Правовое регулирование деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ основ предупреждения государственными органами экстремистской деятельности.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих конкретных задач:
1. Дать общую характеристику понятию экстремистская деятельность;
2. Проанализировать законодательство о противодействии экстремизму
3. Определить основы предупреждение органами государственной власти преступлений экстремистской направленности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экстремизм: понятие, сущность, классификация
1.1 Понятие и сущность экстремизма
1.2 Классификация современного экстремизма
Глава 2. Правовое обеспечение деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности
2.1 Основные принципы, направления и субъекты противодействия экстремистской деятельности
2.2 Административная ответственность за экстремистскую деятельность
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование экстремизма.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.3 Административная  ответственность за экстремистскую  деятельность

 

Административная  ответственность является одной  из важных правовых форм противодействия  экстремизму. Современное законодательство с учетом форм проявлений экстремизма  и степени общественной опасности  предусматривает ответственность  за следующие административные правонарушения:

- злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ);

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);

- организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.28 КоАП РФ);

- производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).

Злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ). Это правонарушение выражается в изготовлении и (или) распространении теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье.

Формой  выражения злоупотребления свободой массовой информации может быть и  распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых  судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или  запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»9, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Настоящая норма направлена на обеспечение  конституционного права человека использовать любым установленным законом  способом информацию, а также на обеспечение реализации конституционной  свободы массовой информации (ст. 29). Обеспечение и реализация отмеченных правомочий становятся возможными при условии следующих ограничений и запретов, установленных Конституцией РФ:

- запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

- запрет пропаганды социального, расового, национального и религиозного или языкового превосходства;

- запрет на принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;

- запрет цензуры.

В этой связи включение  подобных действий в качестве административного  правонарушения преследует в первую очередь не столько цель противодействия  экстремизму, сколько направлена на реализацию законодательства о средствах  массовой информации.

С учетом отмеченного, объект настоящего правонарушения следует определить как общественные отношения по защите личности, общества и государства от злоупотребления свободой массовой информации.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения является достаточно сложной и заключается в действии – изготовлении и (или) распространении теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье.

Перечень  действий, означающих злоупотребление  свободой массовой информации, определен  в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (ст. 4). Закон устанавливает, что не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Закон запрещает:

- распространение в СМИ, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

- распространение при освещении контртеррористической операции в СМИ сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.

В этой связи остается спорным  вопрос о том, являются ли все перечисленные  действия объективной стороной данного  правонарушения. Законодатель не дает однозначного ответа на вопрос. Следует  предположить, что объективную сторону  правонарушения образуют только действия, прямо предусмотренные ст. 13.15 КоАП РФ.

Кроме того, в законодательстве дополнительно предусмотрены запреты  на злоупотребление свободой массовой информацией и меры по борьбе со злоупотреблением свободой массовой информацией  в следующих сферах:

- в сфере рекламы – действия по злоупотреблению доверием и недостатком опыта несовершеннолетних и др. (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»10);

Субъективная сторона правонарушения характеризуется тем, что изготовление теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным СМИ информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов может быть совершено только умышленно, а распространение – как умышленно, так и неосторожно. Это определяет и необходимость при определении мер ответственности сочетать административный штраф с конфискацией предмета административного правонарушения11.

Субъектами правонарушения являются граждане, а также должностные лица и юридические лица, использующие СМИ, с нарушением установленных правил, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.

Эффективная реализация административной ответственности  за злоупотребление свободой массовой информацией обеспечивается многосубъектностью составления протоколов об административном правонарушении. Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о таких административных правонарушениях уполномочены:

- должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3);

- должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации (п. 58 ч. 2 ст. 28.3);

- должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания (п. 60 ч. 2 ст. 28.3).

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.15 КоАП РФ, рассматривают судьи.

Пропаганда  и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ). Отнесение действий по пропаганде и публичному демонстрированию нацисткой атрибутики и символики направлено в первую очередь на защиту исторической памяти о Великой Отечественной войне, защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость и исторического долга общества и государства перед участниками, ветеранами и жертвами войны. Во-вторых, целью нормы является защита основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, поддержание мира и согласия, недопущение проявлений фашизма в любой форме.

Настоящее правонарушение включает:

- пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

Объектом  правонарушения выступают общественный порядок, а также общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»12 в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, отнесено к экстремистской деятельности (экстремизму) (п. 2 ст. 1).

Объективная сторона правонарушения выражается в пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ч. 1), а также действия, связанные с изготовлением, сбытом или приобретением в целях сбыта указанных выше предметов, включая также их до степени смешения (ч. 2).

Под этими  действиями понимается публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, использование  указанной атрибутики или символики  в различных знаках (значках, эмблемах, нашивках и т.д.), размещение ее в  общественных местах, на зданиях, сооружениях, в печатных изданиях, на плакатах, лозунгах, демонстрирование в любых других формах (например, в жестах), делающее их доступными для восприятия других лиц.

Нацистская  атрибутика или символика – знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия  и пароли, партийные гимны, представляющие собой воспроизведение в любой  форме соответствующей атрибутики или символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики, фасции, приветственные жесты и другие отличительные  знаки государственных, военных  и иных структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом13.

Сложность в определении объективной стороны  настоящего правонарушения заключается  в том, что не получили соответствующего законодательного определения термины "фашизм", "фашистская атрибутика" и др. В свою очередь, в научной  литературе под фашизмом, как правило, понимается политическое течение, базирующееся на государственной идеологии сильной  личности, вождизма, расового превосходства14.

Под пропагандой  фашизма проект закона предлагает понимать публичное распространение идеологии  и оправдание практики фашизма в  средствах массовой информации, посредством  проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований или посредством  публичного использования символов, атрибутов, печатных, изобразительных, аудио-, фото-, кино- и видеоматериалов, в которых умышленно прославляется  фашизм.

Вместе  с тем по смыслу статьи 20.3 КоАП РФ состав административного правонарушения, не образует скрытое ношение нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени  смешения. Во всех этих случаях отсутствует  публичность их показа и доступность восприятия широким кругом лиц. По этой же причине не будет состава рассматриваемого административного правонарушения при хранении указанных предметов по месту жительства или месту пребывания, при их перевозке или транспортировании15.

Что касается ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ, предполагающей в качестве объективной стороны правонарушения изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, то при определении объективной стороны следует учитывать содержание понятий «изготовление», «сбыт» и «приобретение».

Изготовление  предполагает создание предметов, изображающих соответствующие знаки, символы  или материалы, содержащие их печатная продукция, видеопродукция и др.

Сбыт  – безвозвратное отчуждение в  собственность иных лиц в результате совершения какой-либо сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен, передача и т.п.

Приобретение  – это получение указанных  предметов в постоянное или временное  пользование любым способом: покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, а также присвоение найденного и  т.п., а также незаконное временное  завладение в иных целях16.

При этом в последнем случае при квалификации действий по ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ следует учитывать, что приобретение нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой должно преследовать цель – сбыта настоящих предметов.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности