Правовое положение федерального собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Именно поэтому мною избрана тема «Правовое положение Федерального Собрания Российской Федерации». И чтобы доказать обозначенную выше позицию, необходимо последовательно рассмотреть ряд вопросов: во-первых, понятие обеспечения национальной безопасности, её основные принципы и правовую основу, а также субъекты данной сферы; во-вторых, дать понятие Федерального Собрания РФ как законодательного органа, определить его место в механизме государства, рассмотреть структуру, а также обозначить его основные функции; в-третьих, определить основные полномочия палат по обеспечению национальной безопасности и провести сравнительно-правовой анализ с полномочиями в той же сфере законодательных органов иностранных государств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………стр. 3-5

Глава 1. Понятие обеспечения национальной безопасности……………………………………………………………стр. 6-9
Глава 2. Место Федерального Собрания Российской Федерации в механизме государства……………………………………………….стр. 8-16
2.1 Структура Федерального Собрания РФ……………………стр. 10-14
2.2 Функции Федерального Собрания РФ…………………..…стр. 14-17
Глава 3. Полномочия палат Федерального Собрания по обеспечению национальной безопасности…………………………стр. 17-32

Заключение………………….……………………………….стр. 33-34

Список использованной литературы ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Образование избирательных участков.

Для проведения голосования образуются избирательные участки. Их образует глава администрации с разрешения территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 50 дней до дня голосования. Избирательный участок не должен включать более 3 тыс. избирателей. Списки избирателей составляются не позднее чем за 21 день до дня голосования.

Избирательные комиссии.

Подготовку  и проведение выборов депутатов Государственной Думы обеспечивают избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

Выдвижение кандидатов в депутаты.

Далее происходит выдвижение кандидатов в депутаты в составе федеральных списков кандидатов, осуществляемое политическими партиями. Причем политическая партия может выдвинуть гражданина, не являющегося членом данной политической партии. В поддержку списка партии её участники собирают подписи избирателей. После сбора необходимого количества подписей граждане РФ, политические партии и иные объединения вправе проводить предвыборную агитацию всеми законными способами (использование СМИ, телерадиокомпаний и т.д.). Агитация нужна для того, чтобы привлечь своей программой как можно больше избирателей, чтобы затем получить как можно больше мест в Государственной Думе.

Голосование.

В день выборов  каждый избиратель получает бюллетень, в котором перечислены все  списки кандидатов, и голосует в соответствии со своими предпочтениями. Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает голоса в вышестоящую комиссию, вплоть до Центральной избирательной комиссии, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов.

Далее партии, набравшие 7 и более процентов голосов, проходят в Государственную Думу; происходит распределение мандатов. И в конце концов Центральная избирательная комиссия регистрирует депутатов и выдает им удостоверения.

Совет Федерации.

Процедура формирования верхней палаты Федерального Собрания намного проще и менее затратнее, нежели формирование Государственной Думы. Она подробно описана в Федеральном законе «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

В Совет Федерации  входят по 2 представителя от каждого  субъекта РФ: по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти. Таким образом, общее количество членов составляет 166 (в настоящее время в РФ 83 субъекта). Членом палаты может быть избран (назначен) гражданин РФ, достигший 30 летнего возраста.

Представитель от законодательного органа государственной  власти субъекта РФ избирается законодательным  органом данного субъекта на срок полномочий этого органа. Если же представитель избирается от двухпалатного законодательного органа субъекта РФ, то срок его полномочий составляет половину срока соответствующей палаты. Кандидатуру для избрания вносит председатель однопалатного законодательного органа субъекта РФ. В случае, если законодательный орган субъекта двухпалатный, то кандидатура для избрания вносится председателями палат поочередно. Решение законодательного органа субъекта РФ оформляется постановлением указанного органа.

Что касается представителя  от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, то он уже назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий. И решение данного лица оформляется указом, который в 3-дневный срок направляется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ.

Полномочия  члена верхней палаты начинаются со дня вступления в силу решения  о его избрании (назначении) соответствующим  органом государственной власти субъекта РФ.

Таким образом, порядок формирования палат, как мы видим, разный. Это прежде всего связано с тем, чьи интересы представляют Государственная Дума и Совет Федерации: нижняя палата представляет интересы всего многонационального народа России, а верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, тем самым обеспечивая учтение мнений и народа, и каждого из субъектов по определенным вопросам. Также можно дополнить то, что в составе палат существуют комиссии и комитеты, которые призваны решать вопросы в каких-то отдельных отраслях.

Рассмотрев общую структуру и подробный порядок формирования палат Федерального Собрания, следует перейти к раскрытию содержания основных функций данной организации, которые составляют её основное назначение.

2.2 Функции Федерального Собрания

С точки зрения Конституционного права России, можно  выделить следующие функции Федерального Собрания:

  • Законодательная функция.

Ст. 94 Конституции  РФ говорит о том, что Федеральное  Собрание является «…законодательным  органом Российской Федерации», а  это значит, что оно обладает исключительным правом издавать законы, т.е. нормативно-правовые акты высшей юридической силы. Никакой другой орган права на издание законов не имеет.

Законодательная функция – основная и наиболее объемная функция парламента любой  страны. Результатом её реализации является формирование основ правовой системы государства, которая призвана обеспечивать правовое регулирование общественных отношений, а также той нормативной базы, которая непосредственно посредством правовых норм детально описывает процесс осуществления различных правоотношений в данном государстве. В этом состоит всесилие парламента решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику путем издания законов.

  • Представительная функция.

Как представительный орган Федеральное Собрание РФ выступает  выразителем интересов российских граждан. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, выражающейся в проведении периодических свободных выборов, направленных на выявление интересов общества. В частности это касается нижней палаты Федерального Собрания – Государственной Думы. Граждане РФ могут как избирать своих представителей, так и сами выдвигаться на пост депутатов либо от политической партии, либо самостоятельно. Именно в нижней палате сложился такой механизм, что на основе споров и компромиссов депутаты стараются учитывать интересы всего населения, а не только своих выборщиков.

Что касается Совета Федерации, то, как говорилось в предыдущем параграфе, здесь членов палаты назначают, но они представляют уже интересы не всего народа, а интересы субъектов, представителями которого являются.

  • Контрольная функция.

Контрольная функция  предполагает собой деятельность парламента по формированию органов исполнительной власти, требованию от них отчетности за свою деятельность, а также возможность  отправления их в отставку или  признания их деятельности недействительной.

Следует отметить, что Федеральное Собрание имеет достаточно мощные рычаги давления на исполнительную власть. Однако при определенных случаях исполнительная власть также может оказать давление на нижнюю палату Федерального Собрания. Так, например, в случае отказа дачи согласия на предложенную кандидатуру Председателя Правительства трижды Президент сам назначает нового Председателя и вправе распустить Государственную Думу.

  • Внешнеполитическая функция.

Естественно, что  Федеральное Собрание осуществляет политику государства на международной арене, однако оно очень ограничено в своей компетенции. Это прежде всего связано с наличием широких полномочий Президента РФ во внешней политике. Тем не менее, парламент РФ решает довольно важные вопросы в данной сфере, такие как:

  • Ратификация, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации;
  • Установление международных связей Советом Государственной Думы с парламентами иностранных государств;
  • Реализация миграционной политики;
  • Решение вопросов войны и мира;
  • Предварительное рассмотрение вопроса о даче согласия на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • другие…
  • Функция по утверждению государственного бюджета.

Данная функция  является одной из сложнейших в деятельности парламента любой страны. Именно осознание  необходимости контроля за установлением  налогов, доходами и расходами государства  послужило одной из главных причин, приведших к учреждению первых парламентов мира.

«Из Конституции  РФ (ст.71) вытекает, что Федеральное  Собрание вправе принимать законы по вопросам ведения Российской Федерации, как финансовое, валютное, кредитное  регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы»7. Так, Федеральное Собрание обеспечивает устойчивое функционирование государства, как политической структуры, которая непосредственно за счет бюджета как поддерживает своё существование и постоянное осуществление непосредственных функций, так и проводит определенные меры, которые необходимы для полноценного развития экономической, духовной, политической и общественной сфер в Российской Федерации.

Для осуществления данных функций в законодательстве РФ закрепляется ряд полномочий Федерального Собрания, которые разделены между полномочиями его палат. В соответствии с темой данной курсовой работы и её общей направленностью следующим пунктом, рассматриваемым в ней, будут полномочия палат Федерального Собрания, которые определенным образом связаны с осуществлением им деятельности по обеспечению безопасности.

Глава 3. Полномочия палат Федерального Собрания по обеспечению национальной безопасности

Для осуществления  перечисленных выше функций в  области обороны и безопасности за Федеральным Собранием и каждой из палат в отдельности закреплены определенные полномочия в различных источниках права: в Конституции РФ, ФЗ «О безопасности» (ст. 9), ФЗ «Об обороне» (ст. 5), Регламентах палат Федерального Собрания. При этом положения Федеральных законов вторят положениям Конституции РФ и как бы развивают их в определенной мере.  Основной закон же закрепляет самые основные полномочия Федерального Собрания в сфере обеспечения безопасности. Перечислим наиболее важные из них, а заодно проведем сравнительно-правовой анализ с полномочиями Парламентов иностранных государств в сфере обеспечения безопасности.

 

Полномочия Федерального Собрания в законодательной области.

Ст. 106 Конституции  РФ закрепляет за Федеральным Собранием  принятие и одобрение палатами законов по вопросам, относящимся к обеспечению безопасности (вопросы федерального бюджета, ратификации и денонсации международных договоров, войны и мира, статуса защиты государственной границы Российской Федерации – данные вопросы будут рассмотрены более подробно в дальнейшем). Еще одно проявление данной функции выражается в принятии федеральных законов, утверждающих полномочия, компетенцию, цели и задачи, а также сферы деятельности органов государственной безопасности, таких как: Федеральная служба безопасности РФ (ФЗ «О Федеральной Службе Безопасности»), Служба внешней разведки РФ (ФЗ «О внешней разведке»), др. органы государственной безопасности, – а также правоохранительных органов: прокуратура (ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»), суды РФ (ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а также иные ФКЗ, раскрывающие назначение определенных видов судов), иные правоохранительные органы РФ. Также Федеральным Собранием принимаются законы, непосредственно связанные с безопасностью и обороной государства, раскрывающие основные принципы, на которых основывается обеспечение безопасности, а также в которых указываются основные цели и задачи государства по обеспечению безопасности (ФЗ «О безопасности», ФЗ «Об обороне»). Следует также отметить, что в данных документах закрепляются основные полномочия высших государственных органов по обеспечению безопасности, в том числе и Федерального Собрания (ст. 9, ФЗ «О безопасности»; ст. 5, ФЗ «Об обороне»).

Таким образом, данное положение раскрывает уже ранее описанную функцию в сфере законодательства, но уже в более узкой области, а именно в области обеспечения безопасности.  Именно на правильной и эффективной работе Федерального Собрания основывается поддержание и обеспечение государственной безопасности в РФ.

Если посмотреть в Конституции зарубежных государств, то можно увидеть аналогичную  ситуацию: за парламентами закреплены полномочия по принятию законов, в том  числе в области безопасности. Например, в Конституции США 1787 г. в п. 18, разд. 8, ст. 1 закрепляется следующее положение: «Конгресс имеет право: издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления как вышеуказанных прав, так и всех других прав, которыми настоящая Конституция наделяет Правительство Соединенных Штатов, его департаменты или должностных лиц». Под правами подразумевается, например, право «устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати, акцизы для того, чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благосостояние Соединенных штатов», право «объявлять войну» и др. Также Конгресс США в 1947 г. принял закон «О национальной безопасности». Закон устанавливает слияние министерства армии с военно-морским министерством в министерстве обороны, а также создание военно-воздушных сил. Законом также создались Совет государственной безопасности и Центральное Разведывательное Управление (ЦРУ).

Также в пример можно привести Конституцию Франции 1958 г. В разделе V «Об отношениях между Парламентом и Правительством» в ст. 34 закрепляется: «Законы принимаются Парламентом. Закон устанавливает правила, касающиеся: гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами; обязанностей, возлагаемых в связи с национальной обороной лично на граждан и на их имущество… установления тарифов, налогов и условий взимания всякого рода налогов…».

Таким образом, можно увидеть схожие полномочия законодательных органов России, Соединенных Штатов и Франции  по принятию законов, в той или  иной степени затрагивающие вопросы  обеспечения безопасности.

 

Полномочия Федерального Собрания в финансовой области.

Как уже говорилось ранее, деятельность парламента в данной сфере  является одной из сложнейших, но и одной из самых важных. В  ст. 106 закреплено: «Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии…». Отсюда следует, что именно Государственная Дума принимает федеральный бюджет, который разрабатывается Правительством РФ. Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функционирования органов государственной власти, в том числе и органов, обеспечивающих государственную безопасность. Следует отметить, что государева служба всегда была востребованной, т.к. государство предоставляет служащим множество различных льгот и гарантий, например: бесплатное медицинское обслуживание и установление высоких пенсий, – а также выплачивает стабильную заработную плату. Обеспечение данных гарантий требует от государства больших материальных средств, подавляющая часть которых берется из федерального бюджета. Эти и другие положения доказывают, что полномочия в бюджетной и налоговой сферах, закрепляемые за парламентом, являются действительно важными. Они регулируют те вопросы, в решении которых должна учитываться воля всего народа Российской Федерации, а также требующие особого порядка решения (в данном случае через законодательство, издаваемое представительным органом). Данный порядок со всей возможной ответственностью будет способствовать принятию наиболее эффективных решений по данным вопросам в связи с их исключительной значимостью для обеспечения нормальной жизнедеятельности личности, общества и государства, обеспечения их безопасности, защиты их интересов.

Информация о работе Правовое положение федерального собрания Российской Федерации