Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа
Цель исследования - изучить право муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.
Задачи исследования: изучить вопрос формирования муниципальной собственности в Российской Федерации, выявить содержание, назвать субъекты и объекты права муниципальной собственности, определить основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности, рассмотреть вопрос регулирования отношений муниципальной собственности.
Введение...................................................................................................................2
Глава1. История формирования муниципальной собственности Российской Федерации........................................................................................................................4
Глава2.Содержание права муниципальной собственности
2.1.Муниципальная собственность как объект управления..........................7
2.2.Объекты муниципальной собственности.................................................10
2.3.Субъекты права муниципальной собственности....................................11
Глава 3.Формирование, прекращение и осуществление права муниципальной собственности........................................................................................................15
3.1.Формирование и прекращение права муниципальной собственности...............................................................................................................15
3.2.Приватизация муниципальной собственности........................................17
3.3. Формы осуществления права муниципальной собственности............19
Глава 4. Ограничения (обременения) права муниципальной собственности...............................................................................................................22
Глава 5. Задачи управления муниципальной собственностью...............................27
Заключение....................................................................................................................29Список источников литературы..................................................................................31
В состав недвижимого имущества входят:
В состав движимого имущества входят:
В зависимости от особенностей функционирования выделяют:
В случаях возникновения у МО права собственности на имущество, которое не может входить в состав имущества МО, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
Законом также определяются сроки и порядки отчуждения имущества. Таким законом, определяющим порядок отчуждения, является Федеральный закон от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [16]. Законом установлен предельный срок отчуждения — 1 января 2009г. Кроме того, особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом.
2.3.Субъекты
права муниципальной
Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Статья 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция Российской Федерации исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно ст. 125 ГК и п. 2 ст. 29 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» права собственника в отношении муниципального имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником, а значит и субъектом права остается все население муниципального образования.
В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.
В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.
3. Возникновение
права муниципальной
Основанием возникновения права МО на передаваемое Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации имущество является соответственно решение Правительства Российской Федерации и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Те же решения (только в этом случае не о передаче, а о приеме имущества) являются основанием для прекращения права МО на передаваемое муниципальное имущество.
Особо стоит вопрос о
праве муниципальной
Земельный кодес [15] устанавливает исчерпывающий перечень из трех случаев, когда допускается отказ в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства:
Таким образом, практика реализации закона №131-ФЗ в части формирования в соответствии с нормами закона состава имущества МО уже на начальном этапе реформы показала спорность и конфликтность отдельных его положений. Достаточно ясно выявленно две проблемы:
Заложенная в законах №131-ФЗ и №122-ФЗ возможность «добровольно-принудительного» изъятия муниципальной собственности в отличае от конституционных гарантий самостоятельного распоряжения муниципальной собственностью приводит к попыткам давления на органы местного самоуправления со стороны государственных органов.
По сути, схема перераспределения имущества, закрепленная в ст.154 закона №122-ФЗ, несправедлива по отношению к МО. Они должны будут расстаться со своим имуществом, построенным или приобретенным за счет средств местного бюджета, в связи с утратами полномочий по оказанию социальной поддержки населению и специализированной медицинской помощи. Более того, требования вышеупомянутых законов нарушают конституционный принцип признания и защиты в Российской Федерации муниципальной формы собственности равным образом наряду с частной и государственной.
Глава 3. «Формирование, прекращение и осуществление права муниципальной собственности»
3.1.Формирование и
Право муниципальной собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Более отвечают интересам местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки.
Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.
Более детальное закрепление способов формирования муниципальной собственности происходит на уровне субъектов РФ. В качестве примера можно привести Закон Московской области «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области». В нем закрепляются следующие способы формирования муниципальной собственности:
1) путем
взимания налогов и иных
2) путем приобретения
имущества на основании
3) при разграничении
государственной собственности
в Российской Федерации на
федеральную собственность,
4) при передаче
объектов федеральной
5) при передаче объектов
государственной собственности
Московской области в
6) при разграничении
муниципальной собственности в
случае, если в границах территории
одного муниципального
7) при объединении,
8) путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования
муниципальной собственности;
9) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.17
Право муниципальной
собственности прекращается в случае
гибели или уничтожения имущества;
при отчуждении имущества другим
лицам, в том числе при приватизации;
в порядке разграничения
В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.
Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.
3.2. Приватизация муниципальной собственности
Приватизация
муниципальной собственности
Федеральный закон № 123-ФЗ 18 определяет основные способы приватизации муниципального имущества:
1) продажа муниципального
имущества на аукционе, в том
числе акций созданных в
2) продажа муниципального
имущества на коммерческом
3) продажа акций,
созданных в процессе
4)
выкуп арендованного