Правовое положение федерального собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Именно поэтому мною избрана тема «Правовое положение Федерального Собрания Российской Федерации». И чтобы доказать обозначенную выше позицию, необходимо последовательно рассмотреть ряд вопросов: во-первых, понятие обеспечения национальной безопасности, её основные принципы и правовую основу, а также субъекты данной сферы; во-вторых, дать понятие Федерального Собрания РФ как законодательного органа, определить его место в механизме государства, рассмотреть структуру, а также обозначить его основные функции; в-третьих, определить основные полномочия палат по обеспечению национальной безопасности и провести сравнительно-правовой анализ с полномочиями в той же сфере законодательных органов иностранных государств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………стр. 3-5

Глава 1. Понятие обеспечения национальной безопасности……………………………………………………………стр. 6-9
Глава 2. Место Федерального Собрания Российской Федерации в механизме государства……………………………………………….стр. 8-16
2.1 Структура Федерального Собрания РФ……………………стр. 10-14
2.2 Функции Федерального Собрания РФ…………………..…стр. 14-17
Глава 3. Полномочия палат Федерального Собрания по обеспечению национальной безопасности…………………………стр. 17-32

Заключение………………….……………………………….стр. 33-34

Список использованной литературы ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая  работа

По  теории государства и права на тему:

 

Правовое положение  федерального собрания российской федерации

 

 

Москва

2012 

Содержание

 

Введение………………………………………………………стр. 3-5

 

Глава 1. Понятие обеспечения национальной безопасности……………………………………………………………стр. 6-9

Глава 2. Место Федерального Собрания Российской Федерации в механизме государства……………………………………………….стр. 8-16

2.1 Структура  Федерального Собрания РФ……………………стр. 10-14

2.2 Функции Федерального  Собрания РФ…………………..…стр. 14-17

Глава 3. Полномочия палат Федерального Собрания по обеспечению национальной безопасности…………………………стр. 17-32

 

Заключение………………….……………………………….стр. 33-34

 

Список  использованной литературы …………………….стр. 35-36 
Введение

«Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции»1. И Россия, как одно из ведущих государств мира, также проходит процесс глобализации, взаимодействуя со многими странами в различных сферах жизнедеятельности. И такие причины, как богатство России природными ресурсами, военный, научно-технический потенциал и др., сталкивают интересы иностранных государств с интересами Российской Федерации. Именно поэтому обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших задач нашего государства.

Проблема обеспечения  национальной безопасности достаточно актуальна в наше время. Как уже  было выше сказано, обострение противоречий ведет к усложнению отношений между государствами, которые зачастую выражаются в конфликтной форме. И это является серьезным основанием угрозы национальных интересов России со стороны других государств, и, как следствие, необходимостью создания доктрины национальной безопасности.

«Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность»2. А для того, чтобы реализовать данные положения, необходимо формирование четко организованной и эффективно действующей системы органов государства. Немаловажным здесь является вопрос правового регулирования их деятельности. В связи с этим, становится важной проблема законодательства по этим вопросам, которая осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации (далее – Федеральное Собрание РФ). Исключительная важность этого вопроса подтверждается тем, что как мы видим из практики, эффективность работы определенных систем зависит от четкого регулирования действий её элементов. Именно поэтому законодательные органы играют немаловажную роль в обеспечении национальной безопасности государства, хоть это на первый взгляд может и не видно. Поэтому исключительно важным представляется вопрос, какими именно средствами и способами осуществляет свою деятельность законодательные органы и какое правовое положение они занимают.

Именно поэтому  мною избрана тема «Правовое положение Федерального Собрания Российской Федерации». И чтобы доказать обозначенную выше позицию, необходимо последовательно рассмотреть ряд вопросов: во-первых, понятие обеспечения национальной безопасности, её основные принципы и правовую основу, а также субъекты данной сферы; во-вторых, дать понятие Федерального Собрания РФ как законодательного органа, определить его место в механизме государства, рассмотреть структуру, а также обозначить его основные функции; в-третьих, определить основные полномочия палат по обеспечению национальной безопасности и провести сравнительно-правовой анализ с полномочиями в той же сфере законодательных органов иностранных государств.

Таким образом, целью курсовой работы является раскрытие  сущности, назначения, функций, средств и способов Федерального Собрания РФ по обеспечению безопасности.

Поставив основную цель и определив круг рассматриваемых  вопросов, считаю необходимым перейти  к дальнейшему их рассмотрению в  основной части своей курсовой работы. 

Глава 1. Понятие обеспечения национальной безопасности

Термин «национальная  безопасность» появился сравнительно недавно, в начале XX века в США. В нашей стране этот термин появился лишь в конце прошедшего века. Существует несколько точек зрения о том, что же такое «национальная безопасность». Законодательно данный термин закреплен следующим образом: это «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».3 Иными словами, отсутствие угроз и есть безопасность в самом общем смысле.

Естественно, что  существуют какие-то основополагающие, фундаментальные начала, на которых построена национальная безопасность. В Федеральном законе РФ «О безопасности» перечислены следующие принципы:

  • Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Не зря этот принцип стоит на первом месте. Это объясняется тем, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»4. Это закрепляется высшим юридическим законом государства – Конституцией РФ.

  • Законность.

Данный принцип  является одним из важнейших в  любом правовом государстве. Он требует «точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов, иных нормативно-правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, негосударственными организациями и гражданами»5. В данном контексте принцип законности означает, что обеспечение безопасности должно осуществляться законным путем и никак иначе.

  • Системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.

Вышеназванное положение говорит о том, что все меры по обеспечению безопасности, должны осуществляться комплексно; те органы, которые предназначены для выполнения данной функции, должны постоянно взаимодействовать между собой, дополнять друг друга, способствовать реализации смежных функций и функций других органов. То есть весь процесс обеспечения безопасности должен быть выстроен в качестве единого, связанного, продуманного и эффективного комплекса мер, которые должны определяться, планироваться, приводиться в исполнение и чётко отслеживаться компетентными органами, составляющими систему, предназначенную для обеспечения безопасности.

  • Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Применение  предупредительных мер имеет  своей целью не допустить возможного совершения противоправных действий со стороны потенциальных преступных личностей или сообществ. Данная мера является более гуманной и эффективной, нежели наказание.

  • Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Как уже говорилось ранее, чётко организованная система органов власти более эффективно осуществляет свои функции. Именно по этому принципу она и строится.

Названные выше принципы также закреплены в следующих нормативно-правовых актах:

    • Конституция РФ;
    • Международные договоры РФ;
    • Федеральные конституционные законы РФ;
    • Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»;
    • Другие ФЗ и иные нормативно-правовые акты РФ; законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, принятие в пределах их компетенции в области безопасности,

– которые составляют правовую основу обеспечения безопасности.

Также необходимо рассмотреть вопрос о субъектах, которые так или иначе обеспечивают безопасность государства. Их можно  поделить на 3 группы:

Во-первых, это  субъекты, которые определяют основные направления в сфере обеспечения безопасности. Это в основном высшие органы государственной власти, такие как: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, а также Совет Безопасности РФ, формируемый Президентом РФ.

Во-вторых, субъекты, которые непосредственно осуществляют обеспечение безопасности: Федеральная Служба Безопасности, Федеральная Служба Охраны, Служба Внешней Разведки, Министерство Внутренних Дел, Министерство по Чрезвычайным Ситуациям.

В-третьих, субъекты, содействующие обеспечению безопасности: государство, органы государственной власти РФ, а также субъектов РФ, должностные лица, государственные и негосударственные организации, а так же граждане.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что функция обеспечения безопасности является одной из важнейших функций государства, представляющая потребность как самого государства, так и общества и отдельной личности. Также можно заключить, что эта функция достаточно многогранна и многоаспектна, а, следовательно, ее реализация – это очень сложный, логически выстроенный процесс,  который государство и другие субъекты обеспечения безопасности призваны осуществлять. Для этого необходимо не только создание чётко организованной, структурированной системы органов, деятельность которых осуществляется в виде комплекса взаимосвязанных мер, подчиненных конкретной цели, но и привлечение дополнительных сил, средств и субъектов обеспечения безопасности к реализации данной функции. Но это не всё. Обращая внимание на то, что представляющаяся система должна иметь чёткую организацию, основанную на разграничении целей, задач, предметов ведения и полномочий всех её субъектов, необходимо выделить, что вопросы законодательного регулирования её деятельности также представляются весьма сложными, а это говорит о том, что органам осуществляющим законотворчество в РФ вверена одна из важнейших частей исполнения данной функции – формирование той нормативно-правовой базы, на которую опирается вся система обеспечения безопасности и на основе которой функция обеспечения безопасности реализуется.

 

Глава 2. Место Федерального Собрания Российской Федерации в механизме государства.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть. И так  как это положение закрепляется в первой главе Конституции (Основы Конституционного строя), изменить его очень сложно. «Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией – настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть своё положение»6. Другая важная гарантия состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения власти самостоятелен по отношению к другим. Федеральное Собрание РФ самостоятельно распоряжается своими средствами, фиксируемые в государственном бюджете, что обеспечивает его финансовую независимость. Оно не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти, а также самостоятельно определяет свою внутреннюю организацию и структуру, руководствуясь Конституцией РФ. Но самое главное, что необходимо отметить, – никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции. Тем не менее, его законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как президентское вето, референдум, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными и др.

В Конституции  РФ Федеральному Собранию посвящена VI глава, которая носит название «Федеральное Собрание». Она следует сразу же за главой «Президент Российской Федерации» и перед главой «Правительство Российской Федерации», что подчеркивает особо важное положение данного органа государственной власти в РФ в связи с принципом разделения властей.

2.1 Структура  Федерального Собрания

В ст. 95 Основного закона РФ говорится, что Федеральное Собрание состоит из двух палат – Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата). Такая структура проистекает из федеративного устройства государства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации. Следует отметить, что двухпалатность – явление относительно новое в России, возникшее накануне распада Советского Союза в 1990 году. Однако если в период с 1990 по 1993 годы данное явление учреждалось как «обязательный признак формального федеративного устройства», то с 1993 года двухпалатность учреждается как основа реального федерализма. Она помогает эффективно разрешить разногласия между социальными группами населения. Следует более подробно рассмотреть, как формируется каждая палата в отдельности.

Государственная Дума.

Выборы в  Государственную Думу Российской Федерации производятся в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия в соответствии с Конституцией и настоящим Федеральным законом. Выборы депутатов проходят на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. В Федеральном законе «О выборах депутатов…» поэтапно расписывается данная процедура.

Назначение выборов.

Выборы назначает  Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее  чем за 110 дней и не позднее чем  за 90 дней до дня голосования. Днем выборов является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий Государственной Думы предыдущего созыва. Если Президент не назначит выборы в установленный срок, то выборы назначает Центральная избирательная комиссия РФ.

Депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Федеральный избирательный  округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами страны, также считаются приписанными к этому округу.

Информация о работе Правовое положение федерального собрания Российской Федерации