Право муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить право муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.
Задачи исследования: изучить вопрос формирования муниципальной собственности в Российской Федерации, выявить содержание, назвать субъекты и объекты права муниципальной собственности, определить основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности, рассмотреть вопрос регулирования отношений муниципальной собственности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................2
Глава1. История формирования муниципальной собственности Российской Федерации........................................................................................................................4
Глава2.Содержание права муниципальной собственности
2.1.Муниципальная собственность как объект управления..........................7
2.2.Объекты муниципальной собственности.................................................10
2.3.Субъекты права муниципальной собственности....................................11
Глава 3.Формирование, прекращение и осуществление права муниципальной собственности........................................................................................................15
3.1.Формирование и прекращение права муниципальной собственности...............................................................................................................15
3.2.Приватизация муниципальной собственности........................................17
3.3. Формы осуществления права муниципальной собственности............19
Глава 4. Ограничения (обременения) права муниципальной собственности...............................................................................................................22
Глава 5. Задачи управления муниципальной собственностью...............................27
Заключение....................................................................................................................29Список источников литературы..................................................................................31

Файлы: 1 файл

курсовикНика.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

В гражданском законодательстве существуют также специальные запреты и пределы, адресованные определенным лицам и (или) рассчитанные на определенные правоотношения.

Наряду с установленными в законе «едиными для всех границами осуществления  субъективных гражданских прав»  и закреплением общей обязанности  осуществлять их надлежащим образом, существуют ограничения адресного, ненормативного характера. Ими устанавливаются границы осуществления гражданского права конкретного лица. Такие ограничения являются либо следствием применения к собственнику (субъекту иного вещного права) мер воздействия уполномоченными государственными органами (арест имущества, изъятие имущества), либо результатом применения мер защиты стороной в обязательстве (удержание), либо, наконец, самоограничением вещного права (возложение).

Такова в общем, довольно схематичном виде логика соотношений обременения и ограничения вещного права. В ней сознательно отброшен в сторону вопрос о том, может ли обременение права считаться одновременно и его ограничением, и наоборот?

Бесспорно всякие дополнительно установленные права ограничивают обладателя основного вещного права в осуществлении своих правомочий (права арендатора практически оставляют за собственником только право распоряжения и в очень ограниченных пределах право владения, как правило, совершенно лишая его возможности использовать объект). Ограничение права может выступать как возложение на его субъекта дополнительной обязанности (запрет может быть рассмотрен как абсолютная обязанность) и в этом смысле считаться его обременением. Все, таким образом, зависит от точки отсчета. Тем не менее, мы полагаем, что практический смысл разграничение этих понятий приобретает только тогда, когда под обременением мы будем понимать установление дополнительных прав на объект, а ограничениями считать сужение пределов субъективного права, не сопровождающееся установлением каких-либо дополнительных прав. С этой точки зрения к числу ограничений относится арест на имущество и залог в той части, в какой он не предоставляет залогодержателю дополнительных прав на объект.

Таким образом, необходимо в составе  обременений недвижимости различать  обременения вещного права (дополнительные, зависимые вещные права других лиц) и ограничения вещного права  как «сужение границ» вещного  права конкретного лица.

Глава 5. «Задачи управления муниципальной собственностью.»

В практике муниципального управления выделяют три основных уровня: стратегический, тактический и оперативный.

Стратегические задачи управления муниципальной собственностью:

-долгосрочные городские программы  приватизации и акционирования, а также научно обоснованное участие города в приватизации и акционировании, инвестиционных конкурсах федеральных предприятий, на рынках ценных бумаг

-программы развития акционерных  и совместных предприятий с  участием города  и т.п.

Тактические задачи управления выражаются в вопросах, решаемых во взаимосвязи с различного уровня программами и задачами различных  муниципальных комплексов.

Оперативные задачи управления муниципальной  собственностью:

-управление муниципальными многоквартирными  жилыми  домами и коммерческими объектами

-характеристика проводимых операций  с муниципальной собственностью .

В целом политика администрации  города в сфере управления муниципальной  собственностью должна преследовать несколько  целей:

      1. увеличение доходов за счет повышения эффективности управления муниципальными предприятиями, недвижимым и движимым имуществом и т.д.
      2. Оптимизация структуры собственности для более полной реализации функций муниципальной власти, стимулирования социального и экономического роста МО за счет реструктуризации муниципального сектора экономики.
      3. Развитие предпринимательства в городе, снижение монополизации  и повышение конкуренции за счет введения в хозяйственный оборот неиспользуемой муниципальной собственности.

Для этого муниципальным  органам необходимо обеспечить прозрачность управления через совершенствование системы учета объектов муниципальной собственности, контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества путем повышения ответственности арендаторов и подотчетности руководителей муниципальных предприятий перед администрацией города как собственника. Также нужно производить совершенствование нормативно-правовой базы управления муниципальным имуществом как через принятие необходимых нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, так и через внесение в качестве законодательной инициативы в органы государственной власти.

Функционирование системы управления муниципальной собственностью должно быть детально регламентировано соответствующими нормативными и распорядительными актами органов местного самоуправления в соответствии с целями, принципами и механизмами управления ею.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение стоит отметить, что в данной работе были рассмотрены  и изучены весьма важные и актуальные вопросы правового положения муниципальной собственности как объекта гражданских правоотношений, обобщен значительный правовой и практический материал.

Таким образом, была сделана  попытка разобраться в одной  из масштабных проблем гражданского законодательства, что позволило  прийти к следующим выводам:

муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической  основы местного самоуправления.

Согласно статье 1 Федерального закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия “муниципальное образование”.

Важным моментом является то, что  посредством муниципальной собственности  органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, а в конечном счете — на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество.

Органы местного самоуправления, определяя  порядок управления муниципальной  собственностью, должны ставить своей  основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых).

Особенно остро эта задача встает в период экономических кризисов, а также в условиях дефицита местного бюджета.

Практика управления муниципальной  собственностью в развитых странах  показывает, что к категории доходных видов собственности обычно относится земля, отдельные виды муниципальных предприятий и недвижимости, муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения, муниципальные ценные бумаги (облигации).

В Российской Федерации положение  выглядит несколько иначе. В основном из-за социальных проблем, доставшихся нам в наследство от централизованной системы. Перекос настолько велик, что традиционно доходные во всем мире водопровод, теплоснабжение, сдача жилья внаем в России являются убыточными.

Однако у нас нет другого пути, кроме как переходить на цивилизованные формы управления муниципальным хозяйством.

В ходе работы были выявлены необходимые  действия со стороны муниципальных  органов, а именно:

      1. Изменение законодательной базы сначала на местном уровне, а потом на государственном
      2. контроль за использованием муниципальной собственности
      3. прозрачность управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников литературы

Нормативные акты

1. Конституция  Российской Федерации (с изм.  От 25.03.2004)

2. Гражданский кодекс  РФ (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. - № 32.

3. Гражданский кодекс  РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. -1996. - № 5.

4. Земельный  кодекс Российской Федерации  от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - №  44. - Ст. 4147.

5. Федеральный закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ.- 2003.- №40.- Ст. 3822.

6. Закон РФ «О местном самоуправлении  в РФ» от 6 июля 1991 г. N 1550-1 /Ведомости  СНД РФ и ВС РФ, 1991, № 29.

7. Постановление  от 27 декабря 1991 года №3020-1 "О  разграничении государственной  собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность,  государственную собственность  республик в составе Российской  Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» //Ведомости Съезда   народных  депутатов   РСФСР   и Верховного   Сонета РСФСР. 1992. № 3. Ст. 39.

8. Распоряжение  от 18 марта 1992 года № 114-РП «Об  утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 697.

9. Указ от 22 декабря 1993 г. № 2265 "О гарантиях  местного самоуправления в Российской  Федерации //Собрание актов Президента  и Правительства РФ, 1993, № 52, ст. 507.

10. Закон Российской  Федерации от 3.07.91 г. N 1531-1 «О приватизации  государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» //Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991. № 27, Ст. 927.//

11. Собрание  актов Президента и Правительства  РФ, 1994. №1 ст.2 Государственная программа  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации, утв. указом № 2284 от 24.12.93 г.

12. Собрание  актов Президента и Правительства  РФ. 1993. № 3. Ст. 108.

13. Собрание  законодательства Российской Федерации. 1994. № 27. Ст. 2858.

14. Собрание  актов Президента и Правительства  Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5091

15. Собрание  законодательства Российской Федерации. 1995. № 11. Ст. 995

16. Федеральный  закон №191-ФЗ от 29.12.2004г. «Градостроительный  кодекс Российской Федерации»

17. Земельный  кодекс Российской Федерации  по состоянию на 1 сентября 2011г., М.,2011

18. Федеральный  закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. От 24.07.2007)

Федеральный закон  от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»

Монографии  и учебники

19. Е.В. Щербина «Муниципальное управление  и территориальное планирование»-учебное  пособие; М-во образования и  науки РФ, ФГБОУ ВПО «Моск.гос.строит.ун-т». М.: МГСУ,2011

20. Ю.П. Панибратов «Муниципальное  управление и социальное планирование в строительстве» - М.: Издательский центр «Академия»,2008.

Широков А. Н. Основы местного самоуправления в  Российской Федерации (введение в муниципальное  управление) — М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2000, с. 135

 

Интернет-ресурсы

21.  www.consultant.ru

1 СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

2 Е.В.Щербина «Муниципальное управление и территориальное планирование»,М.,2011; Ю.П. Панибратов «Муниципальное управление и социальное планирование в строительстве» М.,2008.

3 Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» от 6 июля 1991 г. N 1550-1 /Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1991, № 29.

4 Постановление от 27 декабря 1991 года №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» //Ведомости Съезда   народных  депутатов   РСФСР   и   Верховного   Сонета РСФСР. 1992. № 3. Ст. 39.

5 Распоряжение от 18 марта 1992 года № 114-РП «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» //Ведомости Сързда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 697.

6 Указ от 22 декабря 1993 г. № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации //Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 52, ст. 507.

7 Закон Российской Федерации от 3.07.91 г. N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» //Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991. № 27, Ст. 927.

Информация о работе Право муниципальной собственности