Правовое регулирование деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ основ предупреждения государственными органами экстремистской деятельности.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих конкретных задач:
1. Дать общую характеристику понятию экстремистская деятельность;
2. Проанализировать законодательство о противодействии экстремизму
3. Определить основы предупреждение органами государственной власти преступлений экстремистской направленности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экстремизм: понятие, сущность, классификация
1.1 Понятие и сущность экстремизма
1.2 Классификация современного экстремизма
Глава 2. Правовое обеспечение деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности
2.1 Основные принципы, направления и субъекты противодействия экстремистской деятельности
2.2 Административная ответственность за экстремистскую деятельность
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование экстремизма.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

Источником  политического экстремизма является деятельность лиц, создающих предпосылки для разрушения экономики, Вооруженных Сил, систем образования и здравоохранения России и использующих средства массовой информации для запугивания населения, разрушения моральных основ общества, пропаганды насилия, в том числе путем его показа под предлогом осуждения.

Националистический  экстремизм отвергает интересы, права других наций, провозглашает верховенство одной нации над другими. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации (борьба за Халистан в Индии, движение басков в Испании и др.).

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.

Экологические экстремисты выступают против не только эффективной природоохранительной политики, но и научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Духовный  экстремизм ориентирован на изоляционизм, отвергает опыт, достижения другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты.

Молодежный  экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. При этом непосредственное отношение к его деятельности могут иметь взрослые, которым молодежь своим противоправным поведением зачастую стремится подражать. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.5

Именно  молодежь чаще совершает преступления агрессивного характера. Негативное воздействие к представителям той или иной национальной, расовой, религиозной группы, сформировавшееся под воздействием пропаганды экстремистских идей, а также на основании собственного жизненного опыта под влиянием определенных факторов (избытка свободного времени и его неорганизованности, отсутствия возможности или желания продолжать образование и как следствие невозможность трудоустроиться на высокооплачиваемую работу, несформированности или ограниченности интересов) толкает молодежь на участие в экстремистской деятельности.6 Из приложения А можно получить представление о социальной базе экстремальных настроений в молодежной среде. Активизация молодежного экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества.

Наибольшую  опасность представляет политический экстремизм. При этом различается  «левый» и «правый» экстремизм. «Левый» экстремизм заимствует революционные идеи анархизма, объявляет себя наиболее последовательным выразителем и защитником трудящихся масс, всех обездоленных, неимущих. Часть «левых» экстремистских организаций находятся на нелегальном положении, ведут партизанскую войну, совершают террористические акты, захват заложников. «Правые» экстремисты (фашистские, неофашистские, ультраправые, националистические, расистские движения, организации, партии) критикуют современное общество за «отсутствие порядка», «упадок нравов», эгоизм, потребительство и др. «Правому» экстремизму свойственна высокая степень организованности, скоординированности в международном масштабе.

По характеру  влияния на межгосударственные отношения  и в зависимости от гражданской  принадлежности субъектов к экстремистской деятельности экстремизм подразделяют на внутренний (когда к нему причастны  граждане собственной страны, а последствия  и ущерб от их действий не выходят  за ее рамки) и международный, акции  которого, осуществляемые гражданами одной или нескольких стран, направлены на подрыв конституционного строя иных государств либо международный правопорядок или международные отношения в целом.

Международный же экстремизм может быть государственным (в случае, если он является одним  из методов реализации внешней политики государства, причем эти методы состоят  на вооружении спецслужб или финансируемых  государством экстремистских центров  и организации) и негосударственным (когда акции экстремизма готовятся  и осуществляются международными экстремистскими  организациями, имеющими собственные  источники финансирования).

В свою очередь  внутренний экстремизм также может  быть подвергнут дополнительной систематизации. Так, во внутреннем экстремизме в зависимости от его субъектов можно выделить государственный экстремизм (когда насилие в отношении оппозиции, групп, категорий или целых слоев населения инспирируется самим государством и реализуется через силовые структуры под предлогом защиты государственных, общественных или общенациональных интересов); экстремизм проправительственный (осуществляется неправительственными общественными объединениями и партиями в интересах защиты институтов власти и, как правило, поощряется этой властью); экстремизм оппозиционный, при котором противоправное насилие направлено против государственных институтов, их представителей и защитников; межпартийный экстремизм, проявляющийся в процессе обострения политической борьбы, а также разновидности экстремизма, субъектами которого являются сторонники различных экстремистских идеологических течений (крайнего национализма, фашизма, сепаратизма).7

Почисленности и организованности участниковвыделяются экстремистские действия сообществ, групп (сект, организаций); сформированных или спонтанных групп; одиночек (обычно лица с психическими заболеваниями или иными аномалиями).

По методам  воздействия различают экстремизм с использованием физического насилия (лишение отдельных лиц или  даже целых их групп жизни, нанесение  увечий и иных телесных повреждений, ограничение свободы); экстремизм, сопряженный  с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение государственных  объектов, общественного, коллективного  или частного имущества); экстремизм с применением методов морально-психологического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение  панических слухов и т.д.). Как правило, при осуществлении экстремистских акций перечисленные методы используются комплексно, приоритет тем или иным из них отдается с учетом конкретных условий и специфики региона деятельности экстремистов, их оснащенности, складывающейся политической обстановки и иных обстоятельств.

Если  классифицировать экстремизм по целям, то можно выделить: сплачивающий экстремизм, акции которого направлены на объединение  различных структур криминального  толка; экстремизм демонстрационный, призванный обеспечить «рекламу» той или  иной экстремистской организации и  проводимой ею в жизнь идеологии  и политике, а также продемонстрировать силу и готовность ее членов к решительным  действиям; конфронтационный экстремизм, проявляющийся в применении насилия  в борьбе между противостоящими  политическими блоками, движениями, организациями, а также между  государственными структурами и  оппозицией; экстремизм провокационный, когда субъекты насильственных действий стремятся заставить своего политического  противника перейти к непопулярным среди населения или тактически выгодным для экстремистов действиям.

По средствам, используемым при осуществлении  акций экстремизма, последний подразделяют на два вида: традиционный (с применением  огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и других средств  совершения политических убийств, известных  человечеству в течение ряда веков) и технологический (использование  в экстремистских акциях новейших достижений науки и техники в области  компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, ядерных материалов, генной инженерии, имуннологии и т.д.).8

Разновидностям  экстремизма присущиобщие черты: насилие или его угроза, обычно вооруженные; одномерность, однобокость в восприятии общественных проблем, поиске путей их решения; фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои принципы и взгляды оппонентам; бездумное, беспрекословное выполнение любых приказов, инструкций; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; неспособность к толерантности, компромиссам либо игнорирование их. Экстремизм смыкается с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом.

 

Глава 2. Правовое обеспечение деятельности государственных органов по противодействию  экстремистской деятельности

2.1 Основные  принципы, направления и субъекты  противодействия экстремистской  деятельности

Специалисты выделяют в качестве основных принципов борьбы с экстремизмом следующие:

  • - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • - законность;
  • - гласность;
  • - приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • - приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • - сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • - неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

 

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

    Для борьбы с экстремистской деятельностью необходимо использовать комплекс общих, специальных и индивидуальных профилактических мер. Профилактика предполагает воспитание толерантности в обществе, нетерпимости к проявлениям экстремизма и т.д. Важное значение имеют также воспитательно-образовательные мероприятия и программы. Так, темы фильмов о противодействии экстремизму, терроризму и преступности признаны Приказом Минкультуры РФ от 03.02.2011 N 45 "О приоритетных темах национальных фильмов в 2011 году" признаны одними из важнейших приоритетных тем в документальном и научно-популярном кино.

      Как отмечалось в Международной декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации, образование на всех уровнях и для всех возрастов, включая воспитание в семье, и в частности образование в области прав человека, является ключом к изменению взглядов и поведения, основанных на расизме, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, а также к поощрению терпимости и уважению многообразия в обществе. Такое образование является определяющим фактором в поощрении, распространении и защите демократических ценностей справедливости и равенства, имеющих основополагающее значение для предотвращения распространения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и борьбы с ними.

     Декларация подчеркивает связь между правом на образование и борьбой против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и важнейшую, ключевую роль образования, в том числе образования в области прав человека и образования с учетом многообразия культур, особенно ориентированного на детей и молодежь, в предупреждении и искоренении всех форм нетерпимости и дискриминации.

      Необходимо использовать разноплановые меры, направленные на конкретную фокус-группу "потребителей". К таким мерам можно отнести: разъяснение последствий экстремизма для общества, широкое оглашение проводимых судебных процессов против экстремистов, разъяснение санкций за правонарушения экстремистской направленности, поддержка общественных организаций, направленных на развитие толерантности в обществе.

     Важно также сформировать негативное отношение к экстремистам в любых возможных кругах общения. В Приказе Генпрокуратуры РФ от 10.09.2008 N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению" рекомендуется рассматривать разъяснение законодательства как деятельность, осуществляемую с целью правового просвещения граждан, в том числе при взаимодействии с различными общественными институтами, и считать ее неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде, противодействия экстремизму, ксенофобии, коррупционным проявлениям. При этом учитывать, что работа в данном направлении не подменяет рассмотрение и разрешение жалоб и обращений граждан.

    При этом, следует обязательно учитывать, что пропагандистские меры ни в коем случае не должны проводиться в отрыве от реальных действий.

    В области противодействия уже совершаемой экстремистской деятельности закон оперирует категориями "выявление", "предупреждение", "пресечение" экстремистской деятельности.

     Выявление экстремистской деятельности - это обнаружение признаков правонарушения экстремистской направленности по материальным или идеальным следам;

    Предупреждение экстремистской деятельности - это выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности;

     Пресечение экстремистской деятельности - воспрепятствование продолжению совершения обнаруженного правонарушения экстремистской направленности, доведению его до завершения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Правовое регулирование деятельности государственных органов по противодействию экстремистской деятельности