Правовое положение федерального собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Именно поэтому мною избрана тема «Правовое положение Федерального Собрания Российской Федерации». И чтобы доказать обозначенную выше позицию, необходимо последовательно рассмотреть ряд вопросов: во-первых, понятие обеспечения национальной безопасности, её основные принципы и правовую основу, а также субъекты данной сферы; во-вторых, дать понятие Федерального Собрания РФ как законодательного органа, определить его место в механизме государства, рассмотреть структуру, а также обозначить его основные функции; в-третьих, определить основные полномочия палат по обеспечению национальной безопасности и провести сравнительно-правовой анализ с полномочиями в той же сфере законодательных органов иностранных государств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………стр. 3-5

Глава 1. Понятие обеспечения национальной безопасности……………………………………………………………стр. 6-9
Глава 2. Место Федерального Собрания Российской Федерации в механизме государства……………………………………………….стр. 8-16
2.1 Структура Федерального Собрания РФ……………………стр. 10-14
2.2 Функции Федерального Собрания РФ…………………..…стр. 14-17
Глава 3. Полномочия палат Федерального Собрания по обеспечению национальной безопасности…………………………стр. 17-32

Заключение………………….……………………………….стр. 33-34

Список использованной литературы ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Конституция США  в финансовой области закрепляет за Конгрессом права:

  • «…устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизы для того, чтобы уплачивать налоги и обеспечивать совместную оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов; причем все пошлины, подати и акцизы должны быть единообразным на всей территории Соединенных Штатов» (п. 1, разд. 8, ст.1);
  • чеканить монету (п. 5, разд. 8, ст. 1);
  • заключать займы (п. 2, разд. 8, ст. 1).

Что же касается вопроса по принятию бюджета, то в  принципе данный процесс осуществляется так же, как и в Российской Федерации. Проект бюджета в Парламент вносит Президент США, затем в течение определенного времени вопрос о его принятии должен быть рассмотрен палатами Конгресса.

Стоит отметить, что политика Соединенных Штатов в целом направлена на мировое  лидерство во сферах жизнедеятельности, и в последнее время мы можем  наблюдать, как США вмешивается во внутренние дела других государств под предлогом установления правопорядка и законности при помощи военной силы, а также спецслужб. Это требует огромных затрат на создание и усовершенствование военной техники и передовых технологий, которыми снабжается американская армия, а также спецслужбы США, материальное обеспечение военнослужащих и сотрудников спецслужб и т.п.

Аналогичная ситуация наблюдается и во Франции. Бюджет составляется в течение 9 месяцев. Каждое министерство и ведомство составляет свою смету, после чего Министерство экономики, финансов и бюджета разрабатывает бюджет, и после одобрения правительством, проект бюджета направляется в парламент, где сначала рассматривается Национальным Собранием, затем Сенатом. Если проект бюджета после двух совместных обсуждений обеими палатами не получил одобрение, то Президент может своим указом объявить бюджет законом.

По сравнению  с Соединенными Штатами, финансирование органов безопасности и вооруженных  сил Франции намного меньше, так  как Франция менее активна на международной арене, однако обеспечение безопасности внутри государства у Франции остается на должном уровне.

Таким образом, еще раз можно убедиться в  важности данного полномочия Федерального Собрания, так как принятие бюджета  предполагает правильное распределение денежных средств на нужды граждан, государственных и негосударственных организаций, а также обеспечение работоспособности и функционирования государственных органов власти, в том числе органов, обеспечивающих безопасность государства.

 

Контрольные функции Федерального Собрания.

Палаты Федерального Собрания в данной области имеют  достаточно широкий круг полномочий. Перечислим и проанализируем каждое из них более подробно:

    • право Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству РФ (п. «б», ч. 1, ст. 103 Конституции РФ).

Данное полномочие характеризует участие Государственной  Думы в формировании так называемой «системы сдержек и противовесов», которая предназначена для поддержания  стабильного положения в государстве, равновесия между ветвями власти в уровне их воздействия на жизнь страны и обеспечение невозможности захвата власти кем-либо. Данное полномочие как элемент этой системы обеспечивает сдерживание Правительства законодательной властью с тем, чтобы достичь указанных выше целей. Исторически оно было выработано и стало направлено таким образом, в связи с тем что исполнительная власть имеет большие полномочия и возможности в оперативном управлении, но сдерживается законодательно и поэтому зачастую использует свои полномочия для того чтобы это «сдерживание» минимизировать. Иными словами, данное положение является как бы формой ответственности Правительства перед Федеральным Собранием, и Государственная Дума может выражать недоверие Правительству (ч. 3, ст. 117).

Конгресс Соединенных Штатов, в частности ни одна из его палат не обладают данной функцией, так как Президент является главой исполнительной власти и сам формирует её аппарат. Соответственно, весь аппарат исполнительной власти несет ответственность только перед Президентом США.

Во Франции  немного иная ситуация. Парламент  также не обладает функцией по предоставлению доверия Правительству, однако здесь  Правительство уже несет ответственность  перед Парламентом, в частности  перед Национальным Собранием, которое  может путем проведения в палате голосования принять резолюцию порицания, при которой «…Премьер-Министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства» (раздел V, ст. 50).

 

    • предоставление Государственной Думе Правительством отчета об исполнении бюджета (п. «а», ч. 1, ст. 114 Конституции РФ);

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ «О контрольных полномочиях  Государственной Думы в отношении  Правительства Российской Федерации» обязал Правительство предоставлять  Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе и по вопросам, поставленными Государственной Думой (п. «в», ст. 103). Отчет об исполнении бюджета является важным пунктом контроля над Правительством, потому как в стране очень стремительно развивается коррупция (в 2008 г. был даже принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», что также является проявлением законотворчества в сфере обеспечения безопасности), а также разворовываются деньги из федерального бюджета, в частности лицами, занимающими высокие посты в государстве. Тем самым нарушается функционирование органов государственной власти и жизни общества (не выплачиваются заработные платы, замораживаются социальные программы, перестают финансироваться отдельные отрасли и т.д.), что приводит к торможению развития государства в целом. Именно поэтому данное полномочие Государственной Думы является очень важным для обеспечения безопасности Российской Федерации.

В Конституции  США прямо не указывается на это, но Конгресс может создавать расследовательские комиссии, которые могут рассматривать вопросы о целевом или нецелевом расходовании бюджета.

Во Франции  конституционно за Правительством не закрепляется подотчетность перед  Парламентом по исполнению бюджета. Данным вопросом занимается Министерство экономики, финансов и бюджета, которое составляет бюджет (как это уже говорилось ранее), а также осуществляет контроль за его исполнением. В конце года данное Министерство составляет отчет об исполнении бюджета.

  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (п. «з», ч. 1, ст. 103 Конституция РФ).

Президент РФ является высшим должностным лицом государства  и обладает широкими полномочиями во всех сферах жизнедеятельности. Однако бывают случаи, когда высшие руководящие лица злоупотребляют ими, тем самым создавая опасные для личности, общества и государства условия жизни. Именно поэтому за нижней палатой закрепляется данное положение, обуславливающее возможное воздействие Государственной Думы на Президента. Однако, в современной истории Государственная Дума еще ни разу не прибегала к реализации данного положения.

Подобный механизм существует и в США. Это так  называемая процедура отрешения  от должности федеральных должностных  лиц исполнительной и судебной власти – импичмент. Право выдвижения обвинения принадлежит Палате представителей, а судить и выносить решение – Сенату. В истории США данная процедура применялась 13 раз.

Во Франции  Парламент данным полномочием не обладает, т.к. Президент является политически  безответственным лицом.

 

  • пункты «ж», «з», «и» ст. 102 перечисляют, с назначением и смещением каких государственных должностей непосредственно связан Совет Федерации, а именно: судьи высших судебных инстанций, Генеральный Прокурор и заместитель Председателя Счетной Палаты. Пункты «г», «д», «е» ст. 103 аналогично, как и п. «ж», «з», «и» ст. 102, определяют вопросы назначения и смещения государственных должностей уже Государственной Думой: Председателя Банка России, Председателя Счетной Палаты и половины ее состава, Уполномоченного по правам человека.

Данные положения  можно отнести к области безопасности, потому что правильное, постоянное и эффективное функционирование высших должностных лиц, занимающих эти посты, обеспечивает жизнедеятельность  государства и его безопасность, в той или иной сфере.

Сенат США имеет  немного иные полномочия в данной области: Сенат не назначает, а утверждает назначение  высших должностных лиц судебной и исполнительной власти (всего примерно 300 должностей), влияя, таким образом, на кадровую политику Соединенных Штатов и обеспечивая эффективность действия системы государственных органов.

Во Франции  парламент полномочием по назначению на высшие государственные органы не обладает.

 

Полномочия Федерального Собрания в области внешней политики и международных отношений.

Так как внешняя  политика является одной из важных сфер жизни государства, то соответственно Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган государственной  власти имеет полномочия, относящиеся  к обеспечению безопасности, и в этой сфере. Однако из всех полномочий следует выделить только одно, так как именно оно является определяющим в данной сфере и наиболее существенным, а именно: ратификация и денонсация международных договоров (п. «г», ст. 106 Конституции РФ).

Российская  Федерация как одно из ведущих  государств мира часто вступает в  отношения с другими государствами, будь то вопросы экономического характера, будь то вопросы политического характера. Но достичь договоренности с иностранным  государством недостаточно, необходимо юридически закрепить международный договор для того, чтобы он вступил в действие. Этим вопросом и занимаются палаты Федерального Собрания. Президент вносит в Государственную Думу подлежащий ратификации международный договор, а также федеральный закон о его ратификации. В Государственной Думе данным вопросом занимаются различные комитеты, проходят слушания, после чего Государственная Дума принимает или не принимает федеральный закон. В случае принятия, федеральный закон направляется в Совет Федерации на рассмотрение. Также палаты могут и денонсировать федеральный закон о ратификации международного договора.

Сказать о том, какую роль играет данное положение  в области обеспечения безопасности, достаточно сложно. Все зависит от характера самого международного договора. Вопросы военного, политического, экономического характера принимаются парламентом с выгодой для государства исходя из приоритетов Российской Федерации с учетом мнения и интересов ее международных партнеров (военно-политические союзы, заключение экономических договоров и т.д.).

П. 3, разд. 2, ст. 2 Конституции США закрепляет следующее  положение: Президент США «…имеет  право с совета и согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя  третями присутствующих сенаторов…». То есть за Парламентом прямо не закрепляется полномочие по ратификации и денонсации договоров, верхняя палата – Сенат – лишь одобряет право принятия договоров Президентом, и поэтому здесь можно увидеть некое сходство по данному положению с Российской Федерацией.

Конституция Франции  иначе трактует данное  полномочие: «Президент Республики ведет переговоры о заключении международных договоров  и ратифицирует их» (ст. 52). В ст. 19 указано, что акты Президента Франции  контрассигнуются, в том числе проходят процедуру контрассигнации и международные договоры Франции, а это значит, что Президент не несет никакой ответственности за ратифицированные международные договоры. Как мы видим, Парламент уже не играет никакой роли данной сфере отношений, в этом случае вопросы решает Президент Франции.

 

Полномочия Федерального Собрания в области обороны и безопасности.

Помимо вышеназванных  полномочий Федерального Собрания, существует и такие полномочия, которые непосредственно  связаны с обеспечением безопасности и обороны Российского государства, такие как:

  •  Вопросы войны и мира (п. «е», ст. 106 Конституции РФ).

Данные вопросы  требуют ответственного подхода  по их решению, т.к. они могут предопределить дальнейшую судьбу государства. Именно поэтому Президент не вправе решать данные вопросы самостоятельно, ими занимаются палаты Федерального Собрания. При решении данных вопросов Государственная Дума принимает федеральный закон, а Совет Федерации в обязательном порядке его рассматривает, при этом одобряя или не одобряя. После этого закон должен быть подписан Президентом РФ. Таким образом, такое распределение полномочий свидетельствует о стремлении законодателя перенести центр тяжести и основную ответственность на представительный орган и ограничить полномочия Президента в сфере обороны и безопасности.

В США и во Франции парламенты также могут  объявлять войну: «Объявление войны  разрешается Парламентом» (ст. 35 Конституции  Франции) и «Конгресс имеет право: «объявлять войну…» (п. 11, разд. 8, ст. 1 Конституции  США). Вопросы мира так же решаются законодательными органами государственной власти США и Франции, причем тем же способом, что и объявление войны.

  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (п. «г», ч. 1, ст. 102 Конституции РФ).

«Вопрос о возможности  использования Вооруженных Сил  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации рассматривается  Советом Федерации по предложению  Президента Российской Федерации»8.

Введение данной нормы в законодательство также призвано сократить своеволие органов исполнительной власти и должностных лиц в вопросах войны и мира, отразить и реально обеспечить участие народа в решении данных вопросов через уполномоченные представительные органы. Это вызвано тем, что вопросы войны и мира являются одним из самых существенных, несущих наибольшую перспективную опасность для государства, общества и личности, ведь произвольное развязывание войн, даже победоносных, неминуемо влечет существенные потери и ущерб.

Информация о работе Правовое положение федерального собрания Российской Федерации