Правовое регулирование деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ основ предупреждения государственными органами экстремистской деятельности.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих конкретных задач:
1. Дать общую характеристику понятию экстремистская деятельность;
2. Проанализировать законодательство о противодействии экстремизму
3. Определить основы предупреждение органами государственной власти преступлений экстремистской направленности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экстремизм: понятие, сущность, классификация
1.1 Понятие и сущность экстремизма
1.2 Классификация современного экстремизма
Глава 2. Правовое обеспечение деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности
2.1 Основные принципы, направления и субъекты противодействия экстремистской деятельности
2.2 Административная ответственность за экстремистскую деятельность
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование экстремизма.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По административному  праву

 

 

 

 

Тема: Правовое регулирование деятельности государственных органов по противодействию  экстремистской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

____________________________

 

      Проверил:

____________________________

 

 

 

Дата сдачи_______________________

Дата защиты______________________

Оценка___________________________

 

 

 

 

 

 

Калининград 2013

План

 

Введение

Глава 1. Экстремизм: понятие, сущность, классификация

    1. Понятие и сущность экстремизма
    2. Классификация современного экстремизма

Глава 2. Правовое обеспечение деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности

2.1 Основные принципы, направления  и субъекты противодействия экстремистской  деятельности

2.2 Административная ответственность за экстремистскую деятельность

Заключение

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее  время вся мировая общественность с тревогой следит за тем, как экстремистские действия пронизывают все сферы  общественной жизни. Сам термин «экстремизм» почти не сходит со страниц печати. Проблеме небывалого всплеска экстремизма  и терроризма уделяют внимание СМИ, общественные движения, правозащитные  организации. Изучению экстремизма  отводится особое место в современной  и зарубежной политологии, политической социологии, правоведении и других науках. Наличие различных подходов к объяснению данного явления  подтверждает необходимость научного осмысления и анализа этого феномена.

Для российского  государства столкновение лицом  к лицу с такими формами экстремизма  как политический, религиозный, национальный, информационный экстремизм, и такими явлениями как исламский радикализм, терроризм явилось очень болезненным.

Для России проблема экстремизма  вообще и политического экстремизма, в частности, имеет как внутриполитическое, так и внешнеполитическое значение, поскольку от правильного его  понимания и адекватного реагирования во многом зависит не только общественно- политическая ситуация в стране, но и характер отношений со многими государствами мира.

Необходимо  признать, что в российской юридической  науке до сих пор нет четкой позиции по поводу определения экстремизма. Отсутствует единый взгляд на его  виды и формы, нет четкого разграничения  смежных с экстремизмом явлений.

В российском законодательстве нормы, которые являлись бы основой обеспечения защиты граждан  и общества в целом от самых  различных проявлений экстремизма, до недавнего времени отсутствовали. И только с принятием 25 июля 2002 г. Федерального закона "О противодействии  экстремистской деятельности" было дано законодательное определение экстремизма. Позже в новой редакции указанного Закона от 27 июля 2006 г. понятие экстремизма претерпело незначительные изменения. Как мне представляется, данное определение достаточно полно раскрывает содержание экстремистской деятельности, однако в нем не нашли отражения основные виды экстремизма.

В указанном  Законе осуществляется лишь простое  перечисление деяний, относящихся к  экстремистской деятельности, при этом о видах экстремизма не говорится  ни слова. По нашему мнению, это обстоятельство затрудняет осуществление правоохранительными  органами противодействия различным  проявлениям экстремизма.

Выбранная мной тема курсовой работы является одной из наиболее актуальной, поскольку экстремизм на сегодняшний день проникает во все сферы жизни общества.

Объектом  исследования является экстремистская деятельность. Предметом исследования являются юридические нормы, содержащие понятие экстремизма; нормы, предусматривающие  различные виды юридической ответственности  за осуществление экстремистской деятельности; практика применения таких норм; научная  литература, посвященная тематике исследования; статистические данные.

Целью исследования является анализ основ предупреждения государственными органами экстремистской деятельности.

Достижение  поставленной цели предопределило необходимость  решения следующих конкретных задач:

1.Дать  общую характеристику понятию  экстремистская деятельность;

2.Проанализировать  законодательство о противодействии  экстремизму

3.Определить  основы предупреждение органами государственной власти преступлений экстремистской направленности.

В процессе работы использованы такие методы познания как - сравнительно-правовой, социологический, формально-юридический и эмпирический.

Нормативную базу исследования составили Конституция  Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральный  закон «О противодействии экстремистской деятельности».

Теоретической основой написания выпускной  квалификационной работы составили  труды таких правоведов, как:Змеева М.А., Клейменова, Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е. Кочергина Р. О. и других авторов.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав включающих в себя по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экстремизм: понятие, сущность и классификация

 

    1. Понятие и сущность экстремизма

 

Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) дается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности». Статья 1 Закона трактует экстремистскую деятельность как:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекание к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.1

Экстремизм  означает приверженность к крайним  взглядам и мерам, склонность к решению  возникших проблем социального, политического, правового, экономического, экологического, национального характера  не принятыми в обществе способами, средствами и методами. Вместе с  тем он представляет собой целое  направление в рамках современных  идеологических течений и общественно-политических движений, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из собственных норм и догм. Теоретическое обоснование экстремизма  сводится к тому, что современное  общество утратило способность к  конструктивному и ненасильственному  решению общественно-политических проблем.

Природа экстремистской теории заключается  в логическом развитии каких-либо идей или взглядов, вырванных из контекста. Большинство таких теорий основываются на незначительном числе теоретических  посылок, которые зачастую абсолютизируются и обрастают рядом следствий  и выводов. Следует также подчеркнуть, что экстремистские течения, как  правило, не связаны с властью  и стремятся к диктатуре. Все  разновидности экстремизма используют теории заговора.

Объектом  агрессивных нападок экстремистов становятся все современные социально-политические, экономические институты, властные структуры, представляющиеся несовершенными, так как именно они, по мнению идеологов  экстремизма, являются главным препятствием на пути установления основ нового порядка.2

Практика  экстремизма заключается в активных и немедленных, а потому агрессивных  действиях по установлению нового порядка  в государстве, приходу к власти, достижению иных политических и экономических  целей.

Умеренные экстремисты готовы использовать уже  действующие государственные институты; радикальные — неизбежно скатываются  к методам террора.

Экстремизм  представляет реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Россия, как многонациональная страна, сформирована в соответствии с национально-территориальным  и административно-территориальным  принципами. Поэтому экстремистские действия направлены не только против конкретного лица.3

Проявления  экстремизма достаточно разнообразны – от возбуждения гражданской  ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных  формирований, ставящих перед собой  цели изменения конституционного строя  Российской Федерации и нарушения  ее территориальной целостности. Пересечение  экстремистских проявлений и преступлений привело к возникновению нового вида социально опасной деятельности – преступного экстремизма. При  этом преступности экстремистского  характера не чужды и элементы организованности.

Экстремистская  деятельность может осуществляться с помощью экстремистских материалов. Под ними понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожениекакой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»).

Призывы к осуществлению экстремистской деятельности означают подстрекательские  действия в устной или письменной форме, направленные на достижение указанной  цели. Эти призывы должны быть публичными, т.е. совершаться непосредственно  в присутствии третьих лиц  либо (в случае их письменной формы) в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (например, наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Расчет на ознакомление с содержанием призывов других лиц в дальнейшем может  быть характерен и для устных призывов путем использования, допустим, магнитофонных  записей.4

По сути, экстремизм характеризуется также  своими внутренними квалифицирующими признаками, поэтому при его определении  необходимо учитывать не только проводимую государственную политику и состояние  социальной обстановки в стране, но и сущность экстремизма. В настоящее  время он приобретает общераспространенный характер на всей территории России, в  связи с чем государством принимаются всесторонние меры по противодействию ему.

 

 

    1. Классификация экстремизма

 

Современный экстремизм разнообразен по формам своего выражения. Кроме того, он может быть классифицирован по различным теоретическим  основаниям (сферам жизнедеятельности, объектам направленности экстремистской активности, возрастным характеристикам  субъектов экстремистской активности и т.д.). Научно-практическое обобщение  тех или иных явлений позволяет  классифицировать экстремизм понаправленности – на экономический, политический, националистический, религиозный, молодежный, экологический, духовный и др. И при этом экстремизм может быть также смешанного характера.

Экономический экстремизм направлен на ликвидацию многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы, резкое сокращение социальных расходов, наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности и др.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности