниципального имущества является местная программа приватизации. В законе Московской области «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области» закреплено, что местные программы приватизации могут устанавливать ограничения на приватизацию отдельных объектов муниципальной собственности, в том числе сданных в аренду (кроме выкупа имущества по договорам аренды с правом выкупа); перечень объектов, намеченных к приватизации и обоснование их выбора; критерии выбора способа приватизации объектов муниципальной собственности; дополнительные льготы при приватизации объектов муниципальной собственности, предоставляемые представителям определенных социальных групп и др. Можно заключить, что возможности для создания и укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет,то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.

Главными  целями приватизации являются:

повышение эффективности  российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;

формирование  широкого слоя частных собственников  как экономической основы рыночных отношений;

создание  конкурентной среды;

ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации большинства объектов «малой приватизации»;

содействие  в реализации мероприятий по социальной защите;

населения, а  также защите прав частных собственников (акционеров).

 

  3.3. Формы осуществления права муниципальной собственности

   Для эффективного использования, имущество, находящееся в собственности муниципального образования, за муниципальными предприятиями и учреждениями закрепляется на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), а за предприятиями и учреждениями других форм собственности -- на праве аренды или безвозмездного пользования.

Средства местного бюджета  и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования П. 3 ст. 215 Гражданский кодекс Российской Федерации. [19]

Такое разделение муниципального имущества важно прежде всего  для обоснования раздельной имущественной  ответственности муниципального образования  и созданных им предприятий и  учреждений по их долгам.

Муниципальное унитарное  предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Предприятие не вправе продавать  принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления, осуществляющих от имени муниципального образования право собственника муниципального имущества. Остальным имуществом, принадлежащим муниципальному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

         Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (от его имени выступают органы местного самоуправления) и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляющие от имени муниципального образования права собственника, вправе изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, но могут использоваться только на цели, предусмотренные уставом учреждения.

Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулируя  отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, устанавливает, что органы местного самоуправления:

 определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

   осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);

    утверждают их уставы;

   назначают и увольняют руководителей данных предприятии, учреждений и организаций и строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством;

 заслушивают отчеты руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Органы местного самоуправления не вправе выступать  участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах  на вере, если иное не установлено законом. Поэтому муниципальное имущество не может быть передано указанным обществам и товариществам, кроме специально оговоренных законом случаев. Но учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. То есть муниципальные учреждения с разрешения органов местного самоуправления вправе вносить в качестве вклада находящееся в оперативном управлении муниципальное имущество, если закон прямо не запрещает этого.

Часть прибыли муниципальных  предприятий, учреждений и организаций  зачисляется в доходы местных  бюджетов.

Гражданский кодекс Российской Федерации19, определяя ответственность по обязательствам муниципальных образований, устанавливает также некоторые отношения по поводу муниципальной собственности между муниципальными образованиями и созданными ими юридическими лицами при наступлении ответственности. Муниципальные образования отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое не закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также не отвечают по обязательствам созданных юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Глава 4. «Ограничения (обременения) права муниципальной собственности»

В составе института  вещных прав муниципальных образований, закрепляемого современным гражданским  правом России, наименее изученным  юридическим феноменом, представляющим несомненный интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения, являются обременения и ограничения права собственности. Исследование существенных свойств обременении и ограничений права собственности должно способствовать совершенствованию правового регулирования отношений государственной и муниципальной собственности и практики применения действующего законодательства, главным образом государственной регистрации обременений (ограничений) государственной и муниципальной собственности.

В литературе преобладает взгляд, в соответствии с которым «ограничения (обременения) представляют собой наличие  установленных законом или уполномоченными  органами в предусмотренном законом  порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества».

Обращает на себя внимание употребление двух терминов — «обременение»  и «ограничение». Закон позволяет  трактовать их как синонимы. Понятно, что данное обстоятельство служит основанием для их отождествления и в юридической литературе. Однако все это, по нашему мнению, не должно означать полной идентичности обозначаемых ими понятий. Вероятно, по юридическому значению, форме и последствиям установления их и можно приравнивать друг к другу. Но из этого совершенно не следует вывод о тождественности их социальной и юридической природы. Обременение характеризует относительно стабильные элементы правоотношения: объект и содержание. Оно может сопровождать либо объект, либо субъективное право. Применительно к объекту любые права, существующие у кого-либо в отношении его, могут рассматриваться в качестве обременения данного объекта. И право собственности, и право оперативного управления, и право аренды неравным образом «обременяют» один и тот же объект, в отношении которого они установлены. В таком обременении, очевидно, нет особого практического смысла. Более продуктивным представляется взгляд, в соответствии с которым в составе прав на объект одно (право собственности) выступает в качестве основного (первичного), а остальные выступают зависимыми от него и потому могут именоваться «обременениями» объекта (дополнительно установленными правами на объект).

Примечательно, что при таком  понимании «обременение объекта» всегда выступает и как обременение основного вещного права на объект. Тем самым любое право, устанавливаемое на объект в дополнение к основному вещному праву, обременяет и сам объект, и основное право на этот объект. Обременение права (объекта) может носить производный (аренда, оперативное управление, хозяйственное ведение и др.) или первоначальный характер (права члена семьи нанимателя, залог из закона и др.). Некоторые обременения могут быть как производными, так и первоначальными в зависимости от способа установления (сервитуты).

Одни из обременений предполагают передачу права владения объектом (допуск к владению), другие заключаются  в предоставлении возможностей пользования  без передачи имущества во владение. Таким образом, в числе субъектов  прав, обременяющих право собственности на объект, с одной стороны, выступают владельцы этого имущества, а с другой — лица, допускаемые к пользованию этим имуществом.

Из известных обременений, прямо  предусмотренных действующим гражданским  законодательством, должны быть названы сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Наряду с ними существуют ограниченные вещные права, которым не соответствует ни одно из известных гражданскому праву понятий: права учреждений на имущество, полученное от разрешенной предпринимательской деятельности («самостоятельное распоряжение»); незаконное добросовестное владение, права членов семьи собственника, нанимателя на жилое помещение; право пожизненного пользования жилым помещением. Кроме того, существуют вещные права, формально не относящиеся к числу обременений, но по существу своему представляющие особую разновидность производных, зависимых вещных прав, обременяющих право собственности. В числе таких обременений право хозяйственного ведения и оперативного управления, регистрируемые в качестве самостоятельных вещных прав на государственное (муниципальное) имущество, а также на имущество, находящееся в частной собственности физических и юридических лиц (право оперативного управления).

Обременения могут устанавливаться  либо законом, либо уполномоченными органами в порядке, предусмотренном законом, либо, наконец, самим собственником в совершаемых им сделках.

Ограничение, напротив, относится  только к существующему субъективному  праву на объект. Оно не приводит к установлению нового права, хотя, конечно, «обременяет» субъективное право. Но это обременение внутри, в пределах вещного права. Ограничение может устанавливаться как по отношению к основному праву на объект, так и по отношению к дополнительному праву (обременению).

Прежде всего обращает на себя внимание многозначность термина «ограничение гражданских прав». В широком смысле под ограничениями можно понимать вообще всякие границы, пределы, установленные на основании закона для осуществления субъективного права.

Одни границы установлены законом и вопрос об ограничениях в таком их понимании сводится, как правило, к вопросу о пределах субъективного права и квалификации злоупотребления правом. Так в соответствии с общими запретами и пределами гражданского законодательства: граждане должны соблюдать основы правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК); не преступать пределы осуществления прав, установленные в статье 10 ГК, осуществлять права разумно и добросовестно (ст. 10 ГК), не нарушать принципы гуманности в обращении с животными (ст. 137 ГК); не заниматься деятельностью, создающей опасность причинения вреда другим лицам (ст. 1065 ГК)19.

Тем самым общий ограничитель свободы  в реализации прав заключается, во-первых, в том, что нельзя осуществлять права  с намерением причинить вред другому лицу; во-вторых, недопустимости злоупотребления правом в других формах (хотя бы оно и не имело такой цели); в-третьих, в требованиях разумности и добросовестности к лицу, осуществляющему свое право.

Информация о работе Право муниципальной собственности