Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:19, курсовая работа
Целью исследования является анализ основ предупреждения государственными органами экстремистской деятельности.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих конкретных задач:
1. Дать общую характеристику понятию экстремистская деятельность;
2. Проанализировать законодательство о противодействии экстремизму
3. Определить основы предупреждение органами государственной власти преступлений экстремистской направленности.
Введение
Глава 1. Экстремизм: понятие, сущность, классификация
1.1 Понятие и сущность экстремизма
1.2 Классификация современного экстремизма
Глава 2. Правовое обеспечение деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности
2.1 Основные принципы, направления и субъекты противодействия экстремистской деятельности
2.2 Административная ответственность за экстремистскую деятельность
Заключение
Литература
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом; лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что в результате их будет нарушен общественный порядок и общественная безопасность, и желает этого. Цель демонстрирования такой атрибутики и символики четко сформулирована – ее пропаганда.
Субъектом правонарушения являются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, за изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду также должностные лица и юридические лица.
Дела об административных правонарушениях за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляют сотрудники органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Организация
деятельности общественного или
религиозного объединения, в отношении
которого принято решение о
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, а также общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности общественного или религиозного объединения.
Объективная сторона заключается в деятельности общественных и религиозных объединений, в отношении которых действуют имеющие законную силу решения о приостановлении их деятельности, а также участие иных граждан в такой деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»17 под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5).
Определение религиозного объединения дает Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»18. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: 1) вероисповедание; 2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; 3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут
создаваться в форме
Субъективная сторона, как отмечает Н.Г. Салищева, выражается в форме вины организаторов – прямого умысла, вины иного лица – как правило, умысла, но возможны и противоправные действия такого лица по неосторожности (например, гражданин не знал о факте приостановления деятельности общественного или религиозного объединения)19.
Субъектом правонарушения выступают организаторы деятельности соответствующего общественного или религиозного объединения, а также иные участники запрещенной деятельности.
Дела данной категории возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ) и рассматриваются судьями судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Производство
и распространение
Объектом правонарушения выступают общественный порядок и общественная безопасность, а также общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности определяются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В частности, в настоящем федеральном законе устанавливается запрет на производство и распространение экстремистских материалов, а массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения признается экстремизмом (абз. 10 п. 1 ч. 1 ст. 1).
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в совершении действии – в массовом распространении экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Распространением продукции средства массовой информации является продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.
Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Под массовым
распространением экстремистских материалов
следует понимать деятельность, направленную
на ознакомление с экстремистскими
материалами неопределенного
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает порядок признания материалов экстремистскими (ст. 13). Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего
в законную силу судебного решения
о признании информационных материалов
экстремистскими направляется в
федеральный орган
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции РФ. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Таким образом, основной характеристикой состава настоящего правонарушения являются:
- признание информационных материалов экстремистскими по решению федерального суда;
- включение настоящих информационных материалов на основании решения федерального суда в федеральный список экстремистских материалов, подлежащий опубликованию.
Спорным остается вопрос о форме правового закрепления федерального списка экстремистских материалов. КоАП РФ и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» не устанавливают способа закрепления и утверждения данного списка. С учетом этого и тем, что установление экстремистских материалов носит абсолютно определенный характер (материал считается экстремистским, если он содержится в опубликованном федеральном списке экстремистских материалов) отдельными авторами высказывается предположение о том, что исходя из смысла ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей основания и возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом, федеральный список должен иметь форму федерального закона21.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом; лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что в результате их будет нарушен общественный порядок и общественная безопасность, и желает этого.
Субъектом могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица, осуществляющие массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. При этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.
Дела об административном правонарушении за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно за их производство либо хранение в целях массового распространения возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ) и рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Подводя итог сказанному в данном параграфе, необходимо:
Во-первых, законодателю необходимо ужесточить административную ответственность за совершение административных правонарушений за экстремистскую деятельность.
Во-вторых, в связи с тем, что административное производство по статьям связанных с экстремистской деятельностью возбуждается редко, то необходимо на законодательном уровне уточнить терминологию.
На основе изложенного представляется возможным сделать следующие выводы по всей главе:
1. Административно-правовые
средства, используемые полицией
по предупреждению и
2. Меры
административного пресечения
1 Дьяков, С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства : уголовно-правовое и криминологическое исследование / С. В. Дьяков. - Санкт-Петербург : Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. –С.167
2 Борисов, С. Сущность преступлений экстремистской направленности / С. Борисов // Мировой судья.-2009.-№4.-С.9
3Доника, Е.Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе / Е. Е. Доника // Труды Академии управления МВД России.-2008.-№3.-С.6
4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. И. Радченко, науч. ред. А. С. Михлин, В. А. Казакова.-М.: Проспект, 2009.-С.586
5 Зубок, Ю. А. Молодежный экстремизм : сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2008. - N 5. - С. 37
6 Аминов, Д. И. Молодежный экстремизм / Д. И. Аминов, Р. Э. Оганян ; под науч. ред. Р. А. Адельханяна. - Москва : Триада ЛТД, 2005. – С.119
7 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. И. Радченко, науч. ред. А. С. Михлин, В. А. Казакова.-М.: Проспект, 2009.-С.597
8Кочои,
С. М. Экстремизм в России: криминологическая
и уголовно-правовая характеристика [Электронный
ресурс] / Кочои С.М.; Московская государственная
юридическая академия //Журнал «Российское
право в Интернете». - № 2006 (01).- Электрон.
Журн.- М.: МГЮА, 2007.-Режим доступа к журналу: http://www.rpi.msal.ru/prints/
9 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
10 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.
11 См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Н.Г. Салищевой. М.: Проспект, 2009 // АИПС «КонсультантПлюс».
12 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1928.
13 См.: Антипов В.Г. Использование административного законодательства в профилактике терроризма и экстремизма // Официальный Интернет-сайт Среднерусского университета (гуманитарно-технологический институт) – www.sugi-obninsk.ru.
14 См.: Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, расширенный, с использованием материалов судебной практики / А.Б. Агапов. М.: Статут, 2004 // АИПС «КонсультантПлюс».