Право муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить право муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.
Задачи исследования: изучить вопрос формирования муниципальной собственности в Российской Федерации, выявить содержание, назвать субъекты и объекты права муниципальной собственности, определить основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности, рассмотреть вопрос регулирования отношений муниципальной собственности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................2
Глава1. История формирования муниципальной собственности Российской Федерации........................................................................................................................4
Глава2.Содержание права муниципальной собственности
2.1.Муниципальная собственность как объект управления..........................7
2.2.Объекты муниципальной собственности.................................................10
2.3.Субъекты права муниципальной собственности....................................11
Глава 3.Формирование, прекращение и осуществление права муниципальной собственности........................................................................................................15
3.1.Формирование и прекращение права муниципальной собственности...............................................................................................................15
3.2.Приватизация муниципальной собственности........................................17
3.3. Формы осуществления права муниципальной собственности............19
Глава 4. Ограничения (обременения) права муниципальной собственности...............................................................................................................22
Глава 5. Задачи управления муниципальной собственностью...............................27
Заключение....................................................................................................................29Список источников литературы..................................................................................31

Файлы: 1 файл

курсовикНика.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

В состав недвижимого имущества  входят:

  • муниципальные земли
  • недра и другие природные ресурсы
  • здания, сооружения, нежилой фонд
  • муниципальные предприятия
  • муниципальные учреждения
  • муниципальный жилищный фонд

          В состав движимого имущества входят:

  • акции и доли участия МО в хозяйственных обществах
  • ценное движимое имущество
  • малоценное движимое имуществом
  • средства местного бюджета и внебюджетных фондов и пр.

          В зависимости от особенностей функционирования выделяют:

  • объекты муниципальной собственности, необходимые для реализации качественных функций собственника и непосредственно управляемые им самим (средства местных бюджетов и внебюджетных фондов, а также иное муниципальное имущество, закрепленное во владение, пользование и распоряжение за органами местного  самоуправления, - т.е. Муниципальная казна);
  • объекты муниципальной собственности, входящие в систему МХ (унитарные муниципальные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения);
  • Муниципальные учреждения образования, культуры, здравоохранения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления.

     В случаях возникновения у МО права собственности на имущество, которое не может входить в состав имущества МО, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Законом также  определяются сроки и порядки отчуждения имущества. Таким законом, определяющим порядок отчуждения, является Федеральный закон от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [16]. Законом установлен предельный срок отчуждения — 1 января 2009г. Кроме того, особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом.

2.3.Субъекты  права муниципальной собственности.

Российское  законодательство  признает  основным  субъектом  права   на самоуправление население городских и сельских поселений. Статья 130 Конституции Российской  Федерации  закрепляет,  что  местное самоуправление  обеспечивает  самостоятельное  решение  населением вопросов местного  значения,  владение,  пользование  и  распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция  Российской Федерации  исходит  из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как  через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы  местного самоуправления.

Согласно ст. 125 ГК и п. 2  ст.  29  «Об  общих  принципах  организации  местного самоуправления в РФ» права  собственника в отношении муниципального имущества, входящего в  состав  муниципальной собственности,   осуществляют органы местного самоуправления (выборный  представительный  орган,  выборный глава  местного  самоуправления,  иные  выборные  должностные  лица),  а   в случаях, предусмотренных законами  субъектов  РФ  и  уставами  муниципальных образований, население непосредственно. Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами  и  действуют  от  своего  имени самостоятельно.   Приобретение,   осуществление   имущественных   и   личных неимущественных прав  и  обязанностей  от  имени  муниципальных  образований возлагается только на органы местного самоуправления.  Для  населения  таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в  ГК  РФ.  Но  при этом собственником, а  значит  и  субъектом  права  остается  все  население муниципального образования.

    В настоящее  время  в  ряде  субъектов  РФ  приняты  законы  о  местном референдуме,   которые   позволяют   сообществу    граждан муниципального образования непосредственно осуществлять  процесс управления  муниципальной собственностью.

     В пределах установленной компетенции органы местного  самоуправления  и должностные  лица  местного  самоуправления  принимают  решения  о   составе муниципальной  собственности,  порядке  ее  приобретения  и  отчуждения;   о ведении  реестров  муниципальной  собственности;  о   хранении   документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании,  реорганизации и  ликвидации  муниципальных   унитарных   предприятий,   учреждений;   об осуществлении  контроля  за  эффективностью  использования  и   сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

3. Возникновение  права муниципальной собственности.

Основанием  возникновения права МО на передаваемое Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации имущество является соответственно решение Правительства Российской Федерации и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Те же решения (только в этом случае не о передаче, а о приеме имущества) являются основанием для прекращения права МО на передаваемое муниципальное имущество.

Особо стоит вопрос о  праве муниципальной собственности  на земельные участки. Земельный  кодекс Российской Федерации 15 определяет, что в муниципальной собственности находятся следующие земельные участки:

  • признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю
  • приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

         Земельный кодес [15] устанавливает исчерпывающий перечень из трех случаев, когда допускается отказ в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства:

  • изъятие земельных участков из оборота
  • установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков
  • факт резервирования земельных участков для муниципальных и государственных нужд.

Таким образом, практика реализации закона №131-ФЗ в части формирования в соответствии с нормами закона состава имущества МО уже на начальном этапе реформы показала спорность и конфликтность отдельных его положений. Достаточно ясно выявленно две проблемы:

  • жесткая привязка перечня имущества (ст.50 закона №131-ФЗ) к перечню вопросов местного назначения МО (ст.14-16 закона), что становится барьером для социально-экономического развития МО. Закрытый перечень имущества не позволяет достаточно четко определить, имеют ли право органы местного самоуправления на какое-либо имущество для осуществления своей деятельности.
  • императивность требований ч.8 ст.85 закона №131-ФЗ и ст.154 закона №122-ФЗ16 по безвозмездной передаче имущества МО в государственную собственность и наделению МО государственным имуществом.

Заложенная  в законах №131-ФЗ и №122-ФЗ  возможность  «добровольно-принудительного» изъятия  муниципальной собственности в  отличае от конституционных гарантий самостоятельного распоряжения муниципальной  собственностью приводит к попыткам давления на органы местного самоуправления со стороны государственных органов.

По сути, схема перераспределения  имущества, закрепленная в ст.154 закона №122-ФЗ, несправедлива по отношению  к МО. Они должны будут расстаться со своим имуществом, построенным или приобретенным за счет средств местного бюджета, в связи с утратами полномочий по оказанию социальной поддержки населению и специализированной медицинской помощи. Более того, требования вышеупомянутых законов нарушают конституционный принцип признания и защиты в Российской Федерации муниципальной формы собственности равным образом наряду с частной и государственной.

 

Глава 3. «Формирование, прекращение и осуществление права муниципальной собственности»

3.1.Формирование и прекращение  права муниципальной собственности. 

Право муниципальной  собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными  правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок  предполагает волю одной стороны  – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти.  Более отвечают интересам местного самоуправления  способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры  и сделки.

Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

  Более детальное закрепление способов формирования муниципальной собственности происходит на уровне субъектов РФ. В качестве примера можно привести Закон Московской области «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области». В нем закрепляются следующие способы формирования  муниципальной собственности:

1)  путем  взимания налогов и иных обязательных  платежей, подлежащих зачислению  в местный бюджет, внебюджетные  фонды и валютный фонд;

2)   путем приобретения  имущества на основании договора  купли-продажи, мены, дарения или  иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;

3) при разграничении  государственной собственности  в Российской Федерации на  федеральную собственность, государственную  собственность субъектов федерации  и муниципальную собственность  в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;

4)  при передаче  объектов федеральной собственности  в муниципальную собственность  в порядке, устанавливаемом федеральным  законом;

5) при передаче объектов  государственной собственности  Московской области в муниципальную  собственность в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;

6) при разграничении  муниципальной собственности в  случае, если в границах территории  одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;

7) при объединении, преобразовании  или упразднении муниципальных  образований;

8)   путем получения  продукции, плодов, доходов в результате  использования

муниципальной собственности;

9) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.17

Право муниципальной  собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной  собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

В пределах установленной  компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

Установление порядка  управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

               3.2. Приватизация муниципальной собственности              

Приватизация  муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Пункт 4 статьи 29 Федерального закона №131 гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Федеральный закон № 123-ФЗ 18 определяет основные способы приватизации муниципального имущества:

1)    продажа муниципального  имущества на аукционе, в том  числе акций созданных в процессе  приватизации открытых акционерных  обществ на специализированном  аукционе;

2)   продажа муниципального  имущества на коммерческом конкурсе  с инвестиционными и (или) социальными условиями;                

3)  продажа акций,  созданных в процессе приватизации  открытых акционерных обществ  их работниками;

4)        выкуп арендованного муниципального  имущества;

Информация о работе Право муниципальной собственности